Файл: Реферат Тема Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Компетенция «Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов», предполагает: составление характеристики на учащихся в конце года, описание его достижений и качественных изменений в развитии. Составление аналитической записки по результатам деятельности с описанием профессиональных проблем и перечня необходимых профессиональных компетенций.
5. Компетенция «Управление взаимоотношениями с учащимися, их родителями, коллегами», предполагает эмоциональное общение с учащимися, поощрение положительного контакта между ними. Привлечение родителей к участию в деятельности детской организации, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничество с коллегами.
6. Компетенция «Работа в команде педагогов учреждения дополнительного образования», предполагает: участие педагога в деятельности коллектива, педагог делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты учреждения дополнительного образования, направленные на развитие его приоритета.
7. Компетенция «Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования», содержит следующие поведенческие признаки: педагог осуществляет самодиагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций.
8. Компетенция «Профессиональное развитие в условиях учреждения дополнительного образования», подразумевает: разработку и реализацию программы профессионального развития. Использование потенциала коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации. Выстраивание системы изменений своих профессиональных компетенций.
3. Роль профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно-методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и порционных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
«В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-long leaming). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60–70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 процента».
Чтобы педагог работал качественно и сосредоточенно, он четко должен знать, что от него ожидают; у него должны быть пусть не максимально, но оптимально необходимый материал и оборудование. Кроме того, целесообразно обучить его всем премудростям педагогической профессии с учетом особенностей и возможностей дополнительного образования.
Успешность обучения ПДО отражается на качестве образовательных услуг, и в первую очередь на обогащении практических навыков. Необходима структурная модель, которая учитывает интересы работника в профессиональном и личностном росте. Эта модель работает максимально эффективно, направляет его на саморазвитие.
Новые знания должны внедряться осмысленно. Объем знаний, их осмысление и сопоставление с ранее полученными знаниями требуют постепенности, последовательности, непрерывности и регулярности.
Благодаря таким шагам профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования в образовательном учреждении детей по реализации дополнительных образовательных программ повышает конкурентоспособность не только состоявшихся педагогов, но и дает возможность адаптации «молодых» педагогов в соответствии с требованиями и определениями стандарта дополнительного образования детей, как в самом образовательном учреждении, так и на уровне педагогической среды города, региона.
Именно это дает возможность педагогу дополнительного образования стать ключевым фактором прогресса при формировании современного дополнительного образования детей как для региона, так и всей системы.
Заключение
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, — целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.
Современное состояние системы дополнительного образования предъявляет новые требования к учреждению дополнительного образования и педагогической деятельности педагога учреждения дополнительного образования.
Возникает необходимость в научном обосновании сущности профессиональных компетенций педагога учреждения дополнительного образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем развития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.
Развитие профессиональных компетенций педагогов учреждения дополнительного образования – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов.
Список литературы:
-
Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. - М., 1991. - С.27. -
Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. – С.177. -
Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2010. - №3. С.82. -
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой (кн. для учителя). — М., Просвещение, 1991. — 156 с. -
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов среднего проф. образования. — М., ВЛАДОС, 2002. — 239 с. -
Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74 -
Змеёв С. И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов, М.: Флинта: Наука, 1999. с. 152. -
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2011. – С.101. -
Кванина В. В. Гражданско-правовые регулирования отношений в сфере профессионального образования: Монография, М.: Готика, 2005. с.364. -
Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2) -
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 163-р -
Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах (том 5) /под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева — М., Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 692 с. -
Куприянов Б. В., Салина Е. А., Крылова Н. Г., Миновская О. В. Социальное воспитание в учереждениях дополнительного образования детей: Учеб.пособие для студ. пед.вузов/под ред. Мудрика А. В. — М. Издательский центр «Академия», 2004. С.240. -
Никитин В. Я., Кривых С. В. Россия в Европейском образовательном пространстве. // Академия профессионального образования. — 2010. — № 4. С. 3–13. -
Павлова, Е. Е. Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей / Е. Е. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7414/ (дата обращения: 10.01.2023). -
Полнер Е. Д. Основы современных технологий обучения: Методическое пособие, — СПб., 2005. 97 с. -
Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. С.90. -
Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4. -
Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. - №8. - С.23-27.