ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель - изучение значения и логики целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.
План:
-
Понятие цели и иерархия целей в педагогике. -
Задачи педагогики. -
Функции педагогики.
Понятие цели и иерархия целей в педагогике
Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. Затем для решения поставленной цели, формулируется система задач, которые в последствие конкретизируются в педагогических функциях. Весь этот процесс получил названия целеполагания. Рассмотрим его подробнее.
Целеполагание в педагогике - сознательный процесс
выявления, выбора и постановки целей, задач и функций будущей педагогической деятельности.
В структуре процесса целеполагания выделяют пять ключевых моментов:
-
выдвижение, формулировка целей учебной деятельности; -
планирование деятельности, направленной на достижение целей; -
прогнозирование ожидаемых результатов; -
оценивание полученных результатов; -
коррекция выявленных ошибок, недочетов.
В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню
профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума. Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими
определенный отпечаток на характер сформулированных целей.
Целеполагание может быть:
-
свободным организуется воспитанники) конструирование, воспитания;
совместное (педагог и определение целей
-
жестким и цели, и программа действий задается педагогом в соответствии с учебной программой; -
интегрированным - цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно с обучающимися.
Педагогическое целеполагание включает следующие
этапы:
-
диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; -
моделирование воспитательных целей, задач и функций; -
составление плана деятельности, направленного на достижение целей; -
прогноз ожидаемых результатов; -
оценка полученных результатов;
-уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Как видим, ключевым моментом в целеполагании является
формулировка цели.
з
Целью в педагогике является мысленное представление об ожидаемом результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Педагогические цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики,
от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.
Педагогические цели могут быть разного
составляют определенную иерархию. На
масштаба и
рисунке 1
представлена ступенчатая иерархия целей в педагогике, включающая в себя три основных уровня: микро-, мезо- и макро-.
Высший уровень - макро - это государственные цели или, так называемый, общественный заказ. Это идеальная цель, отражающая ценности, которые характерны для данного общества, а также существующие в этом обществе представления о человеке и гражданине страны. Этот уровень целей разрабатывается специалистами, принимается правительством, фиксируются в законах и ФГОС.
Следующая ступень - мезоуровень. На этом уровне определяются цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах образовательных учреждений. Например, цели обучения в
средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа.
Низший уровень микроуровень предполагает определение цели обучения отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Он также предполагает определение цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия, учебного задания или упражнения.
Мезоуровень (образовательное учреждение)
.
,
�
---1 Целиучебногопредмета
---1
---1
Uелиурока
Цели учебноrо :задания на уроке
Рисунок 1 - Иерархия целей в педагогике
Основные этапы формулирования цели:
-
выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности; -
определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности; -
ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.
Цель является основополагающей категорией педагогики. От нее, как уже говорилось ранее, зависят задачи, функции предстоящей педагогической деятельности.
Задачи педагогики
Задача в педагогике - это результат осознания педагогом поставленной цели, с последующим определением условий ее достижения и проблем, стоящих на пути ее решения.
В современной педагогике существует множество подходов к классификации задач. Наиболее распространенные из них представлены на рисунке 2. Дадим им краткую характеристику.
По сфере применения задачи разделяют на:
-
теоретические задачи призвана решать педагогика как наука (например, выяснение закономерностей процесса воспитания, образования; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; внедрение результатов исследований в практику преподавания; планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее);
По сфере применения
�
Теорети'!еские зада'lи
�
По временному признаку
�
�
-
Дидактические задачи
- �
-1 По технологии применения
у Воспитательные задачи
Собственно педагогические задачи
�
-
Рисунок 2 - Критерии классификации педагогических задач
-
практические задачи - это задачи, решаемые отдельными образовательными учре)кдениями в рамках своей образовательной деятельности.
В соответствии с временным признаком, все задачи делятся
на:
-
стратегические это педагогические сверхзадачи,
вытекающие из общей цели образования, и решаемые в на протяжении достаточно длительного времени (например, это задачи, сформулированные в стратегии развития на ближайшие десять лет, и связанные с формированием мировоззрения, устойчивой жизненной позиции, принципов нравственности и морали и т.д.);
-
тактические - это стратегические задачи, реализуемые в реальном педагогическом процессе и направленные на формирование у учащихся конкретных устойчивых состояний и
качеств (например, это задачи, сформулированные в программе действий на ближайший год, разработанной в рамках реализации десятилетней стратегии);
-
оперативные - это педагогические задачи, которые встают
перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности (на уроке, во время выполнения конкретного упражнения и т.д.) и требуют незамедлительного решения.
В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе все задачи подразделяются на: