Файл: Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По логике построения:

  • Линейная гипотеза (одно предположение);

  • Вариативная (проверяется несколько предположений).

Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Это такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания.

Гипотеза – это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.

Возможная структура гипотезы:

  • утверждение значимости проблемы

  • догадка (свое мнение) «Вместе с тем…»

  • предположение «Можно…»

  • доказательство «Если…»

Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.

      1. Методы исследования (как исследовали?). Это те методы, которыми пользовался студент в процессе написания работы или проекта. К методам исследования относят: теоретические (метод анализа и синтеза…) и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, моделирование, конструирование и другие).

Здесь дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

Методы исследования:

  • теоретические (причинно-следственный анализ исследуемого явления, моделирование);

  • общелогические (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и другие);

  • эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, экспертные оценки, изучение продуктов деятельности, анализ документов, эксперимент и другие).

      1. Теоретическая и практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?). Это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. В качестве примера теоретической значимости может быть теоретическое обобщение в какой-либо области знаний.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической. Практическое значение разработки темы курсового исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем изучаемой сферы. Примером практической значимости могут быть экспериментальные исследования, разработанный проект или рекомендации.


При написании можно использовать следующие фразы: результаты исследования позволят осуществить…; будут способствовать разработке; позволят совершенствовать…; могут быть использованы…

      1. Структура работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе/проекте представлено?).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы/проекта:

1 пример: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, 5 приложений»

2 пример: «Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (количество источников), выполнена на (количество страниц) страницах имеет (количество) приложений, иллюстрирована таблицами (количество), рисунками (количество).

Допустимо дать развернутую структуру ВКР и кратко изложить содержание глав.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Основная часть ВКР


      1. Основная часть ВКР делится на 2 части (теоретический и опытно-экспериментальный). Основная часть содержит как теоретические аспекты исследования, так и практические разработки выводы, рекомендации. Содержание основной части ВКР определяется особенностями специальности. Недопустимо, когда название какой-либо главы полностью совпадает с названием темы работы, а название какого-либо подраздела дублирует название главы (см. примеры в п.2.1., приложение К).

        1. В теоретической части содержатся: раскрывается сущность предмета исследования, его назначение и применение; история вопроса; уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.

        1. В опытно-экспериментальной части ВКР представляются конкретные самостоятельные решения, выводы и рекомендации студента в соответствие с задачами ВКР, а также расчеты с включением табличного материала, программные продукты, разработанные студентом и т.д.

Второй раздел должен носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретный объект исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования.

Сбор материалов для данной главы не следует принимать как простой набор показателей. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач ВКР стороны и особенности.

Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед студентом, основная часть делится на 2 – 3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Деление глав на параграфы необязательно, но возможно, если в этом есть необходимость.


Предварительная структура основной части дипломного проекта (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые могут не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы и увеличить ее объем.

Содержанием основной части дипломного исследования является осмысление проблемы и изложение эмпирического фактического материала.

      1. В конце каждой части или подраздела делается выводы. Вывод не обозначается отдельно, как Вывод по главе 1… Необходимо начать вывод с нового абзаца и использовать такие фразы, как: таким образом, подводя итоги, сделав выводы и так далее.

      2. Информационными источниками для написания ВКР служат: отечественная и зарубежная литература (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), ведомственные нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, положения и так далее), периодические статистические отчеты и сборники, материалы производственной и преддипломной практик, интернет материалы.
    1. Заключение ВКР


      1. Основные выводы и предложения как теоретического, так и практического характера, полученные в результате дипломного исследования, отражаются в Заключении в сжатой форме. При этом представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, а не общеизвестные сведения. Наиболее ценные выводы и предложения в Заключении должны излагаться кратко без подробного обоснования.

      2. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Его основное назначение – резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении отражены результаты по каждой главе, предложения по использованию полученных данных на практике, оценку экономической эффективности и прочее.

      3. В заключении необходимо сделать выводы о проделанной работе, рекомендации по использованию методик построения и современного программного обеспечения в информационных системах. Рекомендуется осветить сложности процесса проектирования. В результате проведенного анализа следует привести основные выбранные в проекте решения и параметры.

      4. Полученные выводы должны согласоваться с целью исследования, конкретными задачами, гипотезой, сформулированными во введении.

      5. Проведенное исследование должно подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы даются рекомендации по возможному совершенствованию деятельности в свете исследуемой проблемы.

      6. Объем заключения примерно равен объему введения (2-3 машинописных страницы, но не менее 1,5).

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9