Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04. Специальное дошкольное образование Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Национальный социально-педагогический колледж”

Программа среднего профессионального образования

44.02.04. Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5

Выполнил:

Обучающийся Ялалова Оксана Руслановна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Пермь-2023

Практическое задание 5.

«РПЗ. ПД.01 Литература СОО 2 семестр»

Практическое занятие №5 (2 часа)

Тема: Литература 19-20-х вв.

Цель занятия: закрепление знаний о русской литературе 19-20-х вв., совершенствование навыков ее практического применения.

Задание 1(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).

Слышу ли голос твой

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

 Как видим, это «белый стих», в нем практически нет рифмы. Это стихотворное очень личного характера. Оно отличается простотой изложения, отсутствием «двусмысленности».

В нем присутсвуют параллелизм первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») Стихотворение состоит из разговорной и нейтральной лексики («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»)

Задание 2(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.


Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Главная тема данного стихотворения в прозе - любовь сильнее смерти. Два главных героя произведения, с точно описанными характерами, которые имеют разные мотивы . Трезор сначала кажется безжалостным, строгим псом. А после раскрывается его мягкая, чувственная сторона. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая.

Второй главный герой-это птичка, которая, не задумываясь, кинулась защищать свое дитя. Этот поступок очень сильный, достойный уважения, даже пес, двигаемый охотничьим инстинктом, отступил.

Стихотворение заставляет задуматься главного героя и нас, читателей, о подвигах ,которыми движет любовь.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).

А. Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Для меня данная фраза наполнена глубоким смыслом.



Люди живут изо дня в день: работают, учатся, повторяют одну и ту же деятельность, словно совершая круговорот и ничего, не меняется.

Так и в стихотворении Блока: «Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет».

Таким образом, у каждого человека написана своя страница истории, своя судьба, а что-то изменить не в наших силах, но мы можем улучшить свое времяотведение на Земле. Например, радоваться происходящим вокруг событиям, пусть это будет ночь, но она наступила и мы живы, здоровы, а ценнее этого нет ничего!

Задание 4(максимальное количество баллов – 3 баллов)

Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Толстому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

Достоевский:

  1. Философия

  2. Полифонический роман

  3. Многосюжетность

  4. Психологизм



Доминантная черта – психологизм.

«Преступление и наказание»




Чехов:

  1. Материалистичность

  2. «Мимический» психологизм

  3. Лирическая ирония

  4. Лаконичность




Доминантная черта – лаконичность

«Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника»




Толстой:

  1. «Диалектика души» (психологизм)

  2. «Мысль народная»

  3. Теория «опрощения»




Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм).

«Война и мир»

«Детство»

«Отрочество»




Пастернак:

  1. Тонкий психологизм

  2. Глубокий символизм

  3. Переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном

  4. Метафорическая насыщенность





Доминантная черта – метафорическая насыщенность.

«Февраль. Достать чернил и плакать»

"Весна"




Солженицын:

  1. Библейские мотивы

  2. Классический эпос

  3. Символичность композиции

  4. Авторская позиция

  5. Многообразие форм иронии




Доминантная черта – многообразие форм иронии.

«Бодался телёнок с дубом»

«Телёнке»

«Зернышко»





Задание 5(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

-  Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно…

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

-  Эй, кто там?

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…

-  Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:


-  Самовар. Хозяйка тут или служишь?

-  Хозяйка, ваше превосходительство.

-  Сама, значит, держишь?

-  Так точно. Сама.

-  Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

-  И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.

-  Надежда! Ты?- сказал он торопливо.

-  Я, Николай Алексеевич,- ответила она.

-  Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог

подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

-  Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

-  Вроде этого… Боже мой, как странно!

-  Что странно, сударь?

-  Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

-  Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

-  Мне господа вскоре после вас вольную дали.

-  А где жила потом?

-  Долго рассказывать, сударь.

-  Замужем… не была?

-  Нет, не была.

-  Почему? При такой красоте, которую ты имела?

-  Не могла я этого сделать.

-  Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

-  Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

-  Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.

-  Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

И. А. Бунин

Опорные вопросы для анализа текста

1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?

2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?

3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?

4. Что является главной темой произведения?

5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения? 

 Рассказ "Темные аллеи" из одноименного цикла И. А. Бунина - это одна из его многочисленных историй о любви. Портреты главных героев складываются из элементов их внешнего описания. Благодаря таким деталям Бунин подчеркивает их связь с прошлой жизнью. Через них автор умело представляет на суд читателю те события, которые происходили около тридцати пяти лет назад. Надежда "тоже еще красива", Николай Алексеевич имел "красивое удлиненное лицо с темными глазами". Все это подтверждает их былую привлекательность, которая с годами сохранилась.