Файл: Утвержден приказом мчс россии от 16. 10. 2017 444.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444.

Зарегистрирован 20.02.2018 № 50100.

Вступление в силу 4 марта 2018.

Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156.

Боевой устав подразделений пожарной охраны,
определяющий порядок организации тушения пожаров
и проведения аварийно-спасательных работ

  1. Общие положения


  1. Боевой устав подразделений пожарной охраны1 определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ2 на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

  2. Положения Боевого устава распространяются на органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР3, объединенные в территориальные (местные) пожарноспасательные гарнизоны4.

  3. Выполнение требований Боевого устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожаров и проведению АСР сил.

  4. Подразделения пожарной охраны привлекаются для тушения пожаров и проведения связанных с ними АСР, а также для проведения АСР и других неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций5 в соответствии с настоящим Боевым уставом, а также Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР6.

  5. Тушение пожаров и проведение АСР осуществляются в соответствии с положениями настоящего Боевого устава при условии соблюдения требований охраны труда, установленных Правилами по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Г осударственной противопожарной службы7 и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.
  1. Тушение пожаров


Основные положения

  1. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров8. Тушение пожаров9 осуществляется в соответствии с настоящим Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

  2. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов10 без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве11.

  3. Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.

  4. В целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации проводится разведка пожара.

  5. Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;

  • выезд и следование к месту пожара;

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;

  • управление силами и средствами на месте пожара;

  • разведка пожара;

  • спасение людей;

  • боевое развертывание сил и средств;

  • ликвидация горения;

  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;

  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.

  1. Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является отделение на основном пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле12.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул (дежурная смена) в составе двух и более отделений на основных ПА.

  1. Для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами13, используются следующие средства:

а) пожарная техника:

  • мобильные средства пожаротушения (ПА, пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);

  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);

  • установки пожаротушения;

  • средства пожарной автоматики (извещатели пожарные, приборы приемноконтрольные пожарные, приборы управления пожарные, технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные, системы передачи извещений о пожаре, другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики);

  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);

  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения14 и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);

  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);

б) вспомогательная техника;

в) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили15, мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства);

г) огнетушащие вещества;

д) источники противопожарного водоснабжения (естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы);

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

ж) специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий по тушению пожаров.

  1. Основным видом пожарной техники, используемой подразделениями пожарной охраны, являются ПА, которые в зависимости от назначения подразделяются на основные и специальные.

  2. Вспомогательной техникой, используемой подразделениями пожарной охраны, являются автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

  3. Основные и специальные ПА должны обеспечивать выполнение следующих функций:

  • доставка к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;

  • подача в очаг пожара огнетушащих веществ;

  • проведение АСР, связанных с тушением пожара;

  • обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Основные ПА подразделяются на ПА общего применения (для тушения пожаров в городах и сельских населенных пунктах) и ПА целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других пожароопасных производственных объектах).

Специальные ПА должны обеспечивать выполнение специальных работ при тушении пожаров и проведении АСР, регламентируемых настоящим Боевым уставом.

Боевые действия по тушению пожаров,
проводимые до прибытия к месту пожара


Прием и обработка сообщения о пожаре

  1. Для приема сообщений о пожарах и ЧС используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонные номера приема сообщений о пожарах «01», «101».

Прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны16, единой дежурнодиспетчерской службы муниципальных образований17, и включают в себя:

  • прием от заявителя информации о пожаре и ее регистрацию (адрес места пожара или иные сведения о месте пожара, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя);

  • оценку полученной информации (проведение разведки пожара, исходя из полученной информации);

  • принятие решения о направлении к месту пожара сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР).

  1. При поступлении сообщения о пожаре диспетчеру гарнизона, диспетчеру ДДС, информация немедленно передается диспетчеру подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого находится место пожара.

Диспетчер подразделения пожарной охраны при приеме сообщения о пожаре обязан:

  • включить сигнал тревоги, не прерывая разговора, а в ночное время - дополнительное освещение помещений, установить адрес места пожара, фамилию, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, а также иные сведения о пожаре;

  • заполнить путевку для выезда на пожар (ЧС) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Боевому уставу) с копиями по количеству выезжающих отделений;

  • передать начальнику караула (руководителю дежурной смены)18 путевку, план (карточку) тушения пожара (при их наличии) и сообщить имеющиеся сведения об организациях и характере пожара;

  • информировать диспетчера гарнизона и других должностных лиц гарнизона о выезде караула, направлении дополнительных сил и средств, сведениях, поступивших с места пожара, о возвращении караула;

  • установить и поддерживать связь с караулом, повторить адрес вызова; выяснить при помощи справочной документации, а также служб жизнеобеспечения, оперативно-тактические особенности организаций, уровень загазованности, радиационную обстановку, предполагаемые изменения метеоусловий и при получении указанных сведений немедленно докладывать о них диспетчеру гарнизона и начальнику караула;

  • информировать орган государственного пожарного надзора о выезде караула на пожар.


  1. Обработка сообщения не должна задерживать выезд и следование караула к месту пожара.

Выезд и следование к месту пожара

  1. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

  • при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

  • при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

  • по внешним признакам пожара;

  • при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

  1. Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке19.

  2. Выезд и следование к месту пожара включают в себя сбор личного состава караула по сигналу тревоги, надевание боевой одежды и снаряжения и его доставку на ПА и иных специальных транспортных средствах к месту пожара, проведение разведки пожара.

  3. Выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечиваются:

  • своевременным сбором и выездом личного состава караула;

  • движением ПА по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности дорожного движения;

  • знанием особенностей района (подрайона) выезда.

  1. Следование к месту пожара может быть приостановлено по распоряжению диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны).

  2. При обнаружении в пути следования караула другого пожара, начальник караула, следующего к месту пожара, обязан выделить часть сил и средств на его тушение (при наличии в составе двух и более основных ПА) и немедленно сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) адрес обнаруженного пожара и принятое решение.

При обнаружении в пути следования другого пожара одним отделением, командир отделения (старший начальник на ПА) должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и выполнить его распоряжения.

  1. В случае вынужденной остановки в пути следования головного ПА следующие за ним ПА останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

  2. При вынужденной остановке второго или следующих за ним ПА, остальные ПА, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара. Старшее должностное лицо на ПА, прекратившем движение, должно немедленно сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и начальнику караула.

  3. При самостоятельном следовании к месту пожара одного отделения и вынужденной остановке, связанной с неисправностью ПА, командир отделения должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и принять меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования к месту пожара, оставив для устранения неисправности должностное лицо, осуществляющее управление ПА20.

  4. При следовании к месту пожара и обнаружении по пути следования ЧС без признаков горения начальник караула (командир отделения) должен сообщить о внешних признаках ЧС диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны), ожидая в пути следования дальнейших распоряжений.

  5. При следовании на пожар и обнаружении по пути следования ЧС, при которой по внешним признакам (открытое горение, обрушение конструкций, разрушение технологических установок) создалась реальная угроза жизни людям, начальник караула (командир отделения) самостоятельно принимает решение о прекращении движения к месту пожара, с немедленным докладом о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны).



Боевые действия по тушению пожаров,
проводимые на месте пожара


Основные положения

  1. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки21 должно осуществляться путем организованного применения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.

  2. Выполнение основной боевой задачи обеспечивается своевременным привлечением участников боевых действий по тушению пожаров, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

  3. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС22 проводится разведка пожара, включающая в себя необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожара23;

  • создание условий, препятствующих развитию пожара и обеспечивающих его ликвидацию;

  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

  • ограничение или запрещение доступа к месту пожара, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к нему территориях;

  • охрана места тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов;

  • эвакуация с места пожара людей и имущества, оказание первой помощи;

  • приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия ОФП, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях24.