ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • дидактические - задачи, направленные на управление учебно-познавательной деятельностью воспитанников и решаемые во время непосредственного учебного процесса;

  • воспитательные задачи, призванные управлять процессом воспитания подрастающего поколения, они решаются, как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.

В соответствии с технологическим подходом выделяют следующие задачи:

  • собственно педагогические задачи, связанные с изменением личности воспитанника, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости;

  • функционально-педагогические задачи, направленные на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.

Любая педагогическая задача имеет две основные стороны:

  • первая сторона - это то, что уже известно в педагогике;

  • вторая сторона - это неизвестное на данный момент в педагогике, то, что отвечает на конкретный вопрос в зависимости от поставленной задачи (поиск ответов на вопросы как? где? зачем? и т.п.).


Вопросы, касающиеся второй стороны педагогической задачи, направлены на выявление сущности явлений, фактов и процессов, необходимых для успешного решения поставленной задачи. Осмысление этого вопроса позволяет педагогу осознать, что уже известно и что необходимо найти, а также какие действия необходимо осуществить. Схематично этот процесс представлен на рисунке 3.





ЦЕЛЬ







V Решение У

Dзадачи

[/1

Рисунок 3 - Процесс решения педагогической задачи

Поясним представленный на рисунке 3 процесс решения педагогической задачи на конкретном примере. Пусть перед учителем стоит цель - создать условия учащимся для понимания ими нового учебного материала. В этом случае первой стороной (известным условием) являются сами учащиеся и учебный материал. Второй (неизвестной) стороной будет поиск ответов на вопросы о том, как правильно организовать учебный процесс, чтобы освоение учебного материала этими учащимися было успешным. Решением задачи в данном случае будет нахождение наиболее эффективного способа передачи учебной информации и оказание учащимся

необходимой педагогической помощи. При этом решение педагогической задачи целесообразно рассматривать как творческую речемыслительную или мыслительную деятельность, которой соответствует определенная совместная практическая деятельность педагога и учащегося. В этом случае педагог должен понимать, что достижение решения педагогической задачи во многом зависит от его профессиональных и личностных качеств.

В заключение отметим. Не смотря на различные подходы к

классификации педагогических задач, все они должны определяться в соответствии с исходным уровнем развития личности и/или коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Функции педагогики


Функции педагогики - своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.

Функции педагогики принято подразделять на аналитические, прогностические и проективно- конструктивные. Рассмотрим их подробнее.

Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

  • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно- следственных связей процесса воспитания;





  • анализ, обобщение, интерпретация педагогического опыта.

Прогностическая функция подразумевает:

  • обеспечение научно-обоснованного планирования и развития системы воспитания;

и оценка

целеполагания,

  • обеспечение эффективного управления образовательной

политикой.

Проективно-конструктивная функция предполагает:

  • разработку новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

  • внедрение результатов педагогических исследований в практику;

  • научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Иногда перечисленные функции объединяют в два более

крупных блока: научно-теоретический и конструктивно­ технический.

При этом научно-теоретическая функция реализуется на следующих трех уровнях:

  • описательном - изучение передового, инновационного педагогического опыта;

  • диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся;

  • прогностическом - экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса.

Конструктивно-техническая функция также реализуется на

трех уровнях:




  • проективном - разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий;

  • преобразовательном внедрение достижений педагогической науки в практику;

  • рефлексивном и корректировочном - анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Грамотное определение функций позволяет решить поставленные задачи, что в свою очередь, способствует достижению поставленной педагогической цели.


2