Файл: Курсовая работа Специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальных классах Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, учитывая все особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, при целенаправленном руководстве учителя, школьники учатся видеть, понимать и ценить красоту природы, у них воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру, стремление бережно и ответственно относиться к природе родного края и страны.









Содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру с учащимися начальной школы


Содержание, формы, методы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по окружающему миру очень разнообразна:

  1. Индивидуальные задания. К ним относятся: наблюдения, опыты, эксперименты, способствующие развитию у школьников исследовательских способностей. Это внеклассное чтение, подбор экспонатов к тематической выставке книг («Птицы наших лесов»); оформление результатов выполненной работы (отчетов), подготовка докладов, рефератов, написание сочинений, изготовление пособий.

  2. Групповые занятия, среди которых, в свою очередь, различаются, а) эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа); б) кружковые занятия, факультативы.

  3. Массовые мероприятия, к которым относятся: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели/ месяцы, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН, часы занимательного естествознания.

Безусловно, формы организации внеклассной работы зависят от охвата участников. По количеству участников традиционно принято различать индивидуальные, групповые и фронтальные (массовые) ее виды.

Индивидуальная работа по окружающему миру включает в себя конкретные задания отдельным детям (группам), проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: беседы по материалам прочитанной литературы о природе; тренинги по уходу за растениями и животными; проведение наблюдений помимо программного минимума; постановка простейших опытов дома.

Важным видом индивидуальной внеклассной рaботы до сих пор является домашнее чтение литературы о природе, поэтому одной из задач учителя является приучение школьников к самостоятельному проведению такой работы. Для данного вида занятия актуальными остаются книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкинa, Н. Сладкова и др. В свою очередь В.М. Минaева предлагает следующий перечень занятий:


1-2 классы – наблюдение за формой снежинок и их зарисовка; ростом и развитием комнатных растений; зимующими птицами на кормушке; распусканием срезанных и поставленных в воду ветвей деревьев и кустарников.

3 классы – наблюдение за свойствами снега; образованием наста; начaлом снеготаяния и скоростью схода снега; повадками отдельных птиц леса; муравейниками и муравьями; божьей коровкой. Составление календаря цветения раннецветущих растений. Проращивание семян растений, наблюдение за их ростом.

4 класс – наблюдение за водными растениями и животными аквариума; насекомыми и птицами леса. Сбор насекомых вредителей леса, парка, поля; растений луга, парка для гербария; образцов почв. Изучение лекарственных растений.

Активизации индивидуальной работы детей младшего школьного возраста по окружающему миру способствует предварительное анонсирование необходимых вариантов сезонной работы: разделы в «Классном уголке живой природы», на «Доске объявлений»; указание на выполнение длительных по времени заданий в индивидуальных календарях наблюдений; ознакомление родителей на собраниях с содержанием будущей практической домашней работы по «Окружающему миру» с акцентированием их внимания на наиболее трудоемкие виды , требующие от них соответствующего участия; инструктаж и последующие индивидуальные консультации.

Проведение индивидуальных видов внеклассной работы по естествознанию требует учета интересов школьников, объединения их в соответствующие со сходными склонностями группы, что и составляет основу групповой и массовой формы.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по «Окружающему миру» следует относить:

1) Эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Обычно им предлагается выполнить следующие задания: подобрать материал (статьи, произведения из личного опыта), выучить стихотворение, помочь учителю в разработке сценария праздника, выпустить стенгазету или информационный листок, оформить выставку и т.п., итогом чего является проведение массового мероприятия. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.

2) Основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др. Чаще всего в кружках занимаются 15 – 20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересами. В кружках занятия выстраиваются более планово, многообразно и целенаправленно, что нередко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.



3)Клубную работу, близкую предыдущему виду. На занятиях клубов дети не только получают ответы на возникающие вопросы, но и учатся самостоятельно искать эти ответы. В структуре построения клубов различаются следующие этапы:

  1. краткое выступление учащихся о результатах своих наблюдений в природе;

  2. обсуждение основной темы занятия, вопросов, выступлений детей с сообщениями;

  3. ответы на отдельные детские вопросы, не связанные с главной темой занятия;

  4. проведение игр, конкурсов, соревнований;

  5. подведение итогов занятия;

  6. задание. 

Постоянным элементом любого занятия являются вопросы детей и ответы с указанием первоисточника.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся.

К массовым мероприятиям относятся: день леса, день птиц, день урожая, коллективный походы за грибами, сбор лекарственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, читательские конференции.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор при родном материале для выставок (лекарственные растения, семена и плоды), участие в озеленительных работах на территории школы и местного населённого пункта и т.д. Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все натуралистические кампании должны иметь природоохранительную направленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.


Во - первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздействие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечивает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например, походе за грибами в начале осени.

В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм по ведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.

Массовые мероприятия должны быть спланированы на все 4 года обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий - сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно- воспитательные задачи.

Вся внеклассная работа по окружающему миру способствует развитию кругозора детей, сплоченности коллектива, нацелена на расширение и уточнение их знаний и умений. Выбор же конкретной формы зависит от содержания материала, общего развития детей, интересов учителя, местных условий и возможностей школы. Вместе с тем любая форма внеклассной работы требует отзыва и участия взрослых, особенно родителей. Именно поэтому авторы многих программ заранее ориентируют на совместную работу семьи и школы по курсу «Окружающий мир», в том числе в виде выполнения «совместных» детско-родительских заданий.

Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.

Кружковая деятельность, как организация внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе



И.Т. Суравегина говорила, что кружок - это метод педагога донести детям знания и навыки, которые не включены в обязательную программу образования, но имеют смысл для процесса дальнейшего обучения и взросления школьников.3

Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста - естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе.


Цели кружковой деятельности: приобщение к миру природы, развитие интереса природоохранной деятельности, приобретение духовного опыта взаимодействия человека с природой.

Задачи кружковой деятельности:

Обучающие:

  • расширять представления об окружающем мире;

  • формировать знания об особенностях развития растений и животных;

  • формировать навыки ухода за домашними растениями и животными.

Развивающие:

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

  • формирование умения видеть красоту окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

  • воспитание гуманного отношения человека к живой природе.


При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно-воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка. В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия подготовка и проведение массовых мероприятий.

Продуманное планирование приучит к определенному порядку в постановке занятий, избавляет от бессмысленности. Главная забота учителя должна быть в том, чтобы в кружках началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того, что поможет разбудить постоянный интерес к изучению природы и формирование потребностей в знаниях о ней.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.