Файл: Контрольная работа по дисциплине История (история России, всеобщая история) Тема Киевская Русь в работах И. Я. Фроянова Исполнитель студент группы зцт101с н. С. Агапитова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Контрольная работа
по дисциплине «История (история России, всеобщая история)»
Тема
«Киевская Русь в работах И.Я.Фроянова»
Исполнитель:
студент группы ЗЦТ-101С Н.С.Агапитова
Руководитель:
доцент кафедры ДПР,
канд. ист. наук Л. В. Захаровский
Екатеринбург, 2022
Введение……………………………………………………………………...3
-
Краткая биография И.Я. Фраянова……………………………………...4 -
Киевская Русь, образование древнерусского государства…………...5-
Понятие Киевская Русь и ее территории…………………………...5 -
Государство Древней Руси………………………………………….6
-
-
Киевская Русь в работах И.Я. Фраянова……………………………….8-
Концепция истории Древней Руси в работах И.Я. Фраянова…….8 -
Видение Киевской Руси И.Я.Фраяновым…………………………..9
-
Вывод………………………………………………………………………..14
Наиболее важные даты Древней Ручи (IX-XIII вв.)……………………...18
Описание личности: Владимир Мономах………………………………..19
Список использованной литературы……………………………………...25
Введение
Представленная тема Киевской Руси далеко не новая: она имеет давнюю историографическую традицию. Еще в дореволюционное время отечественная наука обогатилась ценными изысканиями, относящимися к данной области. Имена же советских исследователей Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина, В.В. Мавродина, Б.А. Романова, И.И. Смирнова, С.В. Юшкова и других составляют целую эпоху в развитии исторической мысли, изучающей Древнюю Русь. И.Я. Фрояновым была предложена своя собственная и во многом оригинальная, самостоятельная концепция основных проблем социально-экономической истории Киевской Руси.
Современная концепция социально-экономического строя Киевской Руси в своих главных чертах, как известно, формировалась на протяжении 30-х и отчасти 40-х годов текущего столетия. В ее создании важная роль принадлежала Б.Д. Грекову и С.В. Юшкову. Книги С.В. Юшкова «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси», «Общественно-политический строй и право Киевского государства» и в особенности капитальный труд Б.Д. Грекова «Киевская Русь» являлись высшим успехом тех лет, знаменуя крупный этап в истории советской исторической науки. Именно поэтому данная тема является
актуальной и играет немаловажную роль в развитии истории.
Целью данной работы является раскрытие содержания темы Киевской Руси в работах И.Я.Фроянова.
В процессе достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить основные положения концепции И.Я.Фроянова о Киевской Руси;
- выделить черты становления Киевской Руси согласно работам И.Я.Фроянова.
1.Краткая биография И. Я. Фроянова
И.Я. Фроянов родился в семье кубанского казака, майора Красной армии, репрессированного в 1937 году. После прохождения военной службы в 1955 - 1958 годах И.Я. Фроянов поступил на исторический факультет Ставропольского педагогического института. Окончив обучение в институте, он решил поступать в аспирантуру в Москву к А.А. Зимину, известному исследователю Средневековой Руси, но из-за проблем с наличием мест принял решение ехать в Ленинград. С 1963 года Фроянов обучался в аспирантуре исторического факультета Ленинградского государственного университета. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)», в 1973 году - докторскую диссертацию «Киевская Русь. Главные черты социального и политического строя». Работа Фроянова увидела свет только спустя три года, когда после множества корректировок Высшая аттестационная комиссия всё же утвердила диссертацию учёного. В 1976 году Фроянову было присвоена степень доктора исторических наук, в 1979 году - профессорское звание.
В силу ряда причин период деканства И.Я. Фроянова был достаточно непростым. До 1990 года был отложен выпуск написанной в 1983 году монографии «Киевская Русь: очерки отечественной историографии». После распада СССР определились политические воззрения Фроянова.
2.Киевская Русь, образование древнерусского государства
2.1 Понятие Киевская Русь и ее территории
Древнерусское государство, также с 882 года Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.
В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке, граница территории представлены на рисунке 1. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237 - 1240), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.
Рисунок 1. Территория Киевской Руси
Понятие «Киевской Руси» возникло еще в первой половине Х1Х века, но окончательное утверждение в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху.
Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами-братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году. В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский, называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира, которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством. Более подробное описание становления и развития Киевской Руси будет рассмотрено на основе работ Игоря Яковлевича Фроянова.
2.2 Государсво Древней Руси
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
Древнерусское государство объединило под своей властью обширные территории, в которые входили земли, населённые восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» существовал вплоть до XIII века.
Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи» - дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наёмные дружины, которые в случае необходимости сводились в единое войско. При князе также иногда выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством.
При распаде Древнерусского государства в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь, делившихся на уделы). В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение.
Распад Киевской Руси произошел уже в начале XI века.
3. Киевская Русь в работах И.Я. Фраянова
3.2 Концепция истории Древней Руси в работах И.Я. Фроянова
Игорь Яковлевич Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси. В своей докторской диссертации и вышедшей на её материале книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси, а также установил, что в древней Руси крупное частное землевладение было развито довольно слабо и фактически базировалось на труде рабов, а не феодальнозависимых людей, которых среди всего населения было чрезвычайно мало, в их число входило часть смердов. В книге, написанной в 1980 году, «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» автор прямо указал на дофеодальный характер древнерусского общества.
Согласно концепции И.Я. Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы.
Однако стоит сделать пару оговорок:
1. Существенное различие состоит в методологии. Фроянов придерживается научного марксизма, о чем сам говорит прямым текстом в своей докторской.
2. Отсюда выходит совершенно новое толкование ряда явлений.
Один из основных постулатов Фроянова - прямая связь феодализма с развитием вотчин, вполне марксистский, на этом во многом и выросла общинно-вечевая концепция И.Я. Фроянова. Будучи советским специалистом, И.Я. Фроянов гораздо больше дореволюционных специалистов уделял внимание зависимым категориям сельского населения. Но сам метод работы с источниками во многом сходен (а местами просто повторяет почти дословно) с методологией его предшественников. Безусловно, будучи советским специалистом, И.Я. Фроянов не мог полностью копировать дореволюционных авторов, к тому же ему надо было методологически (в том числе и с позиций марксизма) обоснованно доказать свою правоту.
3.3 Видение Киевской Руси И.Я. Фрояновым
Концепция И. Я. Фроянова формировалась в соответствии с канонами исторического материализма, согласно которым сначала изучался базис общественно-экономических отношений, определявшийся способом производства, а затем политическая надстройка. Поэтому первое крупное его исследование – кандидатская диссертация «Зависимые люди Древней Руси (челядь, холопы, данники, смерды)», защищенная на Историческом факультете Ленинградского государственного университета под руководством В. В. Мавродина в 1966 г., – была посвящена дифференциации социальной структуры эксплуатируемых слоев населения.
Фроянов увлекся изучением истории важнейших категорий зависимого населения Киевской Руси. Согласно теме его кандидатской диссертации стали: челядь, холопы, данники, а также смерды. Автор не только показал, что челядь находилась не в феодальной, а в рабской зависимости, но и постарался разобраться в отличиях между челядью и холопами.
Первой категорией зависимого населения, по мнению И.Я. Фроянова являлась челядь, под которой подразумевались пленники-рабы. Вторая категория – смерды – представляла, с одной стороны, свободных общинников покоренных земель, обложенных контрибуцией, а с другой – особую прослойку зависимого населения, формировавшуюся из пленников-челядинов, посаженных на государственные земли, часть которых, перейдя впоследствии в частные руки, оформилась в крепостное крестьянство. Категория закупов трактовалась как разновидность полурабов, которые не являлись прикрепленными к земле крепостными: их зависимость относилась к одной из форм дофеодальной эксплуатации. К различным категориям рабов И.Я. Фроянов относил изгоев, пущенников, прощенников, задушных людей, рядовичей, предопределив конечный вывод о том, что «со времен антов, у восточных славян в недрах первобытнообщинного строя зарождается рабовладельческий уклад. Его дальнейшая история не была чем-то невозмутимо монотонным. Вторая половина X в. знаменовала известный перелом в развитии рабства на Руси, обусловленный возникновением частного землевладения. Рост землевладения князей, дружинников и духовенства, наблюдаемый в XI в., способствовал укреплению рабовладельческого уклада. Этот рост особенно ощутимым становится в XII в., чем видимо и объясняется подъем холопства, возникшего, по нашему мнению, где-то в XI в. и представлявшего рабов местного происхождения в отличие от челяди – пленников».