Файл: Закономерности формирования лексикограмматической системы в процессе речевого онтогенеза.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.

Лексико-грамматическая сторона речи


Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Вопросу развития лексико-грамматического строя речи ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах:

- психофизиологическом: Н.И. Красногорский М.М. Кольцова;

- психологическом Выготский Л.С. Леонтьев А.Н., Лурия А. Р., Эльконин Д.Б.;

- лингвистическом Гвоздев А.Н ;

- психолингвистическом Жинкин Н.И. Шахнарович Н.И. Красногорский
Первый предречевой период (первый год жизни): 1) подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6месяцев) 2) гуление; образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков; 3) лепет как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Второй период — образование речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни): 1) синтез слогов (6 - 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей; 2) синтез слоговых двучленных цепей (9 —12 месяцев) и их автоматизация; 3) образование первых 5-10 слов (8 -10 месяцев). Третий период (третий год жизни): 1) обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; 2) образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов; 3) совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов. Четвертый период (четвертый год жизни): 1) обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; 2)
удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9-10; 3) накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков. Пятый период (пятый год жизни): 1) дальнейшее обогащение словарного фонда; 2) выработка приспособительной громкости произношения; 3) развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений.

Процесс формирования речевой деятельности


1 период - подготовительный (с рождения до года) - это доречевой этап, в котором выделяются периоды гуления и лепета;

2 период - преддошкольный (от года до трех лет): 2-й год жизни — этап первичного освоения языка (до грамматический), 3-й год жизни - этап усвоения грамматики;

3 период - дошкольный (от трех до семи лет) - этап наиболее интенсивного речевого развития ребенка, когда происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний (после 5 лет);

4 период - школьный (от семи до семнадцати лет) — продолжается совершенствование лексико-грамматического строя, связной речи, формируется письменная речь.

Спасибо за внимание