Файл: Договор розничной куплипродажи дистанционная торговля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Договор розничной купли-продажи является консенсуальным, возмездным, взаимным и публичным.

Не могут быть предметом договора недвижимые вещи, поскольку для купли-продажи недвижимости предусмотрено специальное правовое регулирование3.

Защищая интересы покупателя как слабой стороны договора розничной купли- продажи, закон предоставляет ему ряд дополнительных, по сравнению с общими положениями о купле-продаже, прав.

Указанные сведения доводятся до потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Нарушение продавцом информационной обязанности оказывает влияние и на границы его ответственности за недостатки проданного товара.

По общему правилу продавец отвечает лишь за недостатки товара, возникшие до момента передачи товара покупателю, либо по причинам, возникшим до этого момента12.

Реализация указанного права сопряжена с соблюдением ряда условий, установленных законом.

Во-первых, требование об обмене может быть предъявлено покупателем в течение 14 дней с момента передачи ему товара, если более длительный срок не объявлен продавцом.

Во-вторых, обмену подлежат только непродовольственные товары.

В-третьих, требование покупателя об обмене может быть удовлетворено, если товар не был в употреблении, сохранил свои потребительские свойства и товарный вид.

В-четвертых, у покупателя должны наличествовать доказательства, подтверждающие приобретение товара у данного продавца.

Реализация права на обмен возможна в том случае, если соответствующий товар не входит в список товаров, не подлежащих обмену13.

Если необходимый для обмена товар отсутствует у продавца, покупатель вправе возвратить ему приобретенный товар и получить уплаченную за него цену.

Данные правила ГК РФ являются общими. Специальным законом может быть установлено иное регулирование вопросов прекращения договора.

1.3 Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

В случае продажи ему товара ненадлежащего качества розничный покупатель вправе по своему усмотрению:

а) требовать безвозмездного устранения недостатков;

б) требовать соразмерного уменьшения покупной цены;

в) требовать возмещения расходов на устранение недостатков покупателем или третьим лицом;

д) отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы14 (п. 1, 2 ст. 503 ГК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 503 ГК РФ содержащиеся в ГК РФ правила применяются, если иное не установлено Законом о защите прав потребителей

ГК РФ предусматривает возможность предъявления покупателем требований, связанных с ненадлежащим качеством переданного товара, только розничному продавцу.

В то же время Закон о защите прав потребителей устанавливает, что, помимо продавца, возможным адресатом требований покупателя могут выступать:

для требования о соразмерном уменьшении покупной цены - уполномоченная организация (уполномоченный предприниматель);

для требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы - изготовитель или импортер.

В этой связи, является показательным дело, рассмотренное Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в 2017 году

2. Дистанционная торговля

2.1 Понятие дистанционной торговли

Таким образом, исходя из исследования темы правового регулирования дистанционной торговли в Российской Федерации можно сделать следующие выводы и заключения.

В следствии того, что договор заключается дистанционно – он имеет свои особенности. А именно:

1. Интернет-магазин обязан публиковать на своем сайте договор оферты;

2. Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил. Новое постановление дает решать бизнесу самостоятельно, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю.

3. Добавились новые обязательные позиции такие как: ОГРН, электронный адрес и телефон.

4. У организаций появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, в случае возражений покупателя.

6. Магазин обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях.

При изучении правовой природы договора, заключенного дистанционным способом, я выявила основные признаки такие как:

 зaключаемый дистaнционным спocoбом догoвoр рoзничной купли-прoдaжи являeтся кoнсенсуальным, поскольку считается заключенным с момента акцепта оферты;

 дoгoвор являeтся публичным, пoскoльку дoлжен зaключаться с кaждым, ктo oбратится к прoдавцу;

 допoлнительным сущeственным услoвием дoгoвора будет являться фoрма oплаты: нaличный или бeзналичный рaсчет;

21.

Право покупателя на отказ от договора, заключенного дистанционным способом предусмотрено п. 4 ст. 497 ГК, п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.

При продаже товаров дистанционным способом покупатель при заключении договора лишен возможности прямого контакта не только с самим товаром, но и с его образцом. В подобной ситуации договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Учитывая, что, приобретая товар по образцам или дистанционным способом, покупатель не имеет возможности непосредственно оценить его качество и потребительские свойства, закон предоставляет покупателю право на безмотивный односторонний отказ от договора до передачи товара22. Поскольку соответствующее право не связано с допущенными розничным продавцом нарушениями, покупатель, отказывающийся от договора, обязан возместить необходимые расходы продавца, связанные с исполнением договора.

Так, п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает возможность потребителя, заключившего договор дистанционным способом, отказаться от товара надлежащего качества не только в любое время до его передачи, но и в течение 7 дней после передачи товара (либо в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки).

Обязанности продавца товаров дистанционным способом чуть больше, чем при классической оффлайн-торговле через розничные магазины. Итак, дистанционные продавцы обязаны:

  1. организовать доставку продукции до покупателя или по указанному адресу. Ни один оффлайн-магазин не обязан этого делать, а вот интернет-магазины должны. Способ при этом неважен, главное само наличие такой возможности. Об этом говорит третий пункт “Правил продажи товаров дистанционным способом”. Это не исключает других возможностей забрать товар у продавца, например, получить его на пункте выдачи или на складе интернет-магазина (самовывозом);

  2. предупредить покупателя о том, что перед началом применения нужно воспользоваться услугами по подключению, настройками или сборке. Например, стиральную машинку надо присоединить к системам канализации и водоснабжения, мебель - собрать, а на компьютер понадобится установить операционную систему, антивирус или пакет программ;

  3. продавец должен довести до сведения покупателя ряд обязательных сведений о товаре. Среди них - основные потребительские характеристики, местонахождение, страну-производителя, данные о самом интернет-магазине: его названии, адресе и так далее;

  4. также необходимо рассказать об условиях оплаты и доставки, гарантиях продавца и производителя, сроке действия предложения, если оно ограничено во времени, а также сроке годности и времени эксплуатации;

  5. еще один важный момент: интернет-магазин не имеет права оказывать любые услуги без прямого согласия покупателя;

  6. интернет-магазин должен информировать покупателя о правилах торговли, законе о защите прав потребителей и сообщать другую информацию, предусмотренную законами.



2.3 Обновленные правила продажи дистанционным способом

Ввиду ситуации, произошедшей весной 2020 года, а именно, мировая пандемия и массовый карантин, распространяющий своё действие, непосредственно, на всех граждан, привели к общему пересмотру традиционных способов ведения, управления и развития экономических процессов на государственном уровне и в предпринимательских структурах, в частности.

Адаптационные антикризисные механизмы оказались неэффективными в условиях неработающих предприятий, когда хозяйственная деятельность предпринимательских структур на государственном уровне была полностью приостановлена сроком на полгода. После снятия ограничительных мер, каждое пятое предприятие малого бизнеса не смогло возобновить работу, а к августу 2020 года в России закрылось более миллиона предприятий.

В новых условиях традиционный формат торговли повсеместно стал замещаться онлайн торговлей. Онлайн торговля или дистанционная торговля, напротив, получила дополнительные конкурентные преимущества, поскольку отсутствие физического магазина как такового предполагало функционирование в обычном режиме, еще и с тенденцией нарастающего спроса. Переход продаж в форму онлайн породило отличный толчок для развития электронной торговли крупных компаний и послужило великолепной основой для устойчивой и стабильной торговли малому бизнесу.

Так как дистанционная торговля стала иметь приоритетное место в ряду розничной купли-продажи, покупатели и потребители начали сталкиваться с рядом проблем при осуществлении покупок и продаж.

Поэтому с 2021 г. в силу вступили обновленные правила продажи дистанционным способом, которые включают в себя такие нововведения как:

1. Обязанность бизнеса публиковать оферту.

Раньше об оферте в правилах ничего не было. Этот момент определялся желанием самого продавца. Но на данный момент важен факт публикации оферты, но неважно на какой именно из платформ интернета он это делает: на сайте, в приложении или в социальных сетях23.

2. Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил.

Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 р. за телевизор указал на сайте 1000 р. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой. Бизнес по-разному обходил эту проблему, например, использовал вариант с предзаказом. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.



Но теперь новое постановление дает решать бизнесу самостоятельно, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте. Данные изменения стали страховкой для бизнеса в виду ошибки, изменения курса рубля и прочего. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта, покупатель не вправе его требовать24.

3. Подробная контактная информация.

Ранее контактные данные присутствовали, но не в расширенном формате. Теперь же добавились новые обязательные позиции такие как: ОГРН, электронный адрес и телефон. Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии). Изменения по больше части повлияли только на покупателей, теперь у них больше контактов для связи с магазином25.

4. Процесс для обращения.

Ранее в законе не были закреплены чёткие условия того, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет, то теперь у бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю что-то не понравилось. То есть бизнес обязан для собственной защиты интересов прописать процесс обращения при недовольстве покупателя, если его не прописать, то покупатель может подать жалобу в любом варианте, хоть смс сообщением и проблему непрочитанного статуса этого сообщения будет решат далеко не покупатель. Итог данного нововведения заключается в том, что интернет магазины и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно26.

5. Возврат техники и ювелирных украшений.

В законе «О защите прав потребителей» закреплен список товаров для покупок в офлайн-магазинах, которые не имеют возвратную основу, если нет брака.

Пример:

 ювелирные украшения;

 технически сложные товары;

 медицинские товары;

 мебельные гарнитуры;

Для онлайн-магазина такого списка не было, но теперь Постановление утвердило, что онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.


Теперь точно обязан принять:

 ювелирные украшения, например, кольца, серьги;

 технически сложные товары, например, бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.

К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен: сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее; показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но, согласно сложившейся практике, подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания27.

6. Подтверждение заказа и условия покупки.

Ранее после оформления заказа не следовало никакого подтверждения от продавца. Теперь же было введено, что магазин обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как это сделать утверждает магазин, может как смс на телефон, так и письмом на почту. Главное — зафиксировать условия в оферте. В подтверждение должно быть: факт заказа и идентификация заказа, то есть его номер

О других условиях можно рассказать в оферте:

1. Что именно было заказано, название товаров и их количество;

2. Условия доставки;

3. Условия самовывоза28.

7. Разрешена продажа биоактивных добавок к пище и дистанционным способом могут приобретаться лекарственные средства. Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам утверждены Правительством РФ29.

Заключение


Таким образом, исходя из исследования темы правового регулирования дистанционной торговли в Российской Федерации можно сделать следующие выводы и заключения.

Исследование дистанционной торговли как разновидности договора розничной купли-продажи позволяет сделать вывод, что дистанционная торговля в России представляет собой «особый вид деятельности, направленный на продажу товаров и предоставление услуг потребителям для личных, бытовых целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исключающей непосредственный доступ потребителя (покупателя) для ознакомления с товаром, его образцом, а также лицом, продающим товар или оказывающим услугу, в момент оформления заказа (заключения договора), когда приобретение товара или услуги осуществляется на основании предоставленной продавцом информации, включая описания и изображения из доступных источников, в том числе каталогов, буклетов, средств связи, информационных ресурсов, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом взаимоотношения между субъектами строятся в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых в форме договора розничной купли-продажи и возмездного оказания услуг, имеющих публичный характер, а моментом заключения договора является акцепт оферты, направленной продавцом в адрес покупателя товара или заказчика соответствующей услуги».

В следствии того, что договор заключается дистанционно – он имеет свои особенности. А именно:

1. Интернет-магазин обязан публиковать на своем сайте договор оферты;

2. Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил. Новое постановление дает решать бизнесу самостоятельно, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю.

3. Добавились новые обязательные позиции такие как: ОГРН, электронный адрес и телефон.

4. У организаций появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, в случае возражений покупателя.

5. Возврат техники и ювелирных украшений. Постановление утвердило, что онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.