Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества

2.6. Основные методы правления качеством


Для реализации функций управления качеством необходимы соответствующие механизмы и методы управления.

Механизмы как совокупность организационных и экономических компонентов и мер, обеспечивающих функционирование системы качества, должны обеспечивать реализацию управленческих воздействий на многообразные факторы и условия, от которых зависит качество. При этом под фактором понимают причину изменения качества продукции, процесса или услуги. Обычно в менеджменте рассматривают такие компоненты качества, как человек, машина, материал, метод производства, контроль, среда. Основными факторами, влияющими на качество производственной деятельности предприятий гражданской авиации, могут быть:

  • качество научно-технической документации;

  • качество труда, основными компонентами которого являются: квалификация работников, привлекательность и престиж профессии, условия труда и т.д.;

  • качество авиационной техники и технического обеспечения производственных процессов;

  • качество контроля;

  • качество производственных процессов.

Под условиями понимают внешнюю среду косвенного воздействия на качество, которую невозможно изменить в рамках системы качества предприятия, но необходимо учитывать: международные и политические условия, социально-экономическая обстановка, уровень научно-технического прогресса и т.д. Условия могут оказывать влияние на проявление факторов: либо оно является существенным, либо условия сдерживают проявление положительных или негативных последствий влияния какого-либо фактора.

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления наиболее часто используются следующие методы управления качеством.

Организационно-распорядительные методы (административные). Управление качеством осуществляется посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на обеспечение необходимого уровня качества. В группу организационно-распорядительных методов включают методы регламентирования, стандартизации, нормирования, инструктирования, диспетчеризации и др. Применение этих методов обусловливает создание документов различного статуса с высокими требованиями к их содержанию.


Экономические методы. Управление качеством реализуется путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений систематически повышать уровень качества. К этим методам относят: финансирование деятельности в области управления качеством, экономическое стимулирование производства, бизнес-планирование создания новых видов продукции и услуг, применение системы оплаты труда и материального поощрения и др.

Социально-психологические методы. Управление качеством основывается на использовании группы факторов, влияющих на социально-психологические процессы в коллективе. Среди этих методов можно отметить следующие: способы повышения самодисциплины, ответственности и творческой инициативы каждого члена коллектива, формы морального стимулирования, приемы формирования мотивов эффективной трудовой деятельности, способы сохранения и развития традиций предприятия др.

Инженерно-технологические методы. Управление качеством в этом случае связано с отслеживанием отклонений параметров технологических процессов от заданных и контролем качества готовой продукции. Все эти методы можно подразделить на автоматические, механизированные и ручные. Для эффективного использования инженерно-технических методов необходимо метрологическое обеспечение соответствующего уровня.

Наряду с перечисленными методами в практике управления качеством широко используются статистические методы.

2.7. Статистические методы управления качеством


Случайный характер процессов обусловлен влиянием большого числа различных, порой незначительных, факторов и условий, а также их взаимодействием, например: неоднородность используемых материалов, разная квалификация персонала, неопределенность требований документации и возможность ее неоднозначного толкования, влияние внешних условий и т.д. Рассматривая проблему качества как результат функционирования некоторой системы, можно изменчивость (вариабельность) системы отнести к воздействию случайных факторов и условий и исследовать эту систему с помощью статистических методов.

Существует два вида причин изменчивости.



  • Обычные причины изменчивости (случайные). Они связаны со стабильными и предсказуемыми источниками изменчивости.

  • Особые причины изменчивости (неслучайные). Такие причины отклонения результатов процесса от заданных непредсказуемы и нестабильны. На их устранение должно быть направлено управленческое решение.

В основе статистических методов управления качеством лежит математическая статистика.

Математическая статистика – наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов.

Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Методы, основанные на использовании математической статистики, являются эффективным инструментом сбора, анализа и интерпретации информации о качестве. Они позволяют судить о состоянии исследуемых явлений в системе качества, прогнозировать или регулировать производственные проблемы и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.

Статистические методы управления качеством – совокупность методов обнаружения особых (неслучайных) факторов, позволяющая диагностировать состояние процесса, его корректировку с целью улучшения результата.

Стандарты ИСО серии 9000 рассматривают статистические методы как одно из эффективных средств обеспечения качества. Необходимость упорядочения работ в области статистических методов привела к созданию в составе ИСО специального Технического комитета ТК-69: «Применение статистических методов». Был выпущен международный стандарт ИСО/ТО 10017:2003 «Руководство по статистическим методам для ИСО 9001:2000». В дальнейшем он был принят в качестве национального стандарта: ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005. В стандарте приводится описание применяемых на практике статистических методов и целесообразность их использования в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000. Важным аспектом применения всех статистических методов является описательная статистика.

Для практического применения как базовые были отобраны семь наиболее простых статистических методов, так называемых «семь методов контроля качества». Они были выделены японскими специалистами под руководством Исикавы и в своей совокупности образуют достаточную и эффективную систему для оценки качества. Как считают специалисты
, с их помощью могут быть решены большинство производственных проблем; они доступны и удобны для применения на рабочих местах, не требуют специального уровня подготовки персонала. Эти методы не представляют собой целостную систему: могут применяться как отдельно, так и в любой последовательности и в любом сочетании. Их можно разделить на методы сбора и регистрации данных и методы анализа этих данных.

1. Контрольный листок – это инструмент первичного сбора и регистрации данных о качестве. Он представляет собой оформленный бланк для записи собранных данных в удобной форме с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать исследуемый объект. Он наглядно показывает частоту наступления события. Контрольные листки могут быть различных типов: регистрация данных о видах событий, о распределении измеряемой величины, о факторах и условиях возникновения несоответствий и т. д.

2. Причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы) представляет собой графическое упорядочение фактов, влияющих на объект анализа. Главное достоинство заключается в наглядном представлении не только факторов, влияющих на изучаемый объект, но и причинно-следственных связей этих факторов. В японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбьей костью» или «рыбьим скелетом».

3. Гистограмма (метод группировки данных). Гистограмма представляет собой один из видов столбиковой диаграммы, дающей наглядное изображение того, с какой частотой повторяются события, значения параметров или диапазон их значений. Гистограмма показывает частоту, диапазон (размах, моду) и форму изменчивости процесса, помогает понять и проанализировать его динамику.

4. Диаграмма Парето. Используется при выявлении причин и факторов, влияющих на эффективность управления качеством. Парето показал, что в большинстве случаев подавляющее число несоответствий и связанных с ними потерь возникает из-за относительно небольшого числа причин. Этот метод применяется, когда требуется представить относительную важность всех выявленных несоответствий с целью принятия первоочередных мер по осуществлению корректирующих действий и анализа их эффективности. Диаграмма Парето  разновидность столбиковой диаграммы, применяемой для наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения их значимости.


5. Диаграмма рассеивания (поля корреляции). Применяется для выяснения зависимости одной переменной величины (показатели качества, параметры технологического процесса, величина затрат на качество) от другой (состояние оборудования, квалификация персонала). Она позволяет выявить характер связи, но не дает ответа на вопрос, служит ли одна переменная величина единственной причиной возникновения другой.

6. Линейный график (временной ряд). Применяется, когда требуется самым простым способом представить динамику изменения наблюдаемых данных за определенный период времени. При анализе необходимо выявить устойчивые тенденции изменения, отсеяв случайные выбросы, ибо их учет приведет к усложнению анализа и удорожанию проводимых замеров.

7. Контрольные карты. Это один из основных инструментов статистического контроля качества. Контрольные карты представляют собой разновидность линейного графика, отображающего значение регулируемой характеристики во времени с указанием границ предельного диапазона изменений параметров. Контрольные карты позволяют следить за вариабельностью процесса во времени, диагностировать появление особых причин и оперативно воздействовать на процесс, не допуская выхода за установленные пределы. В зависимости от вида показателей и целей анализа существуют различные типы контрольных карт.

В настоящее время на практике все чаще используются так называемые новейшие инструменты управления качеством: диаграмма сходства, граф взаимозависимости, матричная диаграмма др. Они эффективно применяются при разработке инновационной продукции или модернизации старой, а также при разработке корректирующих и предупреждающих действий. Эти методы используются в том случае, если проблемы качества не решаются в полной мере с помощью основных методов.

Вопросы и задания

  1. В чем заключается важность управления качеством на современном этапе?

  2. Назовите основные этапы истории развития управления качеством.

  3. Проанализируйте взаимосвязь и основные отличия в управлении качеством в Японии, Америке и Европе.

  4. Каковы основные особенности развития управления качеством в России?

  5. Что следует сделать для повышения качества отечественных товаров и услуг?

  6. В чем сущность концепции TQM? Общие принципы TQM при управлении качеством.

  7. Каковы основные закономерности управления качеством? В чем суть управления с обратной связью?

  8. Назовите основные факторы и условия, влияющие на качество авиатранспортной продукции.

  9. Какова роль статистических методов в управлении качеством?

  10. Назовите семь простых методов статистического контроля качества. В чем их сущность, какие задачи в области качества могут быть решены с их помощью? Приведите примеры.