Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества


Российская школа управления качеством

В Советском Союзе и в России велись фундаментальные работы в области качества, была пятилетка качества, утвержден с 1967 года знак качества. Самые эффективные системы управления качества создавались и использовались преимущественно на предприятиях военно-промышленного комплекса. Они включали методы технологического обеспечения качества, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, разработку государственных и отраслевых стандартов. Дальнейшее развитие стандартизации в области качества было связано с разработкой стандартов по нормированию и обеспечению методов оценки качества продукции по различным группам показателей: техническим, эксплуатационным, эстетическим, эргономическим и т.д.

Существенные результаты при решении проблем качества были достигнуты при использовании системного подхода и создании на его основе комплексной системы управления качеством. Наиболее характерными представителями системной организации работ являются:

  • Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП). Основным объектом управления этой системы, разработанной в 1955 году, было качество труда как всего коллектива, так и отдельных работников;

  • Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), 1958 г. Основными объектами управления были качество изделий и качество труда коллектива;

  • Ярославская система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), 1964 г.

Комплексные системы управления качеством – КС УКП, создаваемые позже (1975 г.  Львов, 1980 г. – Днепропетровск, Краснодар и др.) основывались на требованиях организационно-методических стандартов. Создание и внедрение этих систем на уровне предприятий оценивалось положительно. Государственное регулирование в области качества (период с 1981 по 1985 г. был объявлен пятилеткой качества) не принесло ожидаемых результатов.

Разработка и внедрение комплексных систем управления качеством позволили:

  • повысить качество выпускаемой продукции;

  • повысить заинтересованность и ответственность работников за качество своего труда;

  • использовать моральные и материальные стимулы.


Основные достижения СССР в области управления качеством (самые эффективные системы создавались и использовались в военно-промышленном комплексе) нашли свое отражение и в стандартах ИСО серии 9000.

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях


Развитие методологии управления качеством на основе обобщения передового опыта экономически развитых стран за прошедшие десятилетия привело к формированию современной концепции всеобщего управления качеством TQM (Total quality management). Необходимость совершенствования управления качеством связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, изменением ценностей с точки зрения потребителей, резким обострением конкуренции. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества за счет повышения эффективности производства и удовлетворения все возрастающих требований потребителя.

Применение на практике этой методологии предполагает использование следующих принципов.

  • Вся деятельность предприятия ориентирована на удовлетворение требований потребителя.

  • Непрерывное совершенствование всех сфер деятельности предприятия в области качества, в том числе и управления целями.

  • Участие каждого работника предприятия в обеспечении требуемого качества.

  • Качество создается на всех стадиях производства продукции.

  • Совершенствование процессов производства обеспечивается использованием адекватных методов и инструментов достижения качества, применением новых технологий.

В системе TQM особое внимание уделялось эффективности всеобщего управления качеством и ее зависимости от следующих условий:

  • личное участие высшего руководства в решении проблем качества;

  • особое внимание подготовке персонала (человеческий ресурс);

  • преобразование организационной структуры под общий менеджмент качества;

  • развитие маркетинга – исследование потребностей потребителя, разработка системы показателей, определяющих степень их удовлетворенности.

Концепция TQM несколько опередила появление стандартов ИСО серии 9000, поэтому многие ее положения легли в основу разработки комплекса этих стандартов.

2.5. Основные принципы управления качеством


Управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций, которые определяют взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности, обеспечивающие качество продукции (услуги) на всех стадиях жизненного цикла. Процессы жизненного цикла продукции определяются особенностями производства, его техническим уровнем, размерами организаций и т.д.

Для функционирования эффективной системы управления необходимо определить и разработать основные функции, составляющие эту систему. Они должны ответить на главный вопрос менеджмента: что необходимо сделать для достижения требуемого уровня качества. В литературе по управлению качеством в зависимости от специфики производства приводятся различные по количеству и составу перечни специальных функций управления. Основываясь на концепции управления по принципу обратной связи (замкнутый управленческий цикл), которая включает управление процессами, выявление и устранение отклонений и вызвавших их причин, можно выделить следующие основные функции управления:

1. Политика и планирование качества – определение запросов и ожиданий потребителей.

2. Организация работ по качеству, обучение и мотивация персонала.

3. Контроль качества.

4. Анализ информации о качестве, установление недопустимых отклонений достигнутых результатов от запланированных и причины этих отклонений.

5. Принятие управленческих решений, разработка корректирующих и предупреждающих действий.

6. Внедрение и реализация разработанных мероприятий.

7. Оценивание с помощью контроля эффективности принятых мер с последующим повторением замкнутого управленческого цикла.

Указанные главные функции должны детализироваться с учетом специфики производства на подфункции, операции и т.д.

Широко распространенным примером определения основных функций замкнутого управленческого цикла по обеспечению качества является цикл Деминга PDCA. По существу он включает в укрупненном виде основные функции управления. Учитывая отечественный и международный опыт управления качеством, при практической разработке управленческих функций целесообразно использовать более детальный и упорядоченный их состав.


Управление качеством на воздушном транспорте полностью вписывается в общую концепцию управления: разработка и внедрение в деятельность ГА необходимых функций управления, позволяющих экономично и эффективно предоставлять услуги по перевозке, отвечающие требованиям заинтересованных лиц.