Файл: Информационная система для банкомата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 731

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Особенности СУБД Microsoft Access


Microsoft Access является настольной СУБД (система управления базами данных) реляционного типа. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.

В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных, которые будут описаны ниже.

Для выполнения почти всех основных операций Access предлагает большое количество Мастеров (Wizards), которые делают основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий и облегчают работу неискушенному в программировании пользователю.

Особенности MS Access, отличающиеся от представления об «идеальной» реляционной СУБД.

Создание многопользовательской БД Access и получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно в локальной одноранговой сети или в сети с файловым сервером. Сеть обеспечивает аппаратную и программную поддержку обмена данными между компьютерами. Access следит за разграничением доступа разных пользователей к БД и обеспечивает защиту данных. При одновременной работе. Так как Access не является клиент серверной СУБД, возможности его по обеспечению многопользовательской работы несколько ограничены. Обычно для доступа к данным по сети с нескольких рабочих станций, файл БД Access (с расширением *.mdb) выкладывается на файловый сервер. При этом обработка данных ведется в основном на клиенте - там, где запущено приложение, в силу принципов организации файловых СУБД. Этот фактор ограничивает использование Access для обеспечения работы множества пользователей (более 15-20) и при большом количестве данных в таблицах, так как многократно возрастает нагрузка не сеть.

В плане поддержки целостности данных Access отвечает только моделям БД небольшой и средней сложности. В нем отсутствуют такие средства как триггеры и хранимые процедуры, что заставляет разработчиков возлагать поддержание бизнес логики БД на клиентскую программу.

В отношении защиты информации и разграничения доступа Access не имеет надежных стандартных средств. В стандартные способы защиты входит защита с использованием пароля БД и защита с использованием пароля пользователя. Снятие такой защиты не представляет сложности для специалиста.


Однако, при известных недостатках MS Access обладает большим количеством преимуществ по сравнению с системами подобного класса.

В первую очередь можно отметить распространенность, которая обусловлена тем, что Access является продуктом компании Microsoft, программное обеспечение и операционные системы которой использует большая часть пользователей персональных компьютеров. MS Access полностью совместим с операционной системой Windows, постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков.

В целом MS Access предоставляет большое количество возможностей за сравнительно небольшую стоимость. Также необходимо отметить ориентированность на пользователя с разной профессиональной подготовкой, что выражается в наличии большого количества вспомогательных средств (Мастеров, как уже отмечалось), развитую систему справки и понятный интерфейс. Эти средства облегчают проектирование, создание БД и выборку данных из нее.

2.2 Структура СУБД Microsoft Access


При работе с Microsoft Access 2003 и Microsoft Access 2007 используются следующие типы данных: текстовый – тип данных, используемый для хранения простого неформатированного текста, число символов в котором не должно превышать 255; поле MEMO – специальный тип данных, применяемый для хранения больших объёмов текста (до 65 535 символов); числовой – тип данных для хранения чисел; дата/время – тип данных для хранения значений даты и времени; денежный – тип данных для хранения денежных значений (длина поля 8 байт); счётчик – специальный тип данных, используемый для автоматической нумерации записей; логический – для хранения логических данных, которые могут иметь одно из двух возможных значений Да или Нет; поле объекта OLE – специальный тип данных, предназначенный для хранения объектов OLE (электронных таблиц Microsoft Excel, документов Microsoft Word, звукозаписей и др.); гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов; мастер подстановок – тип данных, запускающий мастер подстановок, что позволяет выбирать данные из раскрывающегося списка, а не вводить их в поле вручную. Числовые поля могут иметь следующие размеры: байт (Byte) – целые числа от 0 до 255 (1 байт); целое (Integer) – целые числа от минус 32768 до +32767 (2 байта); длинное целое (Long Integer) – целые числа от минус 2147483648 до +2147483647 (4 байта); одинарное с плавающей точкой (Single) – числа от минус 3,41038 до +3,41038 с точностью до 7 знаков (4 байта); двойное с плавающей точкой (Double) – числа от минус 1,79710308 до +1,79710308 с точностью до 15 знаков (8 байт).



База данных может состоять из нескольких таблиц, содержащих различную информацию. Эти таблицы связаны между собой каким-либо определённым полем, называемым ключевым полем. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись таблицы, т.е. каждое значение этого поля отличает одну запись от другой. Связи между таблицами дают возможность совместно использовать данные из различных таблиц. Например, одна таблица содержит информацию о профессиональной деятельности сотрудников предприятия (таблица Сотрудник), другая таблица – информацию об их месте жительства (таблица Адрес). Допустим, на основании этих двух таблиц необходимо получить результирующую таблицу, содержащую поля Фамилия и инициалы, Должность и Адрес проживания. Причём поле Фамилия и инициалы может быть в обеих таблицах, поле Должность – в таблице Сотрудник, а поле Адрес проживания – в таблице Адрес. Ни одно из перечисленных полей не может являться ключевым, т. к. оно однозначно не определяет каждую запись. В качестве ключевого поля в этих таблицах можно использовать поле Код типа Счётчик, автоматически формируемое Access при создании структуры таблицы, или в каждой таблице задать поле Табельный номер, по которому затем связать таблицы.

2.3 Взаимодействие с другими СУБД


Встроенные средства взаимодействия MS Access со внешними СУБД с использованием интерфейса ODBC снимают ограничения, присущие Microsoft Jet Database Engine. Инструменты MS Access, которые позволяют реализовать такое взаимодействие, называются «связанные таблицы» (связь с таблицей СУБД) и «запросы к серверу» (запрос на диалекте SQL, который «понимает» СУБД).

Корпорация Microsoft для построения полноценных клиент-серверных приложений на базе MS Access рекомендует использовать в качестве движка базы данных СУБД MS SQL Server. При этом имеется возможность совместить с присущей MS Access простотой инструменты для управления БД и средства разработки.

3 Разработка информационной системы для банкомата с применением Microsoft Access

3.1 Назначение базы данных


Назначение базы данных − организация информации так, чтобы можно было легко и быстро находить её, чтобы одну и ту же совокупность данных можно было использовать для максимального числа приложений.

СУБД Microsoft Access является реляционной базой данных и включает в себя все необходимые инструментальные средства для создания информационной системы для банкомата.



Рис 3.1 − Список объектов разработанной информационной системы
Полученная в ходе разработки база данных обеспечивает оптимальный график инкассаций, минимизирующий совокупные затраты; снижение количества простоев банкоматов и терминалов; прогнозирование клиентского расхода/поступления средств и оптимизацию объема денежных средств в объектах оборота наличности; автоматизацию формирования распоряжений на инкассацию объектов оборота наличности и техническое обслуживание банкоматов и терминалов; оптимизацию сумм подкрепления и покупюрной разбивки наличности.

3.2. Разработка таблиц и схемы данных


Получив главной перечень данных, можно приступить к созданию структуры главных таблиц, на которых будет строиться главная в предстоящем приобретенная информация. По полученному списку данных можно выделить пять таблиц. Первая — данные клиентов, содержащая информацию о всех клиентах, когда-либо использовавших услуги организации, вторая — журнал операций, с данными об операциях, происходивших на устройстве, третья таблица – карты клиентов, хранящая сведения о картах, которые использовали клиенты, в четвёртой таблице описаны возможные, для выполнения на устройстве операции, в пятой − типы карт, поддерживаемые банкоматом.


Рис 3.2 − Структура таблицы Данные клиентов
Таблица Данные клиентов (смотри рис. 3.2), состоит из восьми полей, которые содержат основные контактные данные клиентов. Ключевым является поле − Код клиента.


Рис 3.3 − Структура таблицы Журнал операций
Таблица Журнал операций (смотри рис. 3.3) содержит шесть полей. Поле код записи − ключевое, задаётся счётчиком. Остальные данные вводятся в числовом, денежном, дата/время форматах, соответственно.


Рис 3.4 − Структура таблицы Карты Клиентов
Таблица Карты Клиентов (смотри рис. 3.4) содержит пять полей, код карты занимает ключевое поле. Поле Действительно до использует данные, находящиеся в поле Дата открытия счёта и используя константы day/month/year, прибавляет к дате открытия два года.

Таблица Операции имеет два поля, ключевое поле − код операции, задаётся счётчиком. Остальные данные вводятся вручную, в тестовом виде.




Рис 3.5 − Структура таблицы Операции

Таблица типы карт состоит из трёх полей, ключевого поля Код типа карты, задаваемого счётчиком, текстового поля тип карты и логического поля, указывающая на происхождение карты.



Рис 3.6 − Структура таблицы Типы карт


Рис. 3.7 − Схема данных
В итоге у нас получилась база данных, содержащая в себе пять таблиц, которые должны быть связанны между собой, иначе не имеет смысла создание базы данных для такого типа устройства. Таким образом, получилась простая схема данных, которую можно увидеть на рисунке 3.7.

3.3. Разработка запросов


Запросы в MS Access являются основным инструментом выборки, обновления и обработки данных в таблицах базы данных. MS Access в соответствии с концепцией реляционных баз данных для выполнения запросов использует язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language). С помощью инструкций языка SQL реализуется любой запрос в MS Access.


Рис 3.8 − Результат запроса Баланс банкомата
Основным видом запроса является запрос на выборку. Результатом выполнения этого запроса является новая таблица, которая существует до закрытия запроса. Записи формируются путем объединения записей таблиц, на которых построен запрос. Способ объединения записей таблиц указывается при определении их связи в схеме данных или при создании запроса. Условия отбора, сформулированные в запросе, позволяют фильтровать записи, составляющие результат объединения таблиц.


Рис. 3.9 − Результат запроса Операции по картам
Данная информационная система содержит два запроса на выборку из различных таблиц, и их сочетаний. Запрос Баланс банкомата, результат которого можно увидеть на рисунке 3.8, позволяет изменения баланса банкомата после операций клиентов.

Были созданы запросы на вывод всех операций проводимых с банкомата. На рисунке 3.9 представлен результат запроса Операции по картам.

3.4 Разработка форм