Файл: Дипломная работа по теме Стратегия совершенствование ассортиментной политики на примере магазина Магнит зао "Тандер" пм 04. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1958
Скачиваний: 46
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность ассортимента товаров
1.2. Показатели ассортимента товаров
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации
1.4. Управление анализом ассортимента продукции
1.5. Планирование ассортиментная политика
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА «МАГНИТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия «Магнит»
2.3. АВС- анализ ассортимента продукции магазина
2.4. XYZ-анализ ассортимента продукции магазина
2.5. БКГ – анализ ассортимента продукции магазина
По данным таблицы 2.19 построим адаптированную матрицу БКГ и определим группы ассортимента, относящиеся к «дойным коровам», «звездам», «трудным детям» и «собакам».
Рисунок 2.6 – Анализ ассортимента продукции магазина «Магнит» при помощи матрицы БК
Таким образом, по результатам построения матрицы БКГ можно сделать выводы о том, что наиболее выгодными для предприятия группами товаров являются товары из группы «Средства для умывания», так как они попали в группу «Дойные коровы». К группе Звёзды» относятся товары из группы «Бытовая химия». Товары из группы «Гигиена х/б» находятся на границе выпадения из квадранта «Дойные коровы». Это связано с тем, что в данную ассортиментную группу входят товары с низким объёмом выручки. Это товары из подгрупп «Туалетная бумага», «Салфетки», «Влажные салфетки», «Ватные диски», «Ватные палочки». Их внесение в данную группу связано с тем. Они формируют малую часть выручки, однако выступают в роли товаров-комплиментов для других товарных подгрупп. Попадание группы товаров «Бытовая химия» в квадрант «Звёзд» связано с тем, что прирост выручки по товарам из подгруппы «Средства для стирки» составил 104,78%, а исходя из того, что данная подгруппа по показателю выручки занимает 50% от всей группы «Бытовая химия» это привело к росту по показателю выручки данной товарной группы. В квадранте «Собаки» находятся три товарные группы: «Средства для бритья», «Уход за полостью рта» и товары из группы «Другое». Указанные группы формируют малую долю выручки, а также не проявляют тенденции к увеличению в доле выручки. Соответственно встаёт вопрос об их сокращении, либо о полном выводе из структуры ассортимента.
2.6. Оптимизация структуры ассортимента
Следующая проблема, которую мы рассмотрим, будут товары, которые являются «балластом» в общей структуре ассортимента. Они увеличивают оборачиваемость вложенных в них средств, также по этим товарам возникает кредиторская задолженность, которая способна со временем накапливаться. Прирост кредиторской задолженности более быстрыми темпами, чем прирост выручки оказывает негативное влияние на показатели эффективной деятельности фирмы. Во второй главе дипломной работы в результате анализа проведённого с помощью адаптированной матрицы БКГ были выявлены три ассортиментных группы, которые попали квадрант «собаки».
К квадранту «собаки» относятся следующие ассортиментные группы:
– «Другое»;
– «Бритьё»;
– «Уход за полостью рта»;
Для принятия правильного решения об исключении какой-либо из групп полностью из структуры ассортимента, либо о её сокращении, необходимо рассмотреть каждую из перечисленных групп подробнее.
В группе товаров «Бритьё» наблюдается снижение объёмов выручки по трём подгруппам: «Станок для бритья», «Средства после бритья» и «Средства для бритья». Спад составляет 10%, 7% и 3% соответственно. Далее рассмотрим их вклад в выручку и прибыль (таблица 2.19):
Подгруппа «Средства для бритья» исходя из данных АВС анализа входит в группу ВВ, а подгруппа «Средства после бритья» входит в группу ВС, следовательно полностью исключать данные подгруппы из ассортимента будет неправильным решением. Необходимо направить усилия на оптимизацию структуры данных подгрупп и исключение из них части продукции. Также было выявлено, что товары из подгруппы «Средства после бритья» имеют спад в объёме продаж в летний период.
Данные по динамике объёма продаж представлены на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Изменение объёма продаж подгруппы «Средства после бритья»
Судя по рисунку 2.7, в летнее время наблюдается снижение объёма продаж примерно на 460000 рублей в месяц. Данная ситуация сохраняется на протяжении четырёх месяцев. В это время всего около 15% от подгруппы «Средства после бритья» участвуют в формировании выручки на 95%. Следовательно, остальная часть товаров залёживается на складе, тем самым отвлекая часть оборотных средств. Таким образом, необходимо сокращать структуру ассортимента по данной подгруппе в летнее время года. Высвобожденные средства в размере можно будет привлечь для усиления продаж товаров из других подгрупп.
Далее рассмотрим следующую подгруппу товаров, которая попала в квадрант «собаки». Это группа «Средства по уходу за полостью рта». Полностью исключать данную группу из ассортимента не стоит, так как из-за таких подгрупп, как «Зубная паста», которая находится в группе АС, и «Зубная щётка» ассортимент товаров ухудшится по показателю полноты. Указанные товары должны присутствовать в магазине рассматриваемого профиля, но их доля в ассортименте должна быть минимальна. Что касается такой подгруппы, как «Лосьон для полоскания рта» наблюдается снижение объёма продаж на 20%, а также данные товары находятся в группе СС, следовательно, целесообразным будет полностью исключить их из структуры ассортимента. Высвобожденную часть оборотных средств можно направить на усиление продаж товаров из других подгрупп. Но об этом речь пойдёт чуть дальше.
Третья ассортиментная группа, попавшая в квадрант «собаки», это группа «Другое». Она представлена такими подгруппами, как «Губки», «Перчатки», «Мочалки» и «Мусорные мешки». В данном случае эта группа выступает, в качестве сопутствующих товаров, а также вносит дополнение в структуру ассортимента, расширяя его до необходимого минимума.
Таблица 2.20
Объём высвобожденных оборотных средств
Мероприятие | Высвобождено, тыс. руб. |
Сокращение ассортимента в летнее время по подгруппе товаров «Средства после бритья» на 75% | 4371 |
Сокращение ассортимента по подгруппе «Лосьон для полости рта» на 90% | 10253 |
Всего: | 14624 |
Благодаря проведению изменений в структуре ассортимента по подгруппам «Средства после бритья» и «Лосьон для полости рта» нам удалось высвободить часть оборотных средств, в размере 14624 тысячи рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной дипломной работы была изучена политика формирования и управления структурой товарного ассортимента предприятия розничной торговли магазина «Магнит». В первой главе были рассмотрены различные принципы построения структуры ассортимента, критерии отнесения товаров к тем или иным ассортиментным группам и подгруппам. Также были рассмотрены различные методики анализа и управления ассортиментом на предприятиях розничной торговли.
Во второй главе был проведён анализ деятельности магазина «Магнит», основанный на показателях выручки, прибыли, рентабельности, кредиторской задолженности и других показателях, определяющих успешность работы предприятия. Также была выявлена взаимосвязь между структурой ассортимента и данными показателями. Помимо этого, был проведён анализ, касаемый непосредственно самого товарного ассортимента и политики управления им. На основании, которого были выявлены ряд проблем, связанных с недостатками в структуре ассортимента, с нерациональным использованием оборотных средств и прочими трудностями. Были выявлены зависимости между объёмом товаров в доле ассортимента и долей в выручке и прибыли, а также были выявлены взаимосвязи между различными ассортиментными позициями их влияние на показатели друг друга.
Во второй главе моей дипломной работы был предложен ряд мер, направленных на совершенствование структуры ассортимента, а также на улучшение показателей выручки и прибыли по некоторым товарным группам. Каждое из предложенных мероприятий по результатам расчётов имело положительный эффект и может быть использовано на практике в деятельности магазина «Магнит». Что говорит о достижении поставленных целей при написании данной дипломной работы.
Проведённый мною анализ по результатам написания дипломной работы дал возможность сделать следующие выводы о различных аспектах деятельности данного предприятия:
– ассортимент предприятия розничной торговли требует постоянного мониторинга за уровнем продаж по каждой ассортиментной группе по месяцам, кварталам и годам. Информация, получаемая в результате такого мониторинга, играет очень важную роль при принятии тех или иных управленческих решений по внесению изменений в структуру ассортимента.
– исследования, проведённые во второй главе данной дипломной работы, показали, что подавляющее большинство товаров, включенных в ассортиментную структуру магазина «Магнит» являются прибыльными, и их внесение в ассортимент полностью оправдано. Однако по некоторым позициям наблюдаются проблемы, требующие оперативного вмешательства со стороны руководства в процесс формирования полноты и глубины некоторых ассортиментных групп и подгрупп, а также необходимо принятие решения об исключении части товарных позиций из общей структуры ассортимента;
– также было выявлено то, что присутствие в ассортименте предприятия товаров «балластов» сказывается негативно не только на том, что увеличивается срок оборачиваемости вложенных в них средств, но и на том, что эти средства могут быть направлены на проведение мероприятий по улучшению показателей прибыльности у других товаров, которые играют значимую роль в процессе формирования выручки и прибыли;
– в второй части дипломной работы были предложены три мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики магазина «Магнит»».
Итак, для рассмотрения работы магазина « Магнит» в динамике были использованы различные инструменты и методы оценочного анализа. Для этого были рассмотрены следующие показатели: общий размер выручки и прибыли за год, размер выручки и прибыли по месяцам, вклад каждой группы, а также подгруппы товаров в общий размер выручки и прибыли как по месяцам, так и за год, количество постоянных покупателей, количество неудовлетворенных покупателей, предпочтения целевого рынка, средняя цена покупки по чеку и др. Результаты такого анализа позволяют определить необходимость увеличения, сокращения или прекращения закупок отдельных видов продукции, а также позволяют разрабатывать различные маркетинговые мероприятия по оптимизации как структуры ассортимента по отдельным позициям, так и по общему объёму.
В результате анализа деятельности магазина «Магнит» были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности. К негативным моментам можно отнести следующее: