Файл: Задания по Учебной практике (научноисследовательской работе (получение первичных навыков научноисследовательской работы)).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по Учебной практике (научно-исследовательской работе (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))

Проверяемое задание 1

Тема 1. Изучение особенностей деятельности образовательной организации, планирование образовательной и воспитательной работы в начальной школе, анализ итогов профессиональной деятельности Задание: изучить систему планирования внеурочной деятельности учителя начальной школы. Изучить содержание рабочей программы и календарно-тематического плана работы учителя начальной школы по внеурочной деятельности. Проанализировать содержание планирования учителем начальных классов работы по организации внеурочной деятельности младших школьников и разработать содержание плана работы по внеурочной деятельности младших школьников на период прохождения практики.
Рекомендации по выполнению задания 1
В отчете о выполнении задания 1 необходимо:

– отразить изученное содержание рабочей программы учителя начальной школы по внеурочной деятельности;

– описать и проанализировать структуру и содержание календарно-тематического плана по внеурочной деятельности учителя начальной школы;

– выделить и охарактеризовать направленность внеурочной деятельности, организованной в начальной школе;

– описать структуру и содержание планов воспитательной работы учителей начальных классов, программы учителя по внеурочной деятельности.

Записать основные направления разделов программы и тематического плана, краткое содержание. Составить анализ организации внеурочной деятельности младших школьников в начальной школе.

Проверяемое задание 2

Тема 2. Организация научного исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы

Задание: составить библиографию по теме курсовой работы по дисциплине «Общая и экспериментальная психология» или «Теория воспитания». Составить список использованной в курсовой работе литературы, включить в список литературы учебники, учебные пособия, словари, научно-методические статьи, разработки, методические рекомендации, документы, электронные ресурсы и т. п., в которых отражаются основные идеи по проблеме, исследуемой в курсовой работе.


Рекомендации по выполнению задания 2

При составлении списка использованной литературы по теме курсовой работы следует руководствоваться требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Список использованной в работе литературы должен включать современные издания за последние 3-5 лет, представленные в объёме не менее 25-30 % от общего количества литературных источников.

Проверяемое задание 3

Тема 3. Организация научного исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы

Задание: подобрать диагностические методики, позволяющие исследовать уровень развития психических или личностных качеств (уровень воспитанности) младших школьников. На основе анализа литературы по теме курсовой работы выявить критерии и показатели исследуемых качеств у младших школьников, подобрать диагностические методики, позволяющие разносторонне и полно изучить уровень развития данных качеств у младших школьников, классифицировать (упорядочить) диагностические методики в соответствии с показателями развития исследуемых качеств младших школьников.

Рекомендации по выполнению задания 3

Изучить литературу по теме курсовой работы, выявить базовое определение исследуемого качества младших школьников, выделить показатели для диагностики качества, в соответствии с показателями отобрать методики диагностики данного качества, классифицировать методики в соответствии с показателями.

Оформить картотеку диагностических методик в соответствии с темой исследования по курсовой работе (см. табл. 1).

Таблица 1

Картотека методик, направленных на изучение ... у младших школьников

Название методики




Вид методики

(беседа, анкета, скрининг-тест)

Автор методики




Выходные данные




Цель методики

(выявить, изучить, определить)

Материал и оборудование




Технология реализации




Интерпретация результатов




Преимущества




Ограничения






Проверяемое задание 4

Тема 2. Организация научного исследования в школе, подготовка и проведение исследовательской работы

Задание: провести диагностику психических или личностных качеств у детей младшего школьного возраста. Организовать исследование в школе и реализовать практически программу диагностики индивидуального развития (личностного, психического, творческого) или воспитанности младших школьников в соответствии с темой курсовой работы. Выявить уровень развития психических и личностных качеств у детей младшего школьного возраста (по теме курсовой работы), путем анализа данных диагностики определить трудности и недостатки в развитии психических и личностных качеств детей младшего школьного возраста.

Рекомендации по выполнению задания 4

Реализовать план диагностического исследования на практике. Получить эмпирические данные по методикам диагностики, обобщить данные исследования в соответствии с выдвинутыми показателями. Описать высокий, средний и низкий уровни развития исследуемых качеств, обобщить данные исследования в виде количественных данных (в %), оформить в виде таблиц, диаграммы, сформулировать выводы.

Оформить научный отчет, сводную таблицу и сформулировать выводы об уровне развития творчества, личностных качеств, психических процессов и воспитанности учащихся начальной школы.

Научный отчет по результатам диагностического исследования оформить в следующей последовательности:

1. Тема.

2. Ключевые слова.

3. Актуальность темы.

4. Цель и задачи исследователя.

5. Организация исследования (программа диагностики).

6. Результаты исследования (данные, полученные в ходе исследования, представленные в качественных характеристиках уровня развития изучаемых показателей и количественных результатах, отраженных в таблицах, диаграммах и т. п.).

7. Выводы и предложения, рекомендации по теме курсовой работы.

Проверяемое задание 5


Тема 5. Организация проектной деятельности в школе, подготовка и проведение исследовательской работы
Задание: организовать и провести с учащимися проектную деятельность (проект) или коллективное творческое дело (КТД). Провести наблюдение за ученическим коллективом младших школьников и беседу с учителем начальных классов об уровне воспитанности учащихся.

Увлечь воспитанников перспективой интересного и полезного дела. Разработать план-проект предстоящего творческого дела (мини-проект, КТД и т. п.). Организовать в соответствии с планом и реализовать проект на практике вместе с детьми, осуществить анализ проведенной работы, сформулировать выводы.


Оценить степень овладения профессионально-педагогическими умениями организовывать процесс воспитания и творческого развития детей в начальной школе.
Рекомендации по выполнению задания 5

Рекомендуется следующая структура плана-конспекта КТД:

- название КТД (проекта);

- цель КТД (проекта);

- план подготовки КТД (проекта);

- план-сценарий КТД и подведение его итогов;

- анализ КТД или проектной деятельности.

Проверяемое задание 6


Тема 6. Организация работы учителя начальных классов по воспитанию и коррекции развития личности младших школьников
Задание: провести с учащимися начальной школы занятие по внеурочной деятельности или воспитательное мероприятие (беседу, диспут, классный час, экскурсию и т. п.) по плану воспитательной работы учителя начальных классов. Согласовать с учителем начальных классов тему и форму занятия по внеурочной деятельности или содержание и форму воспитательного мероприятия.

Провести индивидуальную работу с младшим школьником по коррекции поведения или особенностей личностного развития (с учетом данных, полученных при проведении диагностики). Согласовать с педагогом-психологом и учителем начальных классов содержание и форму проведения индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Разработать конспект занятия (воспитательного мероприятия, коррекционного занятия).

Провести занятие или воспитательное мероприятие с младшими школьниками (с группой, подгруппой или индивидуально в зависимости от запланированной работы). Осуществить самоанализ и самооценку профессиональной деятельности.
Рекомендации по выполнению задания 6

Разработать конспект занятия (воспитательного мероприятия, содержание индивидуального коррекционного занятия), выделив его компоненты: подготовительный этап, создание психологического настроя, достижение предметного результата, заключительная часть, педагогическое последействие. Утвердить конспект воспитательного мероприятия у учителя коррекционного занятия у педагога-психолога, подготовить материалы для занятия или воспитательного мероприятия, организовать свое рабочее место и рабочее место для учеников, подготовить технические средства и необходимые материалы. Провести занятие (мероприятие) вместе с детьми и индивидуально, осуществить анализ проведенной работы.


Представить в отчете по практике методическую разработку занятия или воспитательного мероприятия с самоанализом и оценкой учителя (педагога-методиста практики).

Анализ занятия провести по предложенной схеме 1.

Анализ воспитательного мероприятия оформить в отчете в соответствии со схемой 2. Индивидуальное коррекционное занятие в соответствии со схемой 3.

Схема 1

Анализ занятия по внеурочной деятельности
1. Тема занятия____________________________________________________

Дата ___________________________________________________

Преподаватель/руководитель ______________________________

Место проведения________________________________________

Количество уч-ся_________________________________________
2. Направление внеурочной деятельности___________________________________

3. Название программы, в рамках которой проводится занятие __________________________________________________________________

4. Место занятия в рамках раздела программы__________________________

5. Виды деятельности учащихся на занятии_____________________________

6. Форма проведения занятия_________________________________________

7. Уровень воспитательного результата________________________________

8. Соответствие цели занятия содержанию и результатам деятельности_______________________________________________________
9. Формируемые на занятии универсальные учебные действия:


УУД

По плану

Фактически

Личностные







Познавательные







Регулятивные







Коммуникативные








10. Общая оценка занятия:

– насколько удалось достигнуть поставленной цели;

– воспитательная ценность.


  1. Замечания, рекомендации.


Схема 2

Анализ воспитательного мероприятия


  1. Тема занятия и её педагогическое обоснование.

  2. Цели и задачи проводимой работы.

  3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.

  4. Содержание и методика проведения занятия: