Файл: Оглавление Введение Назначение и типы систем охлаждения Проектирование, состав и эксплуатация системы охлаждения Обслуживание системы охлаждения Ремонт системы охлаждения Требования безопасности при ремонте автомобиля Заключение Список литературы Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление:
-
Введение -
Назначение и типы систем охлаждения -
Проектирование, состав и эксплуатация системы охлаждения -
Обслуживание системы охлаждения -
Ремонт системы охлаждения -
Требования безопасности при ремонте автомобиля -
Заключение -
Список литературы
Введение
В настоящее время все передовое человечество использует какой-то вид транспорта для передвижения (легковые автомобили, автобусы, грузовики).
В русском энциклопедическом словаре автомобиль определяется как транспортное средство (т.е. подвижный, легко перемещаемый), бездорожье, в основном колесное, приводимое в движение собственным двигателем (внутреннее сгорание, электрическое или паровое).
Различают легковые автомобили (легковые и автобусы), грузовые автомобили, специальные транспортные средства (пожарные машины, машины скорой помощи и т.д.) и гоночные автомобили.
Рост автомобильного парка страны вызвал значительное расширение сети учреждений по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и потребовал большого количества квалифицированного персонала.
Чтобы справиться с огромным объемом работы по поддержанию растущего автопарка в технически исправном состоянии, необходимо механизировать и автоматизировать процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей и значительно повысить производительность труда.
Предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей оснащаются более совершенным оборудованием, внедряются новые технологические процессы, обеспечивающие сокращение трудозатрат и повышение качества труда.
Актуальность рассматриваемого вопроса для выбранной темы заключается в том, что двигатель работает как можно дольше благодаря системе охлаждения (а не только). Система охлаждения также способствует минимальному износу двигателя.
Цель моей выпускной квалификационной работы — рассмотреть информацию по этой теме как можно более подробно.
Цель:
1.Для определения назначения и типов систем охлаждения.
2.Посмотреть на блок и раскрыть состав системы охлаждения.
3.Проверить его обслуживание.
4. Указать характеристики его ремонта.
5. И изложить требования безопасности при ремонте автомобилей.
Практическая значимость моей работы заключается в возможности ее использования в образовательном процессе при изучении данной темы.
Назначение и типы систем охлаждения
Температура газов в камере сгорания в момент зажигания смеси превышает 2000°С. Такая температура без искусственного охлаждения привела бы к сильному нагреву деталей двигателя и их разрушению. Поэтому требуется воздушное или жидкостное охлаждение двигателя. Система воздушного охлаждения не требует радиатора, водяного насоса и трубопроводов, нет опасности «размораживания» двигателя в зимнее время, когда система охлаждения заполнена водой. Поэтому, несмотря на повышенное энергопотребление для привода вентилятора и сложный запуск при низких температурах, в легковых автомобилях и ряде иномарок используется воздушное охлаждение.
Система охлаждения представляет собой закрытую систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Эта система заполняется водой или антифризом, который не замерзает даже при температуре до минус 40 °C.
Чрезмерное охлаждение двигателя приводит к повышенным потерям тепла от охлаждающей жидкости, неполному испарению и сгоранию топлива, которое попадает в картер картера в жидком виде и разжижает масло. Это снижает производительность и экономичность двигателя и приводит к более быстрому износу деталей. Когда двигатель перегревается, масло разлагается и коксование ускоряется, образуются сажевые отложения, что приводит к плохому отводу тепла. По мере расширения деталей уменьшаются температурные зазоры, увеличивается трение и износ деталей, а также ухудшается заполнение цилиндров. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя должна быть 85-100 °С.
В двигателях используется система принудительного (насосного) охлаждения жидкостей. Эта система включает в себя рубашку охлаждения цилиндра, радиатор, водяной насос, вентилятор, вентиляционные отверстия, термостат, сливные клапаны и датчики температуры охлаждающей жидкости.
Циркулирующий теплоноситель в системе удаляет тепло со стенок и головок цилиндров и выпускает его в окружающую среду через радиатор. Поток циркулирующей жидкости через водопровод или продольный канал с отверстиями в основном к нагреваемым частям (выпуклые клапаны, свечи зажигания, стенки камеры сгорания).
В современных двигателях система охлаждения двигателя используется для обогрева впускного коллектора, охлаждения компрессора и обогрева салона или пассажирского салона кузова. В современных автомобильных двигателях используются закрытые жидкостные системы охлаждения, которые связываются с атмосферой через клапаны в крышке радиатора. В этой системе температура кипения воды повышается, вода закипает реже, испарение происходит реже.
Проектирование, состав и эксплуатация системы охлаждения
Конструкция системы охлаждения включает в себя: выходной патрубок отопительного радиатора, выход горячей жидкости отопительного радиатора из головки цилиндра в отопительный радиатор, обводной шланг термостата, выходной шланг рубашки охлаждения, шланг подачи радиатора, расширительный бак, рубашка охлаждения, пробка и трубка радиатора, вентилятор и его кожух, шкив, выходной шланг радиатора, ремень вентилятора, насос охлаждающей жидкости, шланг подачи охлаждающей жидкости к насосу и термостат.
Радиатор предназначен для охлаждения горячей воды, выходящей из рубашки охлаждения двигателя. Он расположен перед двигателем. Трубчатый радиатор состоит из верхнего и нижнего резервуара, соединенных тремя-четырьмя рядами латунных трубок. Поперечные горизонтальные пластины придают радиатору жесткость и увеличивают поверхность охлаждения. Радиаторы двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 представляют собой трубчатые радиаторы с расположенными между трубками серпантинными охлаждающими пластинами (лентами). Системы охлаждения этих двигателей закрыты, т.е. пробки радиатора имеют паровые и воздушные клапаны. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 0,45-0,55 кГ/смЛ (ЗМЗ-24, 53). Когда клапан открывается, избыток воды или пара удаляется через паропровод. Воздушный клапан предотвращает сжатие радиатора давлением воздуха и открывается при падении давления воды в системе на 0,01-0,10 кГ/смЛ.
Если в системе охлаждения установлен расширительный сосуд, то паровые и воздушные клапаны расположены в крышке этого сосуда (ZIL-131).
Для слива жидкости из системы охлаждения откройте клапан слива на блоке цилиндров и штуцер сливного клапана на радиаторе или расширительном баке.
Сливные клапаны на двигателях ZIL имеют дистанционное управление блоком цилиндров и форсункой радиатора. Ручки клапанов выдвигаются в пространство под капотом над двигателем.
Клапаны предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор. Они управляются водителем с помощью кабеля и рукоятки, установленной в кабине. Строительство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для профессиональных вузов. Москва, «Высшая школа», 1975 с. 36-41, 246-250, 379-381.
Водяной насос используется для создания водяного контура в системе охлаждения. Состоит из корпуса, вала, рабочего колеса и сальника с самоуплотняющимся уплотнительным кольцом. Насос обычно расположен в передней части блока цилиндров и приводится в движение коленчатым валом двигателя через клиновой ремень. Шкив также приводит в действие рабочее колесо водяного насоса и ступицу вентилятора.
Ремонт автомобиля с системой охлаждения
Самогерметизирующийся сальник состоит из резиновой прокладки, графитизированной текстолитовой шайбы, клетки и пружины, которая прижимает шайбу к концу впускного отверстия.
Вентилятор используется для увеличения воздушного потока через радиатор. Вентилятор обычно имеет от 4 до 6 лопастей. Для снижения шума лопасти имеют Х-образную форму, попарно под углом 70 и 110°. Лезвия изготовлены из листовой стали или пластика.
Лопасти имеют угловые торцы (ZMZ-53, ZIL-130), что улучшает вентиляцию пространства под вытяжкой и повышает эффективность работы вентилятора. Иногда вентилятор располагается в корпусе, что помогает увеличить скорость всасывания воздуха через радиатор.
Для снижения мощности, необходимой для привода вентилятора и улучшения системы охлаждения, используют вентиляторы с электромагнитной муфтой (ГАЗ-24 «Волга»). Эта муфта автоматически отключает вентилятор, когда температура воды в верхнем резервуаре радиатора ниже 78-85°С.
Термостат автоматически обеспечивает равномерный тепловой режим работы двигателя. Обычно устанавливается на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения головки цилиндра или впускных коллекторов двигателя. Термостаты могут быть жидкими или твердыми.
Термостат жидкости имеет гофрированный цилиндр, заполненный легко испаряющейся жидкостью. Нижний конец цилиндра устанавливается в корпус термостата, а клапан припаивается к валу на верхнем конце.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 78°C термостатический клапан закрывается, и жидкость байпасируется, обходя радиатор и возвращаясь к водяному насосу. Это ускоряет перегрев двигателя и впускных труб.
Когда температура превышает 78°C, в цилиндре создается давление, цилиндр удлиняется и поднимает клапан. Горячая жидкость направляется через кран и шланг в верхний бак радиатора. Клапан полностью открывается при 91°C (ZMZ-53). Фиксированный термостат наполнения (ZIL-130) имеет цилиндр, заполненный церезином и герметизированный резиновой мембраной. При температуре 70-83 °C церезин расплавляется, расширяется, перемещает мембрану, буфер и стержень вверх. В этом случае клапан открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.
Когда температура падает, церезин затвердевает и сжимается. Под действием возвратной пружины клапан закрывается, а мембрана опускается.
На двигателях ВАЗ-2101 «Жигули» термостат двухклапанного типа устанавливается перед водяным насосом. Когда двигатель холодный, большая часть охлаждающей жидкости циркулирует в одном контуре: водяной насос; цилиндровый блок; цилиндровая головка; термостат; водяной насос. Параллельно жидкость циркулирует через рубашки всасывающего коллектора и смесительную камеру карбюратора, а при открытом кране внутреннего обогревателя — через радиатор.
При неполном прогреве двигателя (температура жидкости ниже 90 °С) оба термостатических клапана частично открыты. Часть жидкости течет в радиатор.
Когда двигатель полностью прогревается, основной поток жидкости проходит от головки цилиндра к радиатору системы охлаждения.
Температура охлаждающей жидкости контролируется с помощью индикаторных ламп и датчиков на приборной панели. Датчики расположены в головках цилиндров, в верхнем баке радиатора и в рубашке охлаждения впускного коллектора.
Особенности прибора
Насос охлаждающей жидкости централизованного типа приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Вентилятор имеет четырехлопастное рабочее колесо, прикрепленное болтами к ступице шкива, и приводится в движение приводным ремнем насоса. Твердотельный термостат имеет главный клапан и перепускной клапан. Главный клапан начинает открываться при температуре теплоносителя 77-86°С, ход главного клапана не менее 6 мм. Радиатор вертикальный, трубчатый, с двумя рядами труб и оловянными стальными листами. Входные и выходные клапаны предусмотрены в заглушке наливной горловины.
Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения.
Правильность заполнения системы охлаждения проверяется уровнем жидкости в расширительном бачке, который должен быть на 3-4 мм выше отметки «MIN» на расширительном бачке при холодном двигателе (при 15-20°С).
Внимание. Рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости, когда двигатель холодный, так как при нагревании объем охлаждающей жидкости увеличивается, а уровень может значительно повыситься.
При необходимости используйте гидрометр для проверки плотности охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078-1,085 г/см. Низкая плотность и высокая плотность (более 1,085-1,095 г/см) повысят температуру, при которой жидкость начинает кристаллизоваться и может привести к замерзанию в холодную погоду. Если уровень жидкости в резервуаре ниже нормы, залейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, доливайте с той же плотностью и сортом, что и в системе. Если она ниже нормы, добавьте жидкость TO-SOL-A.
Заполнение системы охлаждения охлаждающей жидкостью
Охлаждающую жидкость следует дозаправить при замене охлаждающей жидкости или после капитального ремонта двигателя. Чтобы заполнить форму, выполните следующие действия: