Файл: Философия, ее зарождение, предмет, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Философии, социологии, культурологии»




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Философия

Вариант № 1

Тема : Философия, ее зарождение, предмет, сущность

Семестр 1 учебный год 2022/2023






Выполнил(а) студент(ка) _______3______ курса




Форма обучения заочная___________________




Институт : ИММТ




Группа ___б-МНСТипу-31_________




Номер зачетной книжки 192151




Ф.И.О. Хаки Даниил Александрович




Подпись студента ________________________




Дата защиты ____________________________










Проверил(а) _____________________________

(должность, степень, звание руководителя)




Ф.И.О. Довгаленко Н.В.




Отметка о зачете _________________________




Подпись преподавателя ___________________







Саратов 2023

Содержание




Введение 2

1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека. 4

2. Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания. 8

3. Функции философии (Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция) 11

4. Период возникновения философии и понятие «осевого времени» К. Ясперса. 14

Заключение 20

Список литературы к теме: 22



Введение


Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии  свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

Само  название «философия», согласно  преданиям, употребил  впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?



Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения  самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека. 

Цель работы заключается в изучении философии как любовь к мудрости и ее роль в жизни человека.

Задачи изучить :

1 Философию как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.

2 Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания

3 Функции философии (Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция)

4Период возникновения философии и понятие «осевого времени» К. Ясперса.

1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.




По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, а также возникшей на ее основе религией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения.

Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано от двух слов: «филео» – любовь и «софия» – мудрость. В буквальном смысле философия – это любовь к мудрости, или, как говорили на Руси, любомудрие. По преданию, первым человеком, который стал использовать это слово в отношении своих друзей, учеников и самого себя, был древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580-500 до н.э.), которого сейчас все помнят по его общеизвестной теореме. Используя слово «философия», Пифагор указывал при этом, что человеку не следует переоценивать свои успехи в достижении мудрости, однако любовь к ней, стремление к мудрости приличествует каждому разумному человеку. Умный должен говорить не о том, что он обладает мудростью, а о том, что он стремится к ней. Итак, первоначальное значение слова «философия» составляло любовь к мудрости. Такое понимание философии было характерно для периода её возникновения (более 2500 лет назад) и первоначального существования.


Любовь к мудрости понималась, во-первых, как стремление к знаниям, к истине. «Иные, подобные рабам, - утверждал Пифагор, - рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Любовь к мудрости означала не просто стремление много знать, что характерно и для обычного любопытства. «Многознание, - говорил древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н.э.), - мудрости не прибавляет». Для философа характерно знать главное, существенное, единое в неисчислимом множестве отдельных явлений.

Во-вторых, любовь к мудрости предполагала необходимость доказательства, аргументированности всех положений и, в отличие от религии и мифологии, исключала принятие чего-либо существенного на веру. В мифологии и религии доказательства могут использоваться, но они не играют там существенной роли, главное в них – вера и следование традиции и авторитету (а если кто не следует им, то его строго накажут, вплоть до изгнания из племени или убийства). Другое дело – философия, здесь все положения должны быть логически обоснованы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура в лице вождя, шамана, жреца внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступали раньше». Философ же говорил: «Не принимай всё на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.

В третьих, любовь к мудрости подразумевала стремление к поиску оптимальных решений в сложных и неопределенных ситуациях. Мудрец – тот, кто находит выход из положения в том случае, когда другие этого сделать не могут. В четвёртых, любовь к мудрости понималась как желание ясно, свободно, логично и красиво излагать свои мысли. Первые профессиональные учителя философии в Греции были одновременно и учителями красноречия. И, наконец, в пятых, любовь к мудрости означала приверженность к разумному и достойному образу жизни, основанному на принципе меры и соответствующему природе человека.

В то время философия включала в себя всю совокупность логически обоснованных знаний о мире, это была нерасчлененная форма теоретического знания. Предметом философии было всё окружающее человека. Отдельные науки еще не существовали, а зачатки частных наук входили в состав философии, так же как и элементы мифологии. Эту нерасчлененную форму знания некоторые авторы называют предфилософией, протофилософией, прафилософией и пранаукой. Поскольку сами древние мыслители называли эту форму познания философией, то этому будем следовать и мы.


В дальнейшем по мере накопления частнонаучных знаний и выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененной формы знания, ранее называемой философией. Уже в античную эпоху от философии отделились математика, астрономия, медицина. Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII-XVIII вв. процесс размежевания между собственно философией и частными науками совершается всё более быстрыми темпами. Механика, физика, а затем и химия, биология, юриспруденция, экономика, история становятся самостоятельными отраслями познания. Одной из последних наук, которые отделились от философии к концу XIX века, была психология. В ходе этого процесса происходило и самоопределение философии, она освобождалась от претензии быть наукой наук, объяснять всё и вся, специализируясь на осмыслении наиболее общих проблем в системе «человек-мир».

Чем же теперь стала философия? Прежнее понимание философии как любви к мудрости, разумеется, распространяется и на современную философию, однако теперь оно становится недостаточным. Стремление к мудрости в отмеченных выше проявлениях может быть присуще не только философу, но и экономисту, физику, врачу, педагогу и т.д., т.е. сейчас оно служит общим качеством всех интеллектуально и нравственно развитых людей, а не только философов. Поэтому мы должны дополнить древнее понимание философии как любви и мудрости.

Существует множество определений философии: философия – учение о сущности и предельных основаниях бытия, философия – учение о познании, философия – учение об общих законах развития всех сфер бытия, философия – своеобразная интеллектуальная деятельность, имеющая не содержательное, а функциональное назначение по очищению языка от псевдопроблем, философия – учение о нравственности, ценностях, счастье или человеке вообще. Приведённые определения фиксируют либо наиболее существенные части конкретных философских систем, либо преимущественную направленность познавательных интересов отдельных философов.

Думается, что синтез приведённых выше, а также и других определений философии возможен в рамках её понимания как общей теоретической основы мировоззрения. Философия представляет собой категориальную (понятийную) основу мировоззрения. В отличие от обыденных знаний и религиозных представлений философия всегда есть теоретически обосновываемые, доказываемые с помощью определённых аргументов, положения. А отличие философии от частнонаучных знаний заключается в том, что философские принципы обосновываются посредством основных, общенаучных, наиболее общих понятий (категорий). Частные науки изучают отдельные формы и сферы бытия, а