ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепция сервисно-ориентированной архитектуры
2. Обзор публикаций. Определение глубины исследования проблемы
3. Анализ практического применения SOA в ИТ компании
3.1 Описание деятельности компании «ЗАО КРОК Инкорпорейтед»
3.2 Моделирование процесса, протекающего в смежных системах
Оглавление
Введение
. Концепция сервисно-ориентированной архитектуры
. Обзор публикаций. Определение глубины исследования проблемы
. Анализ практического применения SOA в ИТ компании
.1 Описание деятельности компании «ЗАО Крок Инкорпорейтед»
.2 Моделирование процесса, протекающего в смежных системах
.2.1 Описание инициации процесса и его шагов
.2.2 Описание фрагмента интеграционной схемы
.3 Анализ одной точки интеграции
Заключение
Источники
Приложения
Введение
В условиях современной рыночной конкуренции компании остро нуждаются в новом поколении информационных систем и сервисов, которые способны предоставить расширенный, по сравнению с предыдущими системами, функционал, а также обеспечивать доступ к различным сервисам по требованию. Кроме того, бизнес нуждается в гибкости и динамичности таких сервисов, которые смогут иметь доступ к общим хранилищам данных, обмениваться данными между собой и обеспечивать различные виды взаимодействия, например, межсистемный или «бизнес для бизнеса» (B2B). Такие системы и сервисы должны грамотно интегрироваться, поскольку именно это позволит им быстро перестраиваться под меняющиеся бизнес-потребности, реагировать на изменения бизнес-правил, предоставлять возможность без потерь заменять устаревшие информационные компоненты, внедрять новые программные продукты в общую ИТ-инфраструктуру или переходить на новые платформы. Совокупность сервисов и систем, эксплуатируемых в компании, составляет общую ИТ-архитектуру, грамотное построение которой представляет сложность для большинства компаний.
Вышеперечисленные бизнес-потребности послужили причиной растущей популярности нового подхода к организации и интеграции сервисов, называемого сервисно-ориентированной архитектурой, или SOA (также сервис-ориентированная архитектура). Для современных компаний
SOA является достаточно привлекательной моделью ИТ-архитектуры, которая позволяет лучшим образом выровнять потребности бизнеса по отношению к имеющимся информационным ресурсам и использовать весь информационный потенциал компании по максимуму. Тема данной дипломной работы - «Анализ эффективности сервисно-ориентированной архитектуры в ИТ компании», и в данной работе будут рассмотрены основные особенности этого архитектурного подхода и приведены доказательства его эффективности.
SOA - это новый стиль архитектуры информационных систем, который позволяет разрабатывать и интегрировать бизнес-приложения. Эта архитектурная модель объединяет в себе техническую и организационную составляющие, которые позволяют компании иметь общую платформу для выполнения независимых бизнес-функций и сервисов, при этом по минимуму пресекаться в функциональности и избегать дублирования сервисов, приложений и данных. Поскольку сейчас большинство компаний инвестируют большие средства в крупномасштабные системы, такие как ERP (enterprise resource planning), CRM (customer relationship management), HRMS (human resource management systems), а подобные решения чаще всего «коробочные», у бизнеса возникает потребность выносить часть функционала в отдельные сервисы и интегрировать их на одной общей платформе. Следовательно, компании занимаются поиском оптимального соотношения сервисов и приложений и разделения между ними функциональности так, чтобы она не дублировалась, а также поиском наиболее эффективного инструмента интеграции для обеспечения взаимодействия между этими системами. Проблема современного бизнеса заключается в чрезмерном инвестировании во внутренние ИТ-проекты и во временных затратах на выполнение бизнес-функций, которые являются следствием выбора неэффективного системного решения.
Актуальность выбранной тематики для исследования объясняется высокой скоростью изменения информационных технологий и частым вхождением на рынок новых бизнес-приложений, которые с трудом интегрируются в устаревающую централизованную ИТ-архитектуру, состоящую из одной-двух массивных систем. Кроме того, актуальность исследования
SOA заключается в возможности построить архитектуру приложений, которая позволит сократить общие затраты за счет снижения затрат на внедрение, техническую поддержку и затрат, связанных с временными потерями.
Таким образом, объектом исследования является модель сервисно-ориентированной архитектуры и концепция распределенных бизнес-приложений. Предметами исследования выступают наиболее часто используемые инструменты интеграции сервисов в распределенной архитектуре - корпоративная сервисная шина и веб-сервисы, эффективность которых будет рассмотрена в этой работе. Гипотеза на момент начала исследования: SOA является эффективным подходом к построению архитектуры в компании с потребностью в объемном функционале для удовлетворения бизнес-потребностей.
Главной целью данной дипломной работы является доказательство целесообразности применения концепции SOA в компании. Критерием целесообразности будет выступать оценка общей эффективности применения SOA в целом и в отдельно взятом российском ИТ-интеграторе. В свою очередь, оценка эффективности будет сформирована на основе уже проведенных исследований в данной области и на основе некоторых количественных показателей, таких как время передачи датаграммы в смежные системы и время получения ответного сообщения. Также, целью является набор сформулированных рекомендаций для успешного внедрения SOA и комментариев, касательно того, когда это внедрение имеет смысл. Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
описание концепции работы SOA;
анализ зарубежных и российских публикаций с целью подтверждения наличия заявленной проблемы;
моделирование одного бизнес-процесса, требующего для своей реализации интеграции систем;
анализ интеграционного взаимодействия (точки интеграции) с замерами определенных показателей взаимодействия;
предложение набора рекомендаций для успешного перехода на
SOA.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы: качественные методы анализа научных статей, методы сравнительной и описательной характеристик, процессное моделирование, выполнение интеграционных кейсов на практике с последующим количественных анализом.
Данная работа представлена в 3 главах. В первой главе дается описание концепции SOA, выделяются основные преимущества этого архитектурного подхода. Во второй главе проводится анализ имеющихся публикаций по заявленной проблеме с целью найти первоначальное подтверждение гипотезы и сделать предварительные выводы об эффективности, которым далее в практической части работы будет предоставлено подтверждение. В третьей главе будет описан опыт компании, использующей SOA, смоделирован один бизнес-процесс, и представлен фрагмент его интеграционной схемы. Далее будет проведен замер времени обмена сообщениями между системами.
В заключительной части будет подведен итог о проделанной работе, обоснована целесообразность перехода к SOA, и даны некоторые рекомендации для успешного перехода на эту архитектуру.
1. Концепция сервисно-ориентированной архитектуры
Сервисно-ориентированная архитектура, как результат эволюции ИТ-инфраструктуры, оформилась примерно в 1990-е годы. Переход к такой системной модели происходил постепенно. Еще в 1980-е годы организационные структуры компаний представляли собой вертикальные, изолированные подразделения, которые затем сменились горизонтальными, процессно-ориентированными структурами. Архитектура систем также трансформировалась вместе с бизнесом, и потребность в распределенных системах росла с ростом процессно-ориентированных организаций. Первыми были монолитные системы, в которых логика обработки данных и функциональная логика приходились на одну систему, размещенную на одной машине. Позднее логика была разделена на клиентскую и серверную части, из которых еще позже сервисы обработки данных были вынесены на отдельный сервер, образовав таким образом трехзвеньевую архитектуру. Такая архитектура затем эволюционировала в многозвеньевую, когда логически однородные функции, ранее хранившиеся на одном сервере, стали размещать на разных машинах для распределения нагрузки на сервера. Затем появились децентрализованные системы с распределенными объектами - компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях, как правило, отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел является как клиентом, так и сервером [1-2]. Самой недавней архитектурой стала SOA - парадигма использования распределенных информационных ресурсов (приложений и данных), находящихся в сфере ответственности разных владельцев. Схема развития архитектурных решений представлена на Рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Эволюция архитектурных решений
Для сервисно-ориентированной архитектуры особое значение имеют слабая связь компонентов, независимость от географии расположения этих компонентов и независимость от протоколов (способов связи). Сервис в этой модели определяется как «исполнимая единица кода, которая предоставляет собой «черный ящик»: инкапсуляцию определенных функций. Он может быть вызван другими сервисами или системами с помощью стандартизированного потока сообщений»[3]. На Рисунке 1.2 представлена схема