ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность качества, основные определения
1.3. Отличительные особенности услуги
2. Основы управления качеством
2.1. Основные понятия по управлению качеством
2.2. История развития управления качеством
2.3. Международный и российский опыт управления качеством
2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях
2.5. Основные принципы управления качеством
2.6. Основные методы правления качеством
2.7. Статистические методы управления качеством
3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством
3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством
3.2. Классификация и номенклатура показателей качества
3.3. Методы определения значений показателей качества
4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000
4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества
5. Право быть выслушанным – право отстаивать свои интересы.
6. Право на возмещение – право на удовлетворение обоснованных претензий и получение компенсации.
7. Право на потребительское просвещение – приобретать знания по части отстаивания своих потребительских прав.
8. Право на здоровую окружающую среду – защита от экологической опасности.
Эти принципы защиты прав потребителей признаются Всемирной Организацией союзов потребителей (IOCU), в которую входит и Международная конфедерация обществ потребителей, объединяющая общественные потребительские организации России и стран СНГ. Россия признала эти права в 1989 году. В это же время был создан Союз потребителей России. Учрежденные им экспертные центры оказывают помощь потребителю в удовлетворении их претензий.
Федеральный закон № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 устанавливает права потребителей:
-
на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; -
на получение информации о товарах и об их изготовителях; -
на просвещение; -
на государственную и общественную защиту.
Закон также определяет механизм реализации этих прав. С 1 января 2005 года вступила в силу третья редакция закона.
Поэтому естественно, что первый принцип менеджмента качества заключается в организации деятельности, ориентированной на потребителя, т.е. основные цели предприятия должны быть ориентированы на удовлетворение интересов потребителя, что составляет основу любого бизнеса. Особенно это актуально для предприятия, оказывающего услугу и заботящегося об индустрии сервиса.
Особенности потребителя сегодняшнего дня заключаются в следующем:
-
в условиях насыщенного товарного рынка имеет право выбора продукции и предприятий их производящих; -
имеет достаточную правовую подготовку; -
требует постоянного улучшения качества; -
предъявляет рекламацию на каждый дефект; -
отдает предпочтение обеспечению качества в технологическом процессе, не доверяя результатам окончательного контроля.
Как видно, потребитель и его запросы могут существенно различаться, причем предпочтение определенных видов продукции и услуг может носить предвзятый характер. Однако для поставщика эти потребности являются объективной реальностью, их необходимо документировать, анализировать и учитывать при организации производства. Завоевание доверия потребителя является значимой маркетинговой функцией.
При оказании услуг также необходимо учитывать следующие особенности:
-
потребители услуг более привередливы; применительно в гражданской авиации необходимо учитывать, что перевозка является промежуточным звеном для удовлетворения необходимых нужд; -
существует острая нужда в компетентных сотрудниках, которые непосредственно взаимодействуют с потребителем.
Вопросы и задания
-
Актуальность проблемы качества для российских предприятий; ее особенности в авиационных предприятиях. -
Назовите и поясните основные аспекты качества, в чем их сущность. -
Что такое качество, как его определяет стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001? -
Назовите наиболее универсальные требования к качеству как со стороны производителя, так и с точки зрения потребителя. -
Что такое характеристика качества? Назовите основные классы характеристик, приведите примеры. -
Что может выступать в роли объекта, к которому разрабатываются требования? -
Назовите отличительные особенности услуги. -
Основные права потребителей. Механизмы реализации и защиты прав потребителей на основе международного опыта и практики Российской Федерации. -
Особенности потребителей услуги. В чем заключаются особенности требований потребителей услуги по перевозке воздушным транспортом?
2. Основы управления качеством
При изучении этого раздела необходимо уяснить, что управление это циклически повторяющийся процесс достижения поставленных целей в изменяющихся условиях как во внешней среде, так и внутри объекта управления. Историю развития управления качеством следует рассматривать как процесс совершенствования методологии управления в зависимости от исторических и экономических особенностей развития регионов и отдельных стран. Изучение и анализ истории развития управления качеством позволит понять сущность современного системного и комплексного подхода к управлению качеством.
2.1. Основные понятия по управлению качеством
Любое управление можно рассматривать как повторяющийся процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в котором на основании информации о состоянии объекта управления субъектом управления вырабатываются управленческое решение и корректирующие воздействия на управляемый объект с последующим контролем за результатами реализованных воздействий. Такая концепция управления в рамках общих законов управления может быть с успехом применима к управлению качеством.
Управление качеством следует рассматривать как циклический процесс воздействий на объекты управления с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества, осуществляемый субъектом управления путем систематического контроля качества, анализа возникающих несоответствий и последующего целенаправленного воздействия на факторы и условия, влияющие на качество продукции.
Непосредственными объектами управления качеством являются показатели и характеристики качества продукции (услуги), факторы и условия, влияющие на их значения, а также процессы формирования качества на различных стадиях жизненного цикла продукции. Приведенное определение не отражает в полной мере систему управления качеством, но дает представление о функциях, методах и инструментах, применение которых необходимо при управлении качеством.
Уровень качества – относительная характеристика, основанная на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей. В качестве базовых показателей могут выступать требования технических регламентов или стандартов, показатели продукции конкурирующих фирм, эталонные показатели. На практике используются типовые виды уровня качества: технический, экономический и обобщающий их – технико-экономический.
Оценка качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование представлений о качестве объекта оценки. При этом оценку можно понимать как процесс оценивания или как его результат.
Действующий в настоящее время национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 дает более развернутые определения основных обобщенных понятий, где ключевым понятием является менеджмент качества.
Менеджмент качества (3.2.8) скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Примечание: Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.
Планирование качества (3.2.9) часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Управление качеством (3.2.10) часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества (3.2.11) часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества (3.2.12) часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Такая логика реализации действий по управлению качеством может быть положена в основу менеджмента любого управленческого или производственного процесса.
2.2. История развития управления качеством
В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно анализируются стадии становления и развития управления качеством. При определении основных этапов развития представляется целесообразным учитывать два критерия: постоянное совершенствование систем управления и взаимодействие общего менеджмента и менеджмента качества.
В предпринимательской деятельности всегда присутствуют внутренние и внешние цели. Внутренняя цель – увеличение прибыли за счет повышения эффективности производства
; внешняя – укрепление положения на рынке за счет качества выпускаемой продукции. Качество продукции или услуги определяет тот, кто пользуется продукцией, то есть потребитель, а вся полнота ответственности за качество продукции лежит на производителе, поэтому в зависимости от исторических условий и под давлением внутренних и внешних целей реализовывались различные подходы к управлению качеством. Условно можно выделить следующие этапы (фазы) эволюции управления качеством:
Этап отбраковки (конец ХIХ начало ХХ в.)
Концепция этой фазы заключалась в следующем: «Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам». Идея стандартного качества родилась в Америке на оружейных заводах С. Кольта особый вклад в развитие этой фазы управления качеством внесли американские автомобилестроители: Г.М. Леланд (фирма «Кадиллак»), Г.Форд и Ф.Тейлор. Контроль в условиях производства осуществлялся специально обученным персоналом с использованием различных методов, которые в дальнейшем совершенствовались под влиянием научно-технического прогресса.
Необходимость масштабных проверок повлекла за собой увеличение численности контролеров. В высокотехнологичных отраслях (военная промышленность, энергетика, машиностроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность) численность контролеров составляла до 3040% количества производственных рабочих. Между ними происходили многочисленные конфликты. Производственный персонал начал изобретательно скрывать несоответствия, дефекты, обвиняя (часто вполне заслуженно) контролеров. В таких условиях повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, и, как следствие, цели повышения эффективности производства входят в противоречие с повышением качества продукции. Одним из способов сокращения затрат на контроль качества было делегирование исполнителям права самоконтроля – право личного клейма. Наделенный ответственностью персонал стал требовать соответствующего уровня обеспечения производства.
Обобщением опыта управления качеством на данном историческом этапе стали работы Ф. Тейлора (система Тейлора), в которых была предложена концепция научного менеджмента, включающая системный подход к управлению качеством, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами за эффективность производственной деятельности, научного нормирования труда. Некоторые черты системы Тейлора можно видеть в организации производства и на современных предприятиях.