ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | |
высшего образования | |
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» | |
Кафедра «Философии, социологии, культурологии» | |
| |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | |
по дисциплине Философия | |
Вариант № 1 | |
Тема : Философия, ее зарождение, предмет, сущность | |
Семестр 1 учебный год 2022/2023 | |
| |
| Выполнил(а) студент(ка) _______3______ курса |
| Форма обучения заочная___________________ |
| Институт : ИММТ |
| Группа ___б-МНСТипу-31_________ |
| Номер зачетной книжки 192151 |
| Ф.И.О. Хаки Даниил Александрович |
| Подпись студента ________________________ |
| Дата защиты ____________________________ |
| |
| Проверил(а) _____________________________ (должность, степень, звание руководителя) |
| Ф.И.О. Довгаленко Н.В. |
| Отметка о зачете _________________________ |
| Подпись преподавателя ___________________ |
| |
Саратов 2023
Содержание
Введение 2
1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека. 4
2. Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания. 8
3. Функции философии (Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция) 11
4. Период возникновения философии и понятие «осевого времени» К. Ясперса. 14
Заключение 20
Список литературы к теме: 22
Введение
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.
Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.
Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?
Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.
Цель работы заключается в изучении философии как любовь к мудрости и ее роль в жизни человека.
Задачи изучить :
1 Философию как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.
2 Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания
3 Функции философии (Философская, методологическая, рефлексивно-критическая и интеграционная функция)
4Период возникновения философии и понятие «осевого времени» К. Ясперса.
1. Философия как «любовь к мудрости» и ее роль в жизни человека.
По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, а также возникшей на ее основе религией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения.
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано от двух слов: «филео» – любовь и «софия» – мудрость. В буквальном смысле философия – это любовь к мудрости, или, как говорили на Руси, любомудрие. По преданию, первым человеком, который стал использовать это слово в отношении своих друзей, учеников и самого себя, был древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580-500 до н.э.), которого сейчас все помнят по его общеизвестной теореме. Используя слово «философия», Пифагор указывал при этом, что человеку не следует переоценивать свои успехи в достижении мудрости, однако любовь к ней, стремление к мудрости приличествует каждому разумному человеку. Умный должен говорить не о том, что он обладает мудростью, а о том, что он стремится к ней. Итак, первоначальное значение слова «философия» составляло любовь к мудрости. Такое понимание философии было характерно для периода её возникновения (более 2500 лет назад) и первоначального существования.
Любовь к мудрости понималась, во-первых, как стремление к знаниям, к истине. «Иные, подобные рабам, - утверждал Пифагор, - рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Любовь к мудрости означала не просто стремление много знать, что характерно и для обычного любопытства. «Многознание, - говорил древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н.э.), - мудрости не прибавляет». Для философа характерно знать главное, существенное, единое в неисчислимом множестве отдельных явлений.
Во-вторых, любовь к мудрости предполагала необходимость доказательства, аргументированности всех положений и, в отличие от религии и мифологии, исключала принятие чего-либо существенного на веру. В мифологии и религии доказательства могут использоваться, но они не играют там существенной роли, главное в них – вера и следование традиции и авторитету (а если кто не следует им, то его строго накажут, вплоть до изгнания из племени или убийства). Другое дело – философия, здесь все положения должны быть логически обоснованы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Мифологическая культура в лице вождя, шамана, жреца внушала человеку: «Слушай старших, поступай как все и как поступали раньше». Философ же говорил: «Не принимай всё на веру, уважай старших, но думай сам, поступай по своему разумению». Тем самым философия повышала степень свободы человека.
В третьих, любовь к мудрости подразумевала стремление к поиску оптимальных решений в сложных и неопределенных ситуациях. Мудрец – тот, кто находит выход из положения в том случае, когда другие этого сделать не могут. В четвёртых, любовь к мудрости понималась как желание ясно, свободно, логично и красиво излагать свои мысли. Первые профессиональные учителя философии в Греции были одновременно и учителями красноречия. И, наконец, в пятых, любовь к мудрости означала приверженность к разумному и достойному образу жизни, основанному на принципе меры и соответствующему природе человека.
В то время философия включала в себя всю совокупность логически обоснованных знаний о мире, это была нерасчлененная форма теоретического знания. Предметом философии было всё окружающее человека. Отдельные науки еще не существовали, а зачатки частных наук входили в состав философии, так же как и элементы мифологии. Эту нерасчлененную форму знания некоторые авторы называют предфилософией, протофилософией, прафилософией и пранаукой. Поскольку сами древние мыслители называли эту форму познания философией, то этому будем следовать и мы.
В дальнейшем по мере накопления частнонаучных знаний и выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененной формы знания, ранее называемой философией. Уже в античную эпоху от философии отделились математика, астрономия, медицина. Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII-XVIII вв. процесс размежевания между собственно философией и частными науками совершается всё более быстрыми темпами. Механика, физика, а затем и химия, биология, юриспруденция, экономика, история становятся самостоятельными отраслями познания. Одной из последних наук, которые отделились от философии к концу XIX века, была психология. В ходе этого процесса происходило и самоопределение философии, она освобождалась от претензии быть наукой наук, объяснять всё и вся, специализируясь на осмыслении наиболее общих проблем в системе «человек-мир».
Чем же теперь стала философия? Прежнее понимание философии как любви к мудрости, разумеется, распространяется и на современную философию, однако теперь оно становится недостаточным. Стремление к мудрости в отмеченных выше проявлениях может быть присуще не только философу, но и экономисту, физику, врачу, педагогу и т.д., т.е. сейчас оно служит общим качеством всех интеллектуально и нравственно развитых людей, а не только философов. Поэтому мы должны дополнить древнее понимание философии как любви и мудрости.
Существует множество определений философии: философия – учение о сущности и предельных основаниях бытия, философия – учение о познании, философия – учение об общих законах развития всех сфер бытия, философия – своеобразная интеллектуальная деятельность, имеющая не содержательное, а функциональное назначение по очищению языка от псевдопроблем, философия – учение о нравственности, ценностях, счастье или человеке вообще. Приведённые определения фиксируют либо наиболее существенные части конкретных философских систем, либо преимущественную направленность познавательных интересов отдельных философов.
Думается, что синтез приведённых выше, а также и других определений философии возможен в рамках её понимания как общей теоретической основы мировоззрения. Философия представляет собой категориальную (понятийную) основу мировоззрения. В отличие от обыденных знаний и религиозных представлений философия всегда есть теоретически обосновываемые, доказываемые с помощью определённых аргументов, положения. А отличие философии от частнонаучных знаний заключается в том, что философские принципы обосновываются посредством основных, общенаучных, наиболее общих понятий (категорий). Частные науки изучают отдельные формы и сферы бытия, а