Файл: Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для специальности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Общими требованиями являются: четкое и логически последовательное изложение материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы. Недопустимо увеличение объема за счет переписывания технической литературы.
-
Содержание ВКР
-
Каждая структурная часть ВКР (содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения) имеет свое назначение и начинается с новой страницы. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. -
ВКР должна быть написана научным языком, то есть с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля. -
В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения "я" и "мы". Например, вместо фразы "я предполагаю..." можно сказать "предполагается, что..." и т.д. -
Содержание включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности. -
Структура плана ВКР сложная, как минимум имеет три главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы, обязательны поголовные выводы. На рисунке 1 отражено содержание, имеющее три главы без приложений.
Рисунок 1. Пример содержания ВКР
В приложении К располагаются примеры содержаний к ВКР.
-
ВКР должна иметь объем 45-55 страниц, приложения в это количество не входят (приложений может быть не ограниченное количество). Минимальное количество страниц, выделяемых на каждую часть содержания:
-
Введение: 1,5-3 страницы -
Основная часть: около 46 стр. -
Глава 1: около 24 стр. (приблизительно по 8 стр. на параграф) -
Выводы по главе 1: 1 стр. -
Глава 2: около 20 стр. (приблизительно по 10 стр. на параграф) -
Выводы по главе 2: 1 стр. -
Заключение: 1,5-3 стр. -
Список использованной литературы: 1-3 стр.
-
Содержание автоматически формируется в текстовых процессорах.
-
Введение ВКР
Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать (таблица 1).
Таблица 1 - основные элементы введения
Элемент | Комментарий к формулировке |
Актуальность темы | Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности |
Объект исследования | Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность |
Предмет исследования | Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы |
Цель исследования | Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации |
Задачи работы | Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи |
Гипотеза исследования | Предположение о возможных результатах |
Методы исследования | Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования |
Теоретическая и практическая значимость исследования | Что нового, ценного дало исследование? |
Структура работы | Что в итоге в работе/проекте представлено? Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта. Завершающая часть введения |
Введение является вступительной частью к ВКР, примерно 2-3, но не менее 1,5 машинописные страницы.
Пример введения представлен в приложении Л.
-
Актуальность исследования (почему это следует изучать?) рассматривается с позиций социальной, экономической и практической значимости. Это объяснение того, почему данная тема важна, кем востребована, и кому будет выгода.
Автору необходимо убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, техники, применяемых технологий, систем управления, правовых основ и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном исследовании вопросов.
Далее рассматривается степень изученности (разработанности) проблемы в науке и практике. Обозначаются достоинства и недостатки предшествующих подходов, решений, направленных на улучшение характеристик изучаемого объекта. Краткий обзор литературных источников, позволяющий студенту сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.
Изученность темы подтверждается ссылками на материалы, анализирующие и оценивающие прошлые попытки разрешения актуальных проблем, показывающие их недостаточную эффективность.
-
Проблема исследования (что следует изучать?) – категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит доказать. Проблема возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Определяется 1-2-я терминами.
Поставить проблему – это значит:
-
определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; -
сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы.
-
Объект исследования (что будет исследоваться?) – это определенный процесс, явление или система, подлежащие изучению. Объект по сравнению с предметом всегда понятие более широкое или общее.
В целом – это та сфера, в рамках которой будет производиться исследование. Объект предполагает работу с понятиями. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и так далее). В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).
-
Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?). Если объект – это область, или сфера деятельности, то предмет – это изучаемый процесс, это то, что находится в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсового проектирования.
Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего уточнение «места и времени» действия.
Элементы, связи и отношения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Это своего рода аспект, точка наблюдения, «срез» объекта. Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.
-
Цель исследования (какой результат будет получен?) Это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата своего исследования. Цель работы связана с темой исследования. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.
Формулировка цели обычно содержит глаголы в неопределенной форме:
-
разработать проект (алгоритм, рекомендации) по ... -
выявить условия, взаимосвязь... -
определить зависимость… чего-либо от чего-либо... -
описать феномен/эффект… -
создать классификацию, типологию, методику….
В приложении Л приведены примеры тем ВКР, а также их объект, предмет и цель.
-
Задачи исследования (как идти к результату?). Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи, каждая из них должна быть отражена в содержании исследования. Кроме того, в Заключении выводы должны непосредственно являться ответами на поставленные во Введении задачи.
Перечень рекомендуемых задач:
-
«На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции). -
«Диагностировать …» (состояния исследуемых систем, процессов). -
«Выявить …» (структуры исследуемого процесса, факторов, значимых связей и взаимодействий). -
«Определить...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования). -
«Обосновать …» (средства, условия, формы, программы). -
«Раскрыть...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования). -
«Разработать...» (средства, условия, формы, программы). -
«Реализовать (сконструировать) …» (опытно-преобразовательной и экспериментальной части исследования). -
«Интерпретировать …» (результаты исследования). -
«Апробировать…» (что разработали?). -
«Определить/дать рекомендации …» (условий, способов реализации, разработка методик практического использования результатов исследования). -
«Обобщить …» (результат исследования).
В приложении М приведена классификация задач с возможными формулировками. Кроме того, задачи соотносятся с гипотезой.
-
Гипотеза исследования – предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатах.
Различают по глубине раскрытия проблемы:
-
Функциональную гипотезу: имеет структуру: «если (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то … (будет достигнут такой-то результат)»; -
Теоретическую гипотезу: содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении «так, как …» или «потому, что …».