Файл: Управление затратами фирмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая

профессиональная образовательная организация

«Владимирский техникум экономики и права

Владкоопсоюза»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: «Экономика организации»

на тему: «Управление затратами фирмы»

Выполнила:

студентка очной формы обучения,

группы 2Б(9)21

Степанова Ксения Сергеевна

Руководитель: Якуненко Елена Николаевна

Владимир, 2022

СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ 6

1.1. Понятие, виды и классификация цен 6

1.2. Цели и методы формирования ценовой политики 12

1.3. Виды ценовых политик 16

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 19

2.1. Задачи и функции ценообразования 19

2.2. Методы ценообразования 21

2.3. Анализ ценообразования на примере Хостела «Центр размещения» 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

списОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, а для прибыльности предприятия необходимо выбрать правильную стратегию ценообразования, методы и методологию ценообразования, а также выбрать рыночные и нерыночные факторы влияния на цену товаров и услуг.

Ценовая политика – одно из важнейших направлений предприятия, определяющих его эффективность. При этом не стоит забывать, что определение цены товара организации в некотором смысле является творческим процессом, так как низкая цена ассоциируется у клиентов с плохим качеством продукции, высокая цена – серьезное препятствие для покупки товара большому количеству потенциальных покупателей.

Совершенствование рыночных отношений, происходящее в современной экономической системе России, объективно предполагает необходимость поиска новых подходов к системе ценообразования. В этих условиях становятся актуальными исследования особенностей функционирования ценовой политики и исследование вопросов, связанных с проблемами гибкости ценообразования. Тем не менее, российские торговые компании часто невнимательно относятся к ценообразованию. Тогда как постоянный анализ потребностей рынка является важным для правильного установления цены на товар, а, следовательно, и скорости получения положительных результатов в работе предприятия.

Согласно исследованию Pricing Effectiveness Benchmark Study, компании, которые активно работают с ценообразованием и рассматривают его как важный элемент в достижении стратегических целей фирмы, в среднем получают маржинальность на 15-23% выше, чем те, кто не выделяет ценообразование как отдельный инструмент. Это исследование отчетливо показало: ценообразование напрямую влияет на финансовые результаты бизнеса. Между тем ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Актуальность выбранной темы обусловлена множественными ошибками при формировании ценовой политики различных фирм. Одна из распространенных ошибок в ценообразовании – отсутствие целей и стратегии у компании. На основании стратегии формулируются цели и составляется план их достижения. Цели должны быть ясно и подробно сформулированы, достижимы и измеримы. В ином случае они будут просто бесполезны. Это приведет к потере контроля над ценообразованием и его результатами. Выбор методики измерения целей особенно важен. Часто компании сталкиваются с проблемой анализа эффективности ценообразования, поскольку последнее работает в связке с другими инструментами бизнеса. Поэтому порой сложно отделить эффективность одного от другого.

Актуальность темы курсовой работы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования выступает процесс выработки ценовой стратегии.

Предмет исследования – ценовая политика предприятия (фирмы).

Целью курсовой работы является определение и анализ основных направлений ценовой политики предприятий на современном этапе.

Реализация данной цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

  • рассмотреть понятие, виды и классификацию цен;

  • выявить цели и методы формирования ценовой политики фирмы;

  • изучить виды ценовых политик;

  • исследовать задачи и функции ценообразования;

  • рассмотреть методы ценообразования;

  • проанализировать ценообразующие факторы

  • исследовать тенденции и приоритеты в формировании ценовой политики;

  • сделать тезисные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных ученых - экономистов, чьи исследования тем или иным образом касаются вопросов ценовой политики и ценообразования в РФ.

При исследовании использовались общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, системный, анализ и синтез, позитивный и нормативный, структурно-функциональный, единство теории и практики, а также статистические методы.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, данные федеральных и региональных программ, данные официальной статистики по России, аналитические материалы по вопросам ценообразования, опубликованные в периодической печати, и другие информационные источники.

Практическая значимость исследования заключается в выводах и предложениях по результатам исследования поставленной в курсовой работе проблемы, сделанных на основе исследования учебных пособий, монографий и статей современных отечественных авторов, статистических и аналитических материалов. На основе публикаций в последние годы проанализированы основные направления, проблемы и перспективы развития разработки ценовой политики.

Курсовая работа на тему: «Ценовая политика фирмы» состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.


1. Теоретические основы ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ


1.1. Понятие, виды и классификация цен



Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.

Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.); маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения

, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 7 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 7 станков с ценой каждого 5 миллионов денежных единиц на общую сумму 35 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.


Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену.


Говоря о рациональных и, тем более, оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание.

Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые»

Цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.

Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:

Цены товарных аукционов: Аукцион - способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее установленное время с правом предварительного осмотра товаров. Товар на аукционе продается единичными образцами или партиями (лотами). Аукционная цена - это цена публичной продажи по максимально предложенному покупателем уровню. Таким образом, главное отличие аукционной цены - формирование ее уровня в процессе сильной конкурентной борьбы, в результате аукционная цена может быть выше рыночной и часто она многократно превышает первоначально назначенную, т. к. отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара, а также зависит от мастерства аукциониста.

Биржевые котировки: Биржа - организационная форма оптовой торговли стандартными массовыми товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг. Котировка цен - определение типовых, характерных цен при биржевой торговле. Необходимо котировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

Цены торгов: Классические торги (тендер) - рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого, поступают предложения от потенциальных продавцов. Цены торгов (тендерные цены) - цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.