Файл: Информационная система для банкомата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра информационных технологий,

и систем управления

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Моделирование систем управления

на тему: «Информационная система для банкомата»

Выполнил:

студент группы: 201-Ч041

Павлов Степан Николаевич

учебный шифр: 20130
Проверил(а):

старший преподаватель Мангилёва О.П.

Чебоксары 2023

Оглавление

Введение 3

1 Основные понятия и технологии баз данных 4

1.1 Процедуры концептуального проектирования базы данных 4

1.2 Процедуры логического проектирования базы данных 6

1.3. Процедуры физического проектирования базы данных 8

2 Система управления базами данных Microsoft Access 10

2.1 Особенности СУБД Microsoft Access 10

2.2 Структура СУБД Microsoft Access 11

2.3 Взаимодействие с другими СУБД 13

3 Разработка информационной системы для банкомата с применением Microsoft Access 14

3.1 Назначение базы данных 14

3.2. Разработка таблиц и схемы данных 15

3.3. Разработка запросов 18

3.4 Разработка форм 19

3.5 Разработка отчетов 20

Заключение 22

Список использованной литературы 23



Введение


Одним из наиболее эффективных и экономичных устройств для предоставления розничных банковских услуг является банкомат (АТМ). Банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета и проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. При этом качество обслуживания клиентов банка в банкоматной сети определяется, с одной стороны, составом и содержанием предлагаемых банком услуг, с другой стороны, их доступностью. Доступность предлагаемых услуг напрямую зависит от численности и разветвленности банкоматного парка, режима работы банкоматов, а также от качества работы сети банкоматов в целом. Степень удовлетворенности клиента может быть повышена путем установки дополнительного «избыточного» числа банкоматов, однако этот путь требует значительных затрат. Количественно степень удовлетворенности клиента может быть определена как вероятность получения услуги при обращении к ATM. На этот показатель влияют частота и длительность периодов неработоспособности банкоматов. Для сокращения времени простоя банкоматов создаются различные автоматизированные информационные системы. Информация, которую приходится учитывать при работе банкомата, весьма разнообразна. В настоящее время существует большое количество автоматизированных информационных систем для учета проводимых мероприятий по обслуживанию банкоматов. Но не все банки приобретают уже готовые программные продукты, предпочитая разрабатывать подобные корпоративные автоматизированные информационные системы своими силами. В работе рассмотрена возможность создания автоматизированной информационной системы, охватывающей все аспекты работы банкоматов.


1 Основные понятия и технологии баз данных

1.1 Процедуры концептуального проектирования базы данных


Цель этапа концептуального проектирования – создание концептуальной модели данных исходя из представлений пользователей о предметной области. Для ее достижения выполняется ряд последовательных процедур.

1. Определение сущностей и их документирование. Для идентификации сущностей определяются объекты, которые существуют независимо от других. Такие объекты являются сущностями. Каждой сущности присваивается осмысленное имя, понятное пользователям. Имена и описания сущностей заносятся в словарь данных. Если возможно, то устанавливается ожидаемое количество экземпляров каждой сущности.

2. Определение связей между сущностями и их документирование. Определяются только те связи между сущностями, которые необходимы для удовлетворения требований к проекту базы данных. Устанавливается тип каждой из них. Выявляется класс принадлежности сущностей. Связям присваиваются осмысленные имена, выраженные глаголами. Развернутое описание каждой связи с указанием ее типа и класса принадлежности сущностей, участвующих в связи, заносится в словарь данных.

3. Создание ER-модели предметной области. Для представления сущностей и связей между ними используются ER-диаграммы. На их основе создается единый наглядный образ моделируемой предметной области – ER-модель предметной области.

4. Определение атрибутов и их документирование. Выявляются все атрибуты, описывающие сущности созданной ER-модели. Каждому атрибуту присваивается осмысленное имя, понятное пользователям. О каждом атрибуте в словарь данных помещаются следующие сведения: имя атрибута и его описание; тип и размерность значений; значение, принимаемое для атрибута по умолчанию (если такое имеется); может ли атрибут иметь Null-значения; является ли атрибут составным, и если это так, то из каких простых атрибутов он состоит. Например, атрибут "Ф.И.О. клиента" может состоять из простых атрибутов "Фамилия", "Имя", "Отчество", а может быть простым, содержащим единые значения, как-то "Иванов Иван Иванович". Если пользователь не нуждается в доступе к отдельным элементам "Ф.И.О.", то атрибут представляется как простой; является ли атрибут расчетным, и если это так, то как вычисляются его значения.

5. Определение значений атрибутов и их документирование. Для каждого атрибута сущности, участвующей в ER-модели, определяется набор допустимых значений и ему присваивается имя. Например, атрибут "Тип счета" может иметь только значения "депозитный", "текущий", "до востребования", "карт-счет". Обновляются записи словаря данных, относящиеся к атрибутам, – в них заносятся имена наборов значений атрибутов.



6. Определение первичных ключей для сущностей и их документирование. На этом шаге руководствуются определением первичного ключа – как атрибута или набора атрибутов сущности, позволяющего уникальным образом идентифицировать ее экземпляры. Сведения о первичных ключах помещаются в словарь данных.

7. Обсуждение концептуальной модели данных с конечными пользователями. Концептуальная модель данных представляется ER-моделью с сопроводительной документацией, содержащей описание разработанной модели данных. Если будут обнаружены несоответствия предметной области, то в модель вносятся изменения до тех пор, пока пользователи не подтвердят, что предложенная им модель адекватно отображает их личные представления.

По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели "сущность-связь".

1.2 Процедуры логического проектирования базы данных


Цель этапа логического проектирования – преобразование концептуальной модели на основе выбранной модели данных в логическую модель, не зависимую от особенностей используемой в дальнейшем СУБД для физической реализации базы данных. Для ее достижения выполняются следующие процедуры.

1. Выбор модели данных. Чаще всего выбирается реляционная модель данных в связи с наглядностью табличного представления данных и удобства работы с ними.

2. Определение набора таблиц исходя из ER-модели и их документирование. Для каждой сущности ER-модели создается таблица. Имя сущности – имя таблицы. Устанавливаются связи между таблицами посредством механизма первичных и внешних ключей. Структуры таблиц и установленные связи между ними документируются.

3. Нормализация таблиц. Для правильного выполнения нормализации проектировщик должен глубоко изучить семантику и особенности использования данных. На этом шаге он проверяет корректность структуры таблиц, созданных на предыдущем шаге, посредством применения к ним процедуры нормализации. В результате нормализации получается очень гибкий проект базы данных, позволяющий легко вносить в нее нужные расширения.

4. Проверка логической модели данных на предмет возможности выполнения всех транзакций, предусмотренных пользователями. Транзакция – это набор действий, выполняемых отдельным пользователем или прикладной программой с целью изменения содержимого базы данных. Так, примером транзакции в проекте БАНК может быть передача права распоряжаться счетами некоторого клиента другому клиенту. В этом случае в базу данных потребуется внести сразу несколько изменений. Если во время выполнения транзакции произойдет сбой в работе компьютера, то база данных окажется в противоречивом состоянии, так как некоторые изменения уже будут внесены, а остальные еще нет. Поэтому все частичные изменения должны быть отменены для возвращения базы данных в прежнее непротиворечивое состояние.


Перечень транзакций определяется действиями пользователей в предметной области. Используя ER-модель, словарь данных и установленные связи между первичными и внешними ключами, производится попытка выполнить все необходимые операции доступа к данным вручную. Если какую-либо операцию выполнить вручную не удается, то составленная логическая модель данных является неадекватной и содержит ошибки, которые надо устранить. Возможно, они связаны с пропуском в модели сущности, связи или атрибута.

5. Определение требований поддержки целостности данных и их документирование. Эти требования представляют собой ограничения, которые вводятся с целью предотвратить помещение в базу данных противоречивых данных. На этом шаге вопросы целостности данных освещаются безотносительно к конкретным аспектам ее реализации. Должны быть рассмотрены следующие типы ограничений: обязательные данные. Выясняется, есть ли атрибуты, которые не могут иметь Null-значений; ограничения для значений атрибутов. Определяются допустимые значения для атрибутов; целостность сущностей. Она достигается, если первичный ключ сущности не содержит Null-значений; ссылочная целостность. Она понимается так, что значение внешнего ключа должно обязательно присутствовать в первичном ключе одной из строк таблицы для родительской сущности; ограничения, накладываемые бизнес-правилами. Например, в случае с проектом БАНК может быть принято правило, запрещающее клиенту распоряжаться, скажем, более чем тремя счетами.

Сведения обо всех установленных ограничениях целостности данных помещаются в словарь данных.

6. Создание окончательного варианта логической модели данных и обсуждение его с пользователями. На этом шаге подготавливается окончательный вариант ER-модели, представляющей логическую модель данных. Сама модель и обновленная документация, включая словарь данных и реляционную схему связи таблиц, представляется для просмотра и анализа пользователям, которые должны убедиться, что она точно отображает предметную область.


1.3. Процедуры физического проектирования базы данных


Цель этапа физического проектирования – описание конкретной реализации базы данных, размещаемой во внешней памяти компьютера. Это описание структуры хранения данных и эффективных методов доступа к данным базы. При логическом проектировании отвечают на вопрос – что надо сделать, а при физическом – выбирается способ, как это сделать. Процедуры физического проектирования следующие.


1. Проектирование таблиц базы данных средствами выбранной СУБД. Осуществляется выбор реляционной СУБД, которая будет использоваться для создания базы данных, размещаемой на машинных носителях. Глубоко изучаются ее функциональные возможности по проектированию таблиц. Затем выполняется проектирование таблиц и схемы их связи в среде СУБД. Подготовленный проект базы данных описывается в сопровождаемой документации.

2. Реализация бизнес-правил в среде выбранной СУБД. Обновление информации в таблицах может быть ограничено бизнес-правилами. Способ их реализации зависит от выбранной СУБД. Одни системы для реализации требований предметной области предлагают больше возможностей, другие – меньше. В некоторых системах вообще отсутствует поддержка реализации бизнес-правил. В таком случае разрабатываются приложения для реализации их ограничений.

3. Проектирование физической организации базы данных. На этом шаге выбирается наилучшая файловая организация для таблиц. Выявляются транзакции, которые будут выполняться в проектируемой базе данных, и выделяются наиболее важные из них. Анализируется пропускная способность транзакций – количество транзакций, которые могут быть обработаны за заданный интервал времени, и время ответа – промежуток времени, необходимый для выполнения одной транзакции. Стремятся к повышению пропускной способности транзакций и уменьшению времени ответа. На основании указанных показателей принимаются решения об оптимизации производительности базы данных путем определения индексов в таблицах, ускоряющих выборку данных из базы, или снижения требований к уровню нормализации таблиц. Проводится оценка дискового объема памяти, необходимого для размещения создаваемой базы данных. Стремятся к его минимизации.

Принятые решения по изложенным вопросам документируются.

4. Разработка стратегии защиты базы данных. База данных представляет собой ценный корпоративный ресурс, и организации ее защиты уделяется большое внимание. Для этого проектировщики должны иметь полное и ясное представление обо всех средствах защиты, предоставляемых выбранной СУБД.

5. Организация мониторинга функционирования базы данных и ее настройка. После создания физического проекта базы данных организуется непрерывное слежение за ее функционированием. Полученные сведения об уровне производительности базы данных используются для ее настройки. Для этого привлекаются и средства выбранной СУБД.

2 Система управления базами данных Microsoft Access