Файл: Реферат суд в древних Афинах Дисциплина История государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра теории и истории государства и права
РЕФЕРАТ

Суд в древних Афинах


Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Ф.И.О студента: Лубяный Никита Евгеньевич

Номер группы: Ю205

Номер зачетной книжки: 220825

Проверил: Кричевцев Михаил Владимирович, доцент

Новосибирск

Оглавление


Глава I 3

Афинский суд – самый справедливый суд в мире 3

Устройство суда древних Афин 3

Глава II 6

Система источников права 6

ГЛАВА iii 7

Система судебных инстанций 7

Глава iv 9

Система судебных доказательств 9

Основание судебного агона – учение об исках 9

Вывод 10

Список литературы: 11





Глава I

Афинский суд – самый справедливый суд в мире


В современном обществе самой прогрессивной формой суда считают суд присяжных, полагают, что именно этот суд является самым справедливым.

Суд присяжных впервые возник в древней Греции и наиболее полное развитие получил в афинском демократическом государстве. Суд присяжных был создан Солоном в ходе его реформ в самом начале vi века до.н.э.

После этой реформы каждый афинский гражданин, независимо от его положения в обществе, мог участвовать в работе суда. Процесс перехода суда из рук аристократии в руки демосов был одним из важнейших достижений в процессе становления Афинского демократического государства.

Устройство суда древних Афин


Каждый год из числа всех афинских граждан путем жеребьёвки выбирали 6000 новых судей, членом суда мог быть любой афинский гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий хорошую репутацию, которую могли подтвердить другие члены общества. Если учесть, что в среднем население города в те времена составляло 35000-40000 тыс. человек, то каждый 6 гражданин города мог являться судьей. На каждое судебное заседание вызывалось определенное количество человек, которое набирали случайным образом. В зависимости от характера судебного заседания могли приглашать 201, 401, 501, 1001 и 1501 человека. Данная система реализовывалась по разным причинам: во-первых греки считали, что большое количество
судей поможет избежать судебной ошибки, во-вторых самой глобальной проблемой всех судов была – коррумпированность. Благодаря данной системе никому не удалось подкупить наибольшую половину судей за то отведенное время, начиная от выбора судей и заканчивая зданием суда. В древних Афинах не было ни прокуроров, ни адвокатов, поэтому ответчик и истец сами вели судебный процесс во время судебного разбирательства. Любой афинский гражданин, имеющий претензии против кого либо, мог обратиться в суд. У истца и ответчика было равное время для их выступлений, которое определялось водными часами «Клепсидрой». Во время судебного заседания могли выслушивать свидетелей. Необходимость участия в судебном заседании требовало хорошего знания закона от каждого судьи. Когда приходила очередь для выступления ответчика, тот в свою очередь говорил не только обстоятельства касающиеся дела, но также вспоминал свои заслуги перед государством в военное и в мирное время, вспоминал о заслугах своего предка. Во время суда можно было привести детей, чтобы вызвать сострадание со стороны судей, а можно было распахнуть одежду и показать раны, которые человек получил во время защиты своего государства.

Часто афинские судьи разбирали не обстоятельства дела, а оценивали всю предшествующую частную и общественную жизнь человека, создавая нравственный портрет, на основе которого и формировалась дальнейшее решение судей.

После заслушивание сторон проводилось тайное голосование, на котором судьи обсуждали виновность или невиновность ответчика, если человек оказывался виновным, то исходя из афинского законодательства, назначалась мера наказания. В основном за нарушение действующего законодательства назначались денежные наказания. Приговор, включающий в себя смертную казнь, был большой редкостью, смертью карали за политические преступления, религиозные, а также за необоснованное повышение цены на хлеб. Человек, получавший в наказание смертную казнь сам выпивал чашу с соком цикуты, но наказание в виде смертной казни можно было избежать, если человек соглашался навсегда покинуть территории государства. Наказание с заключением в местах лишения свободы в Древних Афинах не существовало. Постоянное участие в судебных делах привело к тому, что профессионализм афинских граждан в сфере судопроизводства постоянно повышался.



Граждане Афины гордились своим умением разрешать конфликты с помощью закона, а не творить самосуд, как это происходило в большинстве государственных образований того времени. Именно это выработало в сознании всего афинского общества черты демократичного характера, где каждый человек является полноценной личностью с обостренным чувством собственного достоинства.



Глава II

Система источников права


Главной формой выражения права греки считали закон «nomos». С самого начала слово закон в древних Афинах ассоциировался с обычаями с наклоном к справедливости. Также греки пользовались словом «physis» означавшее право природы или естественного права, которое давалось человеку с самого рождения. В древних Афинах даже существовала специальная группа людей, которая называлась «жрецы-толкователи» (мантики), они старались предугадать последствия того или иного поступка, то к чему может привести определенное действие. Сложившиеся вербальные формы такого закона должны были отличаться набором определённых особенностей, самая главная из них – стихотворная форма мифа.

Вторым не менее важным источником права был «thesmos» - принятый официальный закон. Это была норма права, которая была сформулирована не в толще народного мышления, а в официальном закреплении (документе) по воле законодателя. До реформы Клисфена так назывались нормы права, которые были приняты народным собранием. При рассмотрении дела в суде оратор всегда ссылался именно на писаный закон, нерв афинской правовой системы – это культ письменного закона. «Неписаным законом властям не пользоваться ни в коем случае, ни одному постановлению, ни Совета, ни народа, не иметь больше силы чем, закон», однако присяга гелиастов разрешала руководствоваться собственным сознанием, когда не получалось найти подходящего закона. До наших времен дошла одна очень интересная речь – речь «Лисися». Он обвинял некого Никомаха, который был назначен в 411 году до.н.э секретарем кодификационной комиссии по исправлению устаревших законов. В результате данных изменений, как повествует Лисий, ничего не вышло. Однако в результате этих попыток появилось некоторое новшество, все законы начали писать на папирусах, что в свою очередь очень сильно облегчило доставку сведений о них в суд.


Несмотря на всё верховенство законодательного признака, единого закона на территории древних Афин не существовало.


ГЛАВА iii

Система судебных инстанций


История полиса в данной области – это в первую очередь переход судебный функций от царя к народу. В самом начале судил сам царь, иногда ему в этом помогал совет старейшин.

Эпоха Тесея – героя и царя древних Афин – ознаменовалась не просто синойкизмом1, а передачей судебных полномочий Ареопагу, который во время существования Афин будет играть роль суда очень высокой инстанции по целому ряду важных дел.

Эпоха Драконта – принесла гражданам Афин такой судебно-административный орган – как фесмофеты.

Эпоха Солона – знаменитую гелиэю.

Эпоха Писитрата – третейский суд2, суд по демам

Позже, во время становления демократии, в Афинах наблюдалась следующая система судебных инстанций.

Ареопаг – судил умышленное нанесение телесных увечий (тяжких ран) поджоги, отравления, убийства.

Эфеты – состояла из 51 человека, данный состав выбирали путем жеребьёвки. В момент расцвета демократии эта коллегия часто конкурировала с Ареопагом, но отличалась она тем, основным родом её занятия было решение вопросов непредумышленном убийстве, заказном убийстве, убийстве рабов.

Фесмофеты – в состав коллегии входили: 6 архонтов3 и 1 секретарь. В обязанности данной инстанции входило принятие решений о том, какой комиссии гелиэи, где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистрами.

Гелиэя (суд присяжных) - одна из самых главных инстанций на территории древних Афин. В эпоху расцвета данная инстанция насчитывала около 6000 тыс. человек, из которых 5000 действительных и 1000 на случай замены. Гелиасты избирались жребием по 600 человек, каждый из которых не имел долгов перед государством и был старше 30 лет. Членом данной инстанции мог стать только коренной житель Афин. Полномочия гелиэи были весьма внушающими, она могла через коллегию номофетов отменять старые и принимать новые законы. Помимо того гелиэя являлась судом 2 инстанции по отношению к решениям магистратов. Еще со времен Солона был установлен особый порядок, предполагавшийm что в случае если магистрат считал себя не в праве установить более жесткое наказание, то дело передавалось гелиэи.


Диэтеты – на современный лад это мировой судья. Диэтетом мог стать любой гражданин Афин, достигший возраста 60 лет, при этом отказываться от должности было запрещено. Основной задачей данного суда было – примирение сторон, несмотря на суть данного судопроизводства, участники имели право обжаловать решение мирового судьи в отделении гелиэи.

Судьи по демам – в состав данной коллегии входило всего 40 человек, по 4 из каждой филы. В данном судебном органе разбирали дела ценой ниже 10 драхм.

Одной из самых известных коллегий была коллегия исагогов – её состав включал 5 человек, которые под председательством архонта эпонима рассматривали дела о приданом, оскорблениях и долгах.

Глава iv

Система судебных доказательств


О системе доказательств известно очень мало, частично это связанно с системой неформальных доказательств. Главными доказательствами, если судить по словам Демосфена и Лисия, афиняне считали свидетельские показания. До определённого времени в древних Афинах свидетельские показания были в устном формате, позже свидетельство начало излагаться только в письменной форме и рассматривали на суде вместе с другими документами. Свидетелем не могло быть лицо: заинтересованное, недееспособное, лишенное прав и лично не знавшее того о ком говорится, женщина и дети. Лжесвидетельства наказывались. Клятва и пытки в Афинах рассматривались в качестве меры подтверждения основных доказательств.

Основание судебного агона – учение об исках


Правом на иск в древних Афинах обладал только тот гражданин, который достиг совершеннолетнего возраста (18 лет). Иск можно было подать только лично, представительство интересов не допускалось. Наиболее распространёнными видами исков были: иски частные, (dikai idiai) направленные на защиту частного интереса и иски публичные, (dikai demosiai) направленные на защиту общественных интересов. Публичный процесс требовал объявление о нем народу, частный же процесс такой огласки не требовал. Еще одной важной особенностью было то, что публичным искам истцу не полагалось никакого вознаграждения, кроме морального удовлетворения, частный иск предполагал материальную выгоду. Основания исков в свою очередь различались по 2 принципам: 1) по способу осуществления своих процессуальных прав и 2) по видам отношений послуживших поводом к спору.