Файл: Философия, ее зарождение, предмет, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Осевое Время – концепт, введенный К. Ясперсом для обозначения исторического периода с 8 по 2 вв. до н. э. Как наиболее важного для развития мировой цивилизации. На протяжении этих шести веков человечество совершило великий прорыв к новым культурным рубежам, создало идеи и образы, религиозные и философские системы, которые стали задавать тон духовному развитию последующих двух тысячелетий.

В основе концепции К.Ясперса лежит идея «осевого времени». Под этим понятием философ подразумевает эпоху, когда, по его мнению, возникла основа мировой истории человечества, была заложена «ось» мировой истории. Ясперс полагает, что это произошло в промежутке между 800 и 200 г. до н. э. В эту эпоху, как он считает, в разных регионах Земли, и прежде всего в трех центрах - Индии, Китае и Греции, - произошли принципиальные и однотипные в своей основе духовные изменения, определившие все последующее в истории человечества. В Китае это было связано с Конфуцием, Лао-Цзы и другими древнекитайскими мыслителями, в Индии - с Упанишадами и Буддой, в Греции - с возникновением и развитием древнегреческой философии. Кроме того, Ясперс указывает на Заратустру в Иране и на иудейских пророков. Характеризуя изменения, ознаменовавшие осевое время, Ясперс говорит о том, что и на Западе, и на Востоке в эти годы подошла к концу мифологическая эпоха и началась борьба рациональности против мифа, появились философия, представление о трансцендентном Боге, «произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». «Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением», - пишет он

1. «Тем, что совершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня»

2. Если выразить самое главное, в чем фокусируются для Ясперса изменения, связываемые им с осевым временем, то это - возникновение индивидуального самосознания (рефлексии), становление личности и личностного отношения к Богу.

Каков статус понятия осевого времени, вводимого Ясперсом? Это понятие он пытается утвердить, привлекая исторические факты, но осевое время, безусловно, не есть эмпирическая данность. Это понятие даже не теоретический конструкт, призванный упорядочить и объяснить те или иные исторические данные, хотя оно и выполняет подобную роль. «Осевое время» у Ясперса связано с представлением о скрытом, трансцендентном смысле истории, который можно уловить, расшифровать, но не обнаружить эмпирически, и понятие осевого времени изначально нагружено этим содержанием. 
Характеризуя духовные процессы, составляющие, по Ясперсу, суть осевого времени, он акцентирует внимание на том, что упомянутые процессы протекали в разных регионах Земли независимо, но примерно на одном и том же отрезке времени. Этот параллелизм в духовном развитии разных стран в одно и то же время рационально объяснить, как он считает, невозможно. В этом, по его мнению, кроется историческая тайна. «Никто не может полностью понять, что здесь произошло, как возникла ось мировой истории» 

3. Загадочными и непостижимыми являются, с его точки зрения, и другие крупные переломы в развитии человечества. Подобным образом он характеризует возникновение древних цивилизаций, зарождение современной науки и само появление человека. Точнее, он хочет сказать, что все предлагаемые научные объяснения не дают здесь исчерпывающего ответа и подлинного понимания. Но в том, что недоступно научному познанию, как раз и содержится, по Ясперсу, глубокий смысл истории. «Удивление перед тайной, - говорит он, является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания...»

4. Можно было бы думать, что при подобном статусе «осевого времени» не требуется его особое историческое обоснование. Однако позиция Яcперca не такова. Он желает, чтобы идея осевого времени опиралась на фактические исторические данные, ведь оно должно быть утверждено в его общезначимости, а в условиях современности с ее безверием и мировоззренческим плюрализмом подобная общезначимость может быть достигнута лишь научным образом.

Приятие цели истории и в то же время провозглашение открытости истории и свободы человека; утверждение о принципиальной незавершенности истории и в то же время постижение истории в ее целостности; признание того, что смысл истории и целое истории не есть фактическая данность и одновременно стремление опереться на фактуальный исторический материал - таковы полюсы, в которых движется философско-историческая мысль К. Ясперса.

Заключение


Философия - это средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, понять высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свое представление о смысле жизни, предназначении, свободе, правде, добре, творчестве, красоте и счастье. Философия дает логическое дополнение к интеллектуальному развитию личности, выражает суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни. Без философии невозможно стать высокообразованным и интеллектуально развитым человеком.

Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии - теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по - новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению. Философия формирует в человеке универсальное предвидение, уверенность в его интеллектуальных способностях, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия необходима каждому для самореализации как рационального существа и является единственным средством и объектом духовности в материальном мире.

Список литературы к теме:




  1. Философия: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. А. Деминой. Москва: Проспект, 2015. 360 с. Режим доступа:  http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392167753.html ЭБС технического вуза, по паролю 

  2. Разин А.В. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. Электрон. текстовые данные. Москва: Проспект, 2015. 496 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392143467.html?SSr=37013377c1125e4691f4568 . ЭБС технического вуза, по паролю.

  3. Арефьева Г.С. Философский словарь инженера / под ред. доктора филос. наук Г.С. Арефьевой - М.: Издательский дом МЭИ, 2016. - ISBN 978-5-383-00972-7 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785383009727.html

  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К.Ясперс. – М., Политиздат. 1991. - 527 с.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х.Ортега-и-Гассет. – М., Наука. 1991. – 411 с.

  6. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / М.Хайдеггер. – М., Проект. 2013. – 288 с.

  7. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. / М. Мамардашвили.– М., Прогресс. 1992. - 418 с.


Периодические издания

  1. Вопросы философии / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=43365950

  2. Сибирский философский журнал / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=58085

  3. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=2766

Интернет-ресурсы

  1. Научная электронная библиотека elibrary.ru/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

  2. Энциклопедия, библиотека / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.ru

  3. Портал «Киберленинка» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru

  4. Философский словарь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://phenomen.ru/public/dictionary.php

  5. Философский форум / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://phenomen.ru/forum/

  6. Мир энциклопедий on-line / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.encyclopedia.ru/

  7. «Единое окно»: доступ к образовательным ресурсам / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/