ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
дидактические - задачи, направленные на управление учебно-познавательной деятельностью воспитанников и решаемые во время непосредственного учебного процесса; -
воспитательные задачи, призванные управлять процессом воспитания подрастающего поколения, они решаются, как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
В соответствии с технологическим подходом выделяют следующие задачи:
-
собственно педагогические задачи, связанные с изменением личности воспитанника, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости; -
функционально-педагогические задачи, направленные на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
Любая педагогическая задача имеет две основные стороны:
-
первая сторона - это то, что уже известно в педагогике; -
вторая сторона - это неизвестное на данный момент в педагогике, то, что отвечает на конкретный вопрос в зависимости от поставленной задачи (поиск ответов на вопросы как? где? зачем? и т.п.).
Вопросы, касающиеся второй стороны педагогической задачи, направлены на выявление сущности явлений, фактов и процессов, необходимых для успешного решения поставленной задачи. Осмысление этого вопроса позволяет педагогу осознать, что уже известно и что необходимо найти, а также какие действия необходимо осуществить. Схематично этот процесс представлен на рисунке 3.
ЦЕЛЬ
V Решение У
Dзадачи
[/1
Рисунок 3 - Процесс решения педагогической задачи
Поясним представленный на рисунке 3 процесс решения педагогической задачи на конкретном примере. Пусть перед учителем стоит цель - создать условия учащимся для понимания ими нового учебного материала. В этом случае первой стороной (известным условием) являются сами учащиеся и учебный материал. Второй (неизвестной) стороной будет поиск ответов на вопросы о том, как правильно организовать учебный процесс, чтобы освоение учебного материала этими учащимися было успешным. Решением задачи в данном случае будет нахождение наиболее эффективного способа передачи учебной информации и оказание учащимся
необходимой педагогической помощи. При этом решение педагогической задачи целесообразно рассматривать как творческую речемыслительную или мыслительную деятельность, которой соответствует определенная совместная практическая деятельность педагога и учащегося. В этом случае педагог должен понимать, что достижение решения педагогической задачи во многом зависит от его профессиональных и личностных качеств.
В заключение отметим. Не смотря на различные подходы к
классификации педагогических задач, все они должны определяться в соответствии с исходным уровнем развития личности и/или коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Функции педагогики
Функции педагогики - своего рода производные от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения.
Функции педагогики принято подразделять на аналитические, прогностические и проективно- конструктивные. Рассмотрим их подробнее.
Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:
-
теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно- следственных связей процесса воспитания;
-
анализ, обобщение, интерпретация педагогического опыта.
Прогностическая функция подразумевает:
-
обеспечение научно-обоснованного планирования и развития системы воспитания;
и оценка
целеполагания,
-
обеспечение эффективного управления образовательной
политикой.
Проективно-конструктивная функция предполагает:
-
разработку новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности; -
внедрение результатов педагогических исследований в практику; -
научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Иногда перечисленные функции объединяют в два более
крупных блока: научно-теоретический и конструктивно технический.
При этом научно-теоретическая функция реализуется на следующих трех уровнях:
-
описательном - изучение передового, инновационного педагогического опыта; -
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся; -
прогностическом - экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса.
Конструктивно-техническая функция также реализуется на
трех уровнях:
-
проективном - разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий; -
преобразовательном внедрение достижений педагогической науки в практику; -
рефлексивном и корректировочном - анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.
Грамотное определение функций позволяет решить поставленные задачи, что в свою очередь, способствует достижению поставленной педагогической цели.
2