Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества



Этап контроля качества (начиная с 20-годов ХХ в.)

Необходимость разрешения возникших противоречий привела к концепции управления процессами на всех этапах производства с последующим установлением критериев качества процесса и совершенствованием системы контроля. Разработка и внедрение статистических методов управления качеством позволили перенести акцент с выявления брака на установление и устранение причин его возникновения путем контроля и управления производственными процессами. В результате усложнилась и система управления, превратившись в комплекс правил наиболее оптимального управления всем производством: возросли требования к персоналу и его профессиональному обучению, материальному снабжению производства, обеспечению контрольно-измерительными приборами, к хранению, транспортировке продукции; более сложной стала мотивация труда и т.д. Важным результатом совершенствования системы контроля стало создание аудиторских служб, основная задача которых состояла в проверке работоспособности системы обеспечения качества.

Окончание этого этапа связано с осознанием того, что любой производственный процесс имеет предел совершенства, который определяется не процессом самим по себе, а всей совокупностью деятельности предприятия, его организации и управления.
Этап управления качеством (начиная с 1950-х годов)

Начало этого этапа принято связывать с внедрением программы управления качеством американских специалистов (Э.Деминг, Д.Джуран, А.Фейгенбаум) в производство японских фирм. Программа базировалась на совершенствовании самой системы управления, на участии высшего руководства в решении проблем качества, обучении всех сотрудников методам обеспечения качества и мотивации их на высокий уровень качества труда. Дальнейшее совершенствование системы связано с включением в нее маркетинга, требований к анализу контрактов и взаимодействия с поставщиками, мониторинг производства и обслуживание технологических процессов на высоком экономическом уровне. При таком подходе было уточнено место контроля в управлении качеством: он остался важной и необходимой операцией, но как одно из звеньев в общей системе управления качеством. Внедрение такой системы управлений качеством требует изменения организационных структур предприятия, появления отделов качества и специалистов высокого ранга, возглавляющих систему управления качеством.


Система всеобщего управления качеством (разработал принципы и обосновал целесообразность реализации А.Фейгенбаум) основана на циклах Деминга. Цикл Деминга PDCA состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование.

P (plan) – планирование работ: разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

D (do) – выполнение работ: внедрите процессы;

C (check) – проверка соответствия реального результата запланированному: постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями к продукции и сообщайте о результатах

A (act) – принятие мер при наличии отклонений: предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

Объектом системы является весь жизненный цикл продукции или услуги.

Именно на этом этапе сложилась система управления качеством в ее современном понимании. Ее внедрение в производство помогло преодолеть существовавшие ранее противоречия: применение новых принципов управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство.

Этап менеджмента качества (начиная с 1970-х годов)

Развитие этого этапа связано с необходимостью более полного удовлетворения запросов потребителей на фоне глобализации и обострения конкуренции на мировом рынке. Движение всех цивилизованных стран за повышение качества товаров и услуги завершилось созданием в 1979 г. технического комитета ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ИСО, или ISO). Комитет на основании анализа различных национальных стандартов и соблюдения интересов государств создал и опубликовал в 1987 г. первую версию серии стандартов ИСО 9000 (ISO 9000), что позволило гармонизировать различные аспекты систем менеджмента качества и поддержать растущее влияние качества как фактора международной торговли.

2.3. Международный и российский опыт управления качеством


Особенности реализации управления качеством в различных странах обусловлены их историческим развитием, уровнем научно-технического прогресса, культуры, укладом экономики. При исследовании проблем управления качеством и анализе зарубежного опыта выделяют основные школы создания систем управления качеством. Анализ различий в подходах к управлению качеством позволит установить и оценить особенности современного состояния менеджмента качества в России.
Американская школа управления качеством

Бурный рост американского производства в начале ХIХ века потребовал большого количества рабочих, однако они на данный момент не имели необходимых профессиональных навыков. Это определило авторитарный стиль руководства, жесткие методы тотального контроля и незаинтересованность рабочих в результатах своего труда. После Второй мировой войны спрос на потребительские товары существенно возрос, а промышленность большинства европейских стран, Советского Союза была уничтожена. Главная задача промышленности США заключалась в увеличении объемов производства. Даже в отсутствии конкуренции низкое качество товаров приводило к огромным затратам на обнаружение и устранение брака. Позднее, в 1970  1980-х годах американский бизнес столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны европейских и японских фирм, в результате чего конкурентоспособность американских товаров на внешнем и внутреннем рынке резко упала. Предпринятые усилия по совершенствованию систем качества были направлены на перестройку сознания руководства, пересмотр корпоративной культуры, на поиск путей удовлетворения требований потребителей как основной составляющей повышения качества продукции.

Важное значение имело и внимание к проблемам качества национальной продукции законодательной и исполнительной властей. Конгресс США учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые ежегодно вручает президент трем лучшим фирмам во второй четверг ноября – Всемирный день качества. Анализируя американский опыт в области качества, можно отметить его характерные черты:


  • внимание к процессу планирования по объему производства и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов;

  • жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

  • постоянное совершенствование управления фирмой.

Принятые меры не замедлили сказаться на уровне качества американской продукции, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке. Характерной особенностью американских фирм в настоящее время является наличие четко оформленных систем менеджмента качества, обеспечивающих снижение расходов на достижение требуемого качества.

Европейская школа управления качеством

Деятельность по обеспечению высокого качества как фактора конкурентоспособности европейских стран неразрывно связана с созданием единого общеевропейского рынка (январь 1993 г.). В результате были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества – EN серии 29000, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000.

Была проведена большая организационная работа по удовлетворению запросов потребителей: образованы Европейская организация по качеству (ЕОК), Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации, Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. В 1988 году президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК), основная задача которого состояла в оказании помощи компаниям в деятельности по улучшению качества. Совместно с Европейской организацией по качеству в 1992 году была учреждена Европейская премия по качеству. Именно в Европе основаны три ведущие организации по сертификации на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000: TUV Cert (Германия), Det Norske Veritas - DNV (Норвегия), Lloyd register (Англия).

Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем качества:

  • законодательная основа для проведения работ по оценке и подтверждению качества, документирование систем качества;

  • гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

  • создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций по сертификации систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.


Японская школа управления качеством

В начале 60-х годов в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли  выход на мировой рынок вызвал необходимость повышения качества продукции японских фирм.

На начальном этапе управление качеством сводилось к широкому использованию методов контроля. Концепция была не нова, но область контроля существенно расширили: в проведении внутрифирменного контроля теперь участвовали все работники фирмы, от рабочих до руководителей. Это привело к организации систематического обучения всех работников методам контроля качества, в том числе и статистическим методам. В дальнейшем эта система обучения превратилась в систему воспитания у работников уважительного отношения к потребителю и результатам своего труда. Нельзя не отметить появление уникального, но характерного именно для Японии такого явления, как кружки качества, которые являлись практической формой реализации управленческих решений. В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тысяч кружков качества. Среди основных целей деятельности кружков можно выделить следующие:

  • вносить вклад в совершенствование производства и развития предприятия;

  • на основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах;

  • создавать благоприятную обстановку для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей.

Глубокая приверженность Японии принципам постоянного совершенства и обучения персонала организаций может быть кратко выражена одним словом  кайзен. Это слово, не имеющее эквивалента в английском языке, означает постепенное совершенствование с бесконечно малыми приращениями. Стратегия "кайзен" представляет собой единственную самую важную концепцию японского стиля управления  ключ к успеху Японии в конкурентной борьбе. Очевидно, что развитие предприятия обеспечивают как новые технологии и изобретения, так и постепенное усовершенствование персоналом существующей технологии.

Широко применяется на японских предприятиях система «Канбан», сущность которой заключается в выполнении любого действия «точно в срок».

Отличительные особенности японского подхода к решению проблем качества:

  • воспитание у каждого работника уважительного отношения к потребителю;

  • оперативное внедрение передового опыта управления качеством;

  • непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения качества;

  • широкое использование передовых методов контроля качества, включая статистические;

  • политика государства, направленная на повышение уровня качества и обеспечения конкурентоспособности японской продукции.