ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1.1 Историко-философская справка:
– исторически философия пришла на смену мифологическому вос-приятию окружающего мира;
– термин "философия" был введен античными философами более двух тысяч лет назад. Первым философом в истории человечества счита-ется Фалес;
– в античности всё духовное знание было взаимопроникающим - учение о природе ("натурфилософия" или современное естествознания), будущие социально-гуманитарные науки (этика, эстетика, история, языко-знание, риторика, поэтика, музыкальная гармония , художественное твор-чество- скульптура, изобразительное искусство и др.);
– уже в античности весь этот комплекс знаний понимался как духов-ный комплекс, как духовное пространство человека . В этот период проис-ходит систематизация этого комплекса на разделы:
= онтология – учение о бытии;
= гносеология (или: эпистемология) - учение о познании;
= логика - учение о формах мышления.
– к ХХ веку завершилось формирование знания по частнонаучным локусам (физика, химия, биология и др.). Сложилась такая ситуация: зна-ния, которые долго формировались в рамках философии, разошлись по частным наукам. Для частных наук философия осталась их "материнским лоном", а именно:
= концептуальным источником ;
= общей (универсальной, фундаментальной) теоретико-мето-дологической базой;
– в течение всей своей истории философия переживала разное к се-бе отношение - от "отмены философии" до "абсолютного ее господства". Все виды знания до сих пор выясняют свои отношения с философией. Ав-тор учебника философии А.Г. Спиркин считает, что "и сегодня вопрос о соотношении всех этих форм духовной активности человека с философией не может считаться решенным, и сегодня в центре внимания большинства исследователей философии стоит проблема разделения собственно фило-софского знания и знания специальных наук " [ 7, с. 8].
1.1.2. Этимология понятия.
– Этимология (греч. etymologia, от etymon - "истиное значение сло-ва" и logos - "слово, учение"), это отрасль языкознания , исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.
– Этимология (греч.): словопроизводство; корнесловие; учение об образовании одного слова из другого; указывающий корни; происхожде-ние слов; словопроизводный (В.И. Даль).
а) У Сократа философия означала "любовь к мудрости".
NB: возможно это и условное название, но Сократ исходил из
его смысла. Софист (по гречески –"мудрец") – это "муд-
рый человек" или "философ" – это человек, любящий
мудрость.
б) Платон первым ввел понятие "философия" в европейскую терми-нологию, но с более глубоким смыслом - " к истине" (хотя и это не совсем точно).
NB: в древнегреческом языке "софия" не сводится к мудрости;
объем и содержание понятия "софия" шире сложнее.
– изначально Платон мыслил философию не как "собрание бытовых истин ", а как "стремление к истине", то есть, для него это такое идеальное (нематериальное) состояние ума и души человека, которое способно гар-монизировать свою внутреннюю психику человека и его отношение с ок-ружающим миром.
NB: для Платона философское состояние ума (мышления,
сознания) - это такое нематериальное (идеальное) ка-
чество личности, когда быть философом - это значит
иметь в душе (психике) и разуме сам механизм стрем-
ления к истине.
– Смысл философии (по Платону):
= философия - это индикатор истины, это идеальный
(психический) механизм, удерживающий человека от соблазна
изменить истине, отступиться от истины, не соблазниться
"привлекательным знанием", "симпатичной идеей";
= наличие философского механизма в мышлении (разуме) и
психике не позволяет человеку изменить себе, проявить
слабость.
в) В наше время, с развитием науки, философия - это интеллек-туальная база духовной культуры человечества:
Пример: формальная логика (созданная Аристотелем и
изучающая формы мышления человека) – формиро-
вание понятий, суждений, умозаключений), являю-
щаяся базовым разделом философии, стала современ-
ной нейроматематикой в научных исследованиях моз-
га нейрофизиологов Беларуси.
В конечном счете, на сегодняшний день, философия как форма общественного сознания, заняла позицию:
– фундаментальной основы познания;
– фокуса (центра) познавательной и практической деятельности че-
ловека;
– энергетического а интеллектуальной творческой деятель-
ности человека.
1.1.3. Гносеологические корни (природа) философского знания.
– Возникновение философии связано с изменениями в духовной сфере человека и человечества. Это был тот исторический период, когда человечество совершало переход от мифологического мировоззрения к более интеллектуальному, осмысленному и мудрому мировоззрению и потому получило название философии в соответствии с этимологией этого понятия.
– Сами духовные изменения означали новое состояние души: если при мифологическом мировоззрении человек осознавал себя объектом природы, то философское мировоззрение сделало человека субъектом природы (сумевшим понять своё место в природе и возможность овла-дения этим миром).
– В силу многогранности духовной сферы философия родилась в ней как духовное образование, унаследовав и многогранный духовный потенциал.
1.1.4. Связь философии с культурой и мышлением.
– Поскольку философия (по праву своего рождения) изначально проявила себя в интеллектуальной рефлексии (от греч. reflexio – размыш-ляю, оцениваю) , то она сразу же стала философской способностью мозга.
– Вполне понятно, что философия, рожденная в обширном и много-гранном духовном пространстве , унаследовала и духовную многоаспек-тность и интеллектуальный потенциал. Именно так запускалась смысловое разнообразие и богатство духовной сферы человека. Результатом этого стало философское (интеллектуальное) формирование мыслительной дея-тельности мозга.
– Однажды родившись, философский механизм стал формировать более интеллектуальный стиль мышления в функционировании мозга , что привело к осознанию человеком сначала себя в природе, затем своего пре-имущества над природой , управления ею и своей ответственности перед природой. То есть, в духовной сфере человека появилось новое качество - саморазвитие .
– Философия генетически связана с развитием мозга и его основной функцией – мышлением. Мозг и философия – это исторически (эволюци-онно) социокультурные образования , которые совместно формировали духовное пространство , социокультурное по своей природе. Разумеется, за прошедшие тысячелетия мозг и мышление социокультурно усложнялись и тем самым усложнялось и философское мышление.
– Философия (философское мышление) заняла своё достойное мес-то в системе общественного сознания. Однако какое бы место философия там не заняла, ее центральным вопросом всегда остается вопрос о природе философского мышления , о фундаментальной роли культурогенеза в его человеческой эволюции.
– При всех своих историко-культурных изменениях философия в мыслительной деятельности мозга остается и на сегодняшний день осо-бым типом мышления, особенность которого в том, что оно не отождес-твляет себя с пользой, либо с "истиной в последней инстанции", либо с "абсолютной мудростью".
– Именно поэтому в современных культурах , как фундаментальных базовых основах человеческой эволюции, философское мышление заняло своё плотное (особое) место в общественном сознании.
1. 2. Специфика философского знания
Специфика философского знания заключается в двух факторах:
а) двойственности философского знания; б) особенностях философского знания.
а) Основная специфика философского знания в его двойственности, так как оно:
– имеет очень много общего с научным знанием: предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Это с одной стороны. А с другой:
– философское знание не является научным “в чистом виде” по ря-ду причин: во-первых, в течение трех тысяч лет философия собрала и накопила тысячи интересных идей, которые еще не доказаны экспери-ментальной наукой и потому не имеют статуса научности; во-вторых, в истории философии имеется огромная сфера “вненаучного знания” (пара-наука, эзотеризм и т.п.), которые наука не изучает, но из которых берет свое начало история медицины;
– главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением;
– отсутствие локализации философского знания.
б) Особенности философского знания:
– имеют схожую структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)
– носит предельно общий теоретический характер;
– содержит базовые основополагающие идеи и понятия, лежащие в основе всех наук;
– несет на себе отпечаток личности и мировоззрения философа, то есть философская мысль ограничена силой мышления самого философа (в отличие от науки);
– является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав-ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
– изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна-ния;
– находится в динамике (постоянно развивается и обновляется в со-ответствии с динамикой своего объекта – живой материей);
– неисчерпаемо по своей сути и опирается на предельно общие по-нятия и категории;
– ограничено познавательными способностями человека.
2.1. Объект и предмет философии
а) Объект философии:
– это живая материя в единстве материального мира (физического мира как объективной реальности) и идеального ( нематериального) мира ( в субъективной реальности, психического пространства);
– объект философии и науки совпадает - живая материя, Космос, Вселенная, всё сущее, мироздание.
б) Предмет философии:
– в целом предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает;
– общая структура предмета философии (философского знания) составляет четыре основных раздела:
= онтология (учение о бытии);
= гносеология (учение о познании);
= проблема человека;
= проблема общества.
– В самом распространенном учебнике по философии А.Г. Спиркина предмет философии определяется через “человеческое измерение” [7, с.22-24]. А.Г. Спиркин считает, что “в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром” [7, с.22]. Автор определяет ряд критериев и мы позаимствуем их:
= во-первых, в философии человек – не объект (этим занимается психология), а субъект живой материи;
= во-вторых, “предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставлено и столь же универсальные категории объекта” [7, с.13];