Файл: Курсовая работа Специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальных классах Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Допущен (а) к защите

____________________

Ф.И.О. заместителя директора

___________________201_ г.

Клинкова Ирина Михайловна

студентка группы КПН-31

Формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников

Курсовая работа


Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальных классах

Научный руководитель:

Педкау Элина Андреевна

Тамбов

2019
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Сущность и значение внеклассной работы в начальной школе 4

Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками 6

Содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру с учащимися начальной школы 12

Кружковая деятельность, как организация внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25









ВВЕДЕНИЕ


Актуальность экологического образования является важным и нужным компонентом, не каждый учебник окружающего мира уделяет внимание экологическому воспитанию. Поэтому проведение внеклассной работы, которая направлена на формирование взаимосвязи человека с природой и бережного отношения к ней, поможет проще освоить изучаемый материал на уроке младшими школьниками.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и других.

Актуальность данного вопроса и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников».

Предметом курсовой работы является: экологическое воспитание младших школьников.

Объектом
исследования являются: формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников.

Цель работы: проанализировать организацию экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы.

Для решения цели данного исследования поставлены следующие задачи:

  • Выявить сущность и значение внеклассной работы в начальной школе;

  • Изучить особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками;

  • Охарактеризовать содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе;

  • Групповая деятельность как форма организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе.


Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет. В первой главе говорится о сущности и значении внеклассной работы. Во второй главе отражаются особенности внеклассной работы по окружающему миру. В третьей главе рассматриваются: содержание, методы и формы организации внеклассной работы по окружающему миру. И в четвертой главе говорится о кружке, как форме организации внеклассной работы. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются общие выводы. Список литературы составляет 30 наименований.

Сущность и значение внеклассной работы в начальной школе

В сложном и всестороннем процессе повышения результативности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит целостному единству и взаимодействию учебной и внеклассной работы. Практика работы школ убедительно показывает, что лучше результаты воспитания всесторонне развитой личности достигаются при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные мероприятия должны быть связаны между собой, совершенствовать и дополнять друг друга.

В.М. Минаева считает, что внеклассная работа – это форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.1

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.



Значима роль внеклассной работы в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная экологическая работа развивает в детях интерес к естественным наукам, позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные школьной программой, воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, формировать бережное и ответственное отношение к природе.

Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательного стандарта образования и учебной программы, но обязательно связано с ними. Это является ее существенным отличием от учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие.

Внеклассная работа не регламентируется жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены и одновозрастные, и разновозрастные дети. Количество детей в группе, содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании определяются в каждом случае индивидуально.

Выделяют три вида внеклассных мероприятий в школе: учебно-воспитательные, спортивно-оздоровительные, досуговые.

Таким образом, внеклассная работа является основным видом деятельности внешкольных учреждений: домов детского творчества, станций юных натуралистов, школ искусств. Внеклассные занятия для детей проводятся и на базе домов и дворцов культуры, музеев, картинных галерей. Внеклассная работа может быть организована и в школе. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.





Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками



Требования федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования чётко формулируют особенности организации внеклассной работы по окружающему миру.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  2. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.



Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;


уметь:

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • ухода за растениями (животными);

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру должна включать в себя целый комплекс воспитательных направлений:

  • воспитание экологической культуры младших школьников;

  • мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях;

  • героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;

  • воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны.



Ведущим видом деятельности во внеклассной работе по окружающему миру будет выступать экологическое воспитание.

А.Н. Захлебный считал, что цель экологического воспитания младших школьников –это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.2

В широком смысле природа понимается при этом не только как среда, внешняя по отношению к человеку. Она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура – одна из сложных частей характеристики личности. Оно проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной деятельности по изучению и охране окружающей среды, означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, в пропаганде идей правильного природопользования.

Требованием такого обучения и воспитания выступает взаимосвязь научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельностей учащихся, направленных на изучение и улучшение отношений между человеком и природой.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наиболее востребованными видами внеклассной работы по окружающему миру в настоящее время являются:

  • сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин;

  • познавательные экскурсии в природу, в зоопарки, ботанические сады; создание «экологических троп» или «экологических зон» в родном городе или селе;

  • исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.;

  • организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений).