Файл: Курсовая работа Специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальных классах Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.

На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. 

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели. Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Изначально содержание работы кружка должны иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе. 

Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны участвовать сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную программу. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученных на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.


Кружковая работа является наиболее целесообразной для групповой экологической работы с учащимися начальных классов. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического воспитания:

  • научно - познавательного;

  • ценностного;

  • нормативного;

  • практически - деятельностного.

Научно - познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизация деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки «по экологической тропе». В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой Цветковой И.В. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. 

Один из важнейших принципов организации кружковой работы - краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного города (села). В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе предложено рассмотрение проблемы организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе.

В процессе исследования я изучила теоретический материал по данной теме, раскрыла особенности организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе, определила формы, методы и содержание внеклассной работы с младшими школьниками.

Мною сделан вывод, о том, что внеклассная работа занимает важное место в воспитании стремления детей к новым знаниям, содержательному труду и любви к природе. Правильно организованная природоведческая внеурочная деятельность позволяет разумно и с пользой организовать досуг учащихся, удовлетворить разнообразные интересы и запросы младших школьников. А также, такая работа способствует расширению знаний учащихся о природе, способствует развитию интереса к её дальнейшему изучению.

О большом значении правильного ухода за растениями и животными дети узнают на внеклассных занятиях в уголке живой природы, ухаживая за комнатными цветами и за растениями на опытном участке. Внеурочная природоведческая деятельность имеет большие возможности для ознакомления детей с сельским хозяйством, сельскохозяйственной деятельностью и техникой, что способствует осуществлению задач обучения и воспитания. А знакомство детей с богатством и красотой родной природы посредством экскурсий и прогулок, с достижениями науки и практики сельского хозяйства России, способствует воспитанию и развитию патриотических чувств.

Результатом моих исследований, согласно поставленным задачам, стало подтверждение того, что в педагогической деятельности необходимо уделять много внимания внеклассной работе по окружающему миру. Все формы такой организации тесно связаны между собой, дополняют друг друга и гарантируют достижение всех образовательных и воспитательных задач. Педагог же, в свою очередь, должен руководствоваться особенностями внеурочной природоведческой деятельности и определённого возраста детей.

Проведённое мною теоретическое исследование дало возможность получить определённые результаты и сделать следующие выводы:

  1. Мотивацией к изучению окружающего мира являются часто используемые на уроках и внеклассных мероприятиях игровые формы работы.

  2. Последовательность в работе педагога, её систематичность позволяют вызвать интерес со стороны обучающихся.

  3. Систему работы по экологическому воспитанию младших школьников, которая является необходимым требованием ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта), позволяет сформировать грамотное использование форм, методов и принципов организации внеклассной природоведческой работы.

  4. Своевременное развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности позволяет каждому ребёнку получить достаточные знания об окружающем его мире.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ форм, методов и принципов внеурочной природоведческой деятельности позволил раскрыть особенности её осуществления и организации для школьников младшей школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]: /Л.В. Артемова // Начальная школа. – 2011.- № 12. – С.18 – 19

  2. Асланиди, К.Б. Природоохранное воспитание и учебно – исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: метод. пособие / К.Б. Асланиди. – М.: Просвещение, 2012. – С.78 – 80

  3. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т.М. Бондаренко, Л.И. Минина, В.В. Чикалина. – М.: Просвещение, 2013. –C.155– 157

  4. Баранник, М.М.В союзе с природой [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / М.М. Баранник, Л.И. Грехова. - М: Просвещение, 2014. – С.123 – 127

  5. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина. – М.: Просвещение, 2011. –C.153– 157

  6. Буковская, Т. В. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]: метод.пособие / Т.В. Буковская. – М.: ВЛАДОС, 2012. – С. 13 – 18

  7. Гиляров, А.А. Человек и животные: этика отношений [Текст]: метод. пособие / А.А. Гиляров. – Минск: Народная Асвета, 2013. – С. 70 - 78

  8. Городецкая, Н.А. Природа – забота молодых [Текст]: метод. пособие / Н.А.Городецкая. – М.: Просвещение, 2014. – С. 22 - 34

  9. Глущенко, А.Г. Внеклассная работа в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Г. Глущенко. - Киев: Радянська школа, 2011. – С.58 – 68

  10. Захлебный, А.Н. На экологической тропе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Н. Захлебный. – М.: Академия, 2012. – С.80 – 84

  11. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина– М.: Академия, 2015. – С.36 – 54

  12. Калинина, Е.В. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]: метод. пособие / Е.В. Калинина. – М.: Просвещение, 2012. – С.80 - 88

  13. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2014. – С.196 – 199

  14. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]: метод. пособие / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 2011. – С.76 – 88

  15. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]/ В.Н. Максимова // Начальная школа. – 2012.- № 12. – С.26 – 29.

  16. Медведев, В.И. Экологическе сознание [Текст]: метод. пособие / В.И. Медведев. – М.: Просвещение, 2013. – С.89 – 91

  17. Миренкова, А.Ю. Мир природы и ребенок [Текст]/ А.Ю. Миренкова // Начальная школа. – 2011. - № 10. – С.26 – 29.

  18. Минаев, В.М. Внеклассная работа по природоведению [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов / В.М. Минаев. - Минск: Народная Асвета, 2011. – С. 3 – 12

  19. Нагоева, Ш.Ю. Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе [Текст]/ Ш.Ю. Нагоева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru

  20. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для студ.вузов / Ю.В. Новиков. - СПБ: Академия, 2014. – С. 90 – 92

  21. Онегоц, А.С. Наши пернатые друзья и соседи [Текст]: метод. пособие / А.С.Онегоц. – М.: Просвещение, 2011. – С.98 – 100

  22. Оморокова, М.Е. Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника [Текст]/М.Е. Оморокова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2vg.ru

  23. Плешаков, А.А. Ознакомление детей с окружающим миром во 2 классе [Текст]: метод. пособие / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – С.100 – 105

  24. Попов, Г.Х. Организация личной работы учащихся [Текст]/Г.Х. Попов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.67vg.ru

  25. Сорокина, А.В. Край родной: сценарии о живой природе [Текст]: метод. пособие / А.В.Сорокина. – М.: Просвещение, 2012. – С.65 – 78

  26. Тарычева, Л.А. Занимательные упражнения на уроках природоведения [Текст]/ Л.А. Тарычева // Начальная школа. – 2013.- № 6. – С.11 – 13.

  27. Федотова, В.Б. Неделя природоведения [Текст]/ В.Б. Федотова // Начальная школа. – 2011.- № 3. – С.24 – 29.

  28. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты [Текст]: метод. пособие / И.В. Цветкова. – Ярославль.: Академия развития, 2015. – С.70 – 78

  29. Шабалина, З.П. Учебно – воспитательная работа в 1 классе по окружающему миру [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / З.П. Шабалина. - СПБ: Академия, 2014. – С. 13 – 18

  30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: с изменениями и дополнениями на 2011 год. – М.: Просвещение, 2012. - 33 с.





1 Минаева, В.М. Внеклассная работа по природоведению: Народная Асвета, 2014.

2 Захлебный, А.Н. На экологической тропе. М:Академия, 2012.

3 Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе М.:Академия, 2012.