ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
философия исследует бытие в целом, связи и отношения его частей, а также предельные основания любой формы бытия. Поэтому философию можно определить как теоретическую систему наиболее общих положений о мире в целом, природе, обществе, человеке и его многообразных отношениях к миру. Характерная особенность философии – биполярность, рассмотрение всех вопросов через призму отношения «человек – мир».
Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:
1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;
2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;
3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;
4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.
Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире.
Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно- принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей;
2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе, Статично, Однозначно;
3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер;
4. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод;
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм (действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери); идеализм (признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением,США,фрг); эмпиризм (основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания); рационализм (истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений).
Это основные направления применения философии, посредством которых реализуются ее цели, задачи и задачи. Давайте обозначим некоторые функции:
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Она показывает способность действовать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой всеобъемлющую, устойчивую систему представлений о мире и законах его существования, о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, имеющих отношение к поддержанию жизни общества и личности. Мировоззрение человека приходит в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые регулируют его отношения с миром, обществом и самим собой.
Мировоззрение в своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании она основана - мифологическом, религиозном или философском. Мифы, то есть фантастические истории о мировом порядке и месте человека в системе мироздания, составляют основу мифологического мировоззрения. Такое мировоззрение возникает из художественного и эмоционального переживания мира или социальных иллюзий. Религиозное мировоззрение - следующий этап в развитии мировоззрения человека. В отличие от мифа, религия не смешивает светское и священное. Сторонники такого мировоззрения верят, что созидательная, всемогущая сила - Бог - выше природы и выше природы. В основе любого религиозного мировоззрения лежат идеи о высших ценностях и средствах их достижения. Она основана на несомненной вере и ставит мировоззрение человека в зависимость от религиозной доктрины. В отличие от этого, философское мировоззрение основано на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезированные в представлениях о научном образе мира.
Методологическая функция. Метод в наиболее общей форме означает такие знания и основанную на них систему действий, с помощью которой можно приобрести новые знания. Философия имеет свои особые методы и свой язык. Язык философии - это язык категорий, тех чрезвычайно общих терминов (ум - материя; необходимость - непредвиденность; добро - зло; красивое - уродство; истина - ошибка и т.д.), которые формулируют конечные вопросы и дают рациональные ответы. Все науки во все времена истории использовали категории количества и качества, причины и следствия, сущности, права и т.д., сознательно или неосознанно заимствуя их категорические значения из философии. Через систему своих универсальных категорий философия помогает наукам осмыслить и, прежде всего, целенаправленно формировать свои собственные философские основы, соответствующие их предмету и задачам.
Рефлексивно-критическая функция. Подобная реализация одной цели философии связана с появлением другой, которая проявляется в рефлексивно-критической функции. Философия оценивает происходящее в мире на основе общих представлений о нормах и патологиях явлений и процессов реальности, окружающих человека. Критическое отношение философии к отрицательно оцениваемым явлениям в духовной и материальной жизни способствует разработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется патологическим и поэтому достойным трансформации. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей с миром, но и в процессе самооценки собственного содержания специалистами. Таким образом, критическая функция философии может быть реализована как в том, как она стимулирует развитие знаний о мире и обновление мира в целом, так и в том, как она улучшает содержание самой философии.
Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически ставит под сомнение существующую культуру и условия, в которых находятся общество и индивиды. Философия помогает распознать иллюзии, заблуждения, предрассудки и ошибки собственной эпохи и освободиться от них. Философия чувствительна к устаревшему образу жизни, готовит общественность к необходимости перемен и стремится ответить на фундаментальные вопросы бытия.
Интегративная функция заключается в том, что с помощью философии устанавливается органическая связь всех компонентов культурного содержания человека - онтологических, гносеологических, логических, этических, эстетических, аксиологических, жизненных и практических. С помощью философии человек развивает универсальные принципы понимания и объяснения человеческой природы и мира в целом, создает чрезвычайно обобщенные идеи и представления о существовании. Философия объединяет всю интеллектуальную культуру в некое интегральное единство в рамках данной исторической эпохи.
Таким образом, философия обобщает накопленные человечеством знания, систематизирует и интегрирует их в единую систему, вырабатывает критерии их подчинения. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала
приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. В отличие от религиозного мировоззрения философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел. Итак, любовь к истине и мудрости (философия), впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э. в контексте, которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было, по сути, синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.
На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.
2. Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания.
Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:
1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;
2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;
3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;
4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.
Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире.
Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно- принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.
-
Онтология - учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования; -
Гносеология - отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания; -
Аксиология - изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу; -
Праксеология - учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека; -
Антропология - философское исследование человека; -
Социальная философия - отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей;
2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе, Статично, Однозначно;
3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер;
4. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод;
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм (действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери); идеализм (признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением,США,фрг); эмпиризм (основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания); рационализм (истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений).
3. Функции философии (Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция)
Это основные направления применения философии, посредством которых реализуются ее цели, задачи и задачи. Давайте обозначим некоторые функции:
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Она показывает способность действовать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой всеобъемлющую, устойчивую систему представлений о мире и законах его существования, о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, имеющих отношение к поддержанию жизни общества и личности. Мировоззрение человека приходит в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые регулируют его отношения с миром, обществом и самим собой.
Мировоззрение в своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от того, на каком основании она основана - мифологическом, религиозном или философском. Мифы, то есть фантастические истории о мировом порядке и месте человека в системе мироздания, составляют основу мифологического мировоззрения. Такое мировоззрение возникает из художественного и эмоционального переживания мира или социальных иллюзий. Религиозное мировоззрение - следующий этап в развитии мировоззрения человека. В отличие от мифа, религия не смешивает светское и священное. Сторонники такого мировоззрения верят, что созидательная, всемогущая сила - Бог - выше природы и выше природы. В основе любого религиозного мировоззрения лежат идеи о высших ценностях и средствах их достижения. Она основана на несомненной вере и ставит мировоззрение человека в зависимость от религиозной доктрины. В отличие от этого, философское мировоззрение основано на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезированные в представлениях о научном образе мира.
Методологическая функция. Метод в наиболее общей форме означает такие знания и основанную на них систему действий, с помощью которой можно приобрести новые знания. Философия имеет свои особые методы и свой язык. Язык философии - это язык категорий, тех чрезвычайно общих терминов (ум - материя; необходимость - непредвиденность; добро - зло; красивое - уродство; истина - ошибка и т.д.), которые формулируют конечные вопросы и дают рациональные ответы. Все науки во все времена истории использовали категории количества и качества, причины и следствия, сущности, права и т.д., сознательно или неосознанно заимствуя их категорические значения из философии. Через систему своих универсальных категорий философия помогает наукам осмыслить и, прежде всего, целенаправленно формировать свои собственные философские основы, соответствующие их предмету и задачам.
Рефлексивно-критическая функция. Подобная реализация одной цели философии связана с появлением другой, которая проявляется в рефлексивно-критической функции. Философия оценивает происходящее в мире на основе общих представлений о нормах и патологиях явлений и процессов реальности, окружающих человека. Критическое отношение философии к отрицательно оцениваемым явлениям в духовной и материальной жизни способствует разработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется патологическим и поэтому достойным трансформации. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей с миром, но и в процессе самооценки собственного содержания специалистами. Таким образом, критическая функция философии может быть реализована как в том, как она стимулирует развитие знаний о мире и обновление мира в целом, так и в том, как она улучшает содержание самой философии.
Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически ставит под сомнение существующую культуру и условия, в которых находятся общество и индивиды. Философия помогает распознать иллюзии, заблуждения, предрассудки и ошибки собственной эпохи и освободиться от них. Философия чувствительна к устаревшему образу жизни, готовит общественность к необходимости перемен и стремится ответить на фундаментальные вопросы бытия.
Интегративная функция заключается в том, что с помощью философии устанавливается органическая связь всех компонентов культурного содержания человека - онтологических, гносеологических, логических, этических, эстетических, аксиологических, жизненных и практических. С помощью философии человек развивает универсальные принципы понимания и объяснения человеческой природы и мира в целом, создает чрезвычайно обобщенные идеи и представления о существовании. Философия объединяет всю интеллектуальную культуру в некое интегральное единство в рамках данной исторической эпохи.
Таким образом, философия обобщает накопленные человечеством знания, систематизирует и интегрирует их в единую систему, вырабатывает критерии их подчинения. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
4. Период возникновения философии и понятие «осевого времени» К. Ясперса.
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала
приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. В отличие от религиозного мировоззрения философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел. Итак, любовь к истине и мудрости (философия), впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э. в контексте, которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было, по сути, синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.
На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.