Файл: Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ


Общими требованиями являются: четкое и логически последовательное изложение материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы. Недопустимо увеличение объема за счет переписывания технической литературы.
    1. Содержание ВКР


      1. Каждая структурная часть ВКР (содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения) имеет свое назначение и начинается с новой страницы. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.

      2. ВКР должна быть написана научным языком, то есть с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности, терминологии и стиля.

      3. В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляются личные местоимения "я" и "мы". Например, вместо фразы "я предполагаю..." можно сказать "предполагается, что..." и т.д.

      4. Содержание включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

      5. Структура плана ВКР сложная, как минимум имеет три главы, которые, в свою очередь, делятся на параграфы, обязательны поголовные выводы. На рисунке 1 отражено содержание, имеющее три главы без приложений.



Рисунок 1. Пример содержания ВКР
В приложении К располагаются примеры содержаний к ВКР.

      1. ВКР должна иметь объем 45-55 страниц, приложения в это количество не входят (приложений может быть не ограниченное количество). Минимальное количество страниц, выделяемых на каждую часть содержания:


  • Введение: 1,5-3 страницы

  • Основная часть: около 46 стр.

  • Глава 1: около 24 стр. (приблизительно по 8 стр. на параграф)

  • Выводы по главе 1: 1 стр.

  • Глава 2: около 20 стр. (приблизительно по 10 стр. на параграф)

  • Выводы по главе 2: 1 стр.

  • Заключение: 1,5-3 стр.

  • Список использованной литературы: 1-3 стр.

      1. Содержание автоматически формируется в текстовых процессорах.
    1. Введение ВКР


Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать (таблица 1).

Таблица 1 - основные элементы введения

Элемент

Комментарий к формулировке

Актуальность темы

Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности

Объект исследования

Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность

Предмет исследования

Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы

Цель исследования

Какой результат будет полу­чен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации

Задачи работы

Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи

Гипотеза исследования

Предположение о возможных результатах

Методы исследования

Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования

Теоретическая и практическая значимость исследования

Что нового, ценного дало исследование? 

Структура работы

Что в итоге в работе/проекте представлено? Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта. Завершающая часть введения



Введение является вступительной частью к ВКР, примерно 2-3, но не менее 1,5 машинописные страницы.

Пример введения представлен в приложении Л.

      1. Актуальность исследования (почему это следует изучать?) рассматривается с позиций социальной, экономической и практической значимости. Это объяснение того, почему данная тема важна, кем востребована, и кому будет выгода.

Автору необходимо убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, техники, применяемых технологий, систем управления, правовых основ и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном исследо­вании вопросов.

Далее рассматривается степень изученности (разработанности) проблемы в науке и практике. Обозначаются достоинства и недостатки предшествующих подходов, решений, направленных на улучшение характеристик изучаемого объекта. Краткий обзор литературных источников, позволяющий студенту сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.

Изученность темы подтверждается ссылками на материалы, анализирующие и оценивающие прошлые попытки разрешения актуальных проблем, показывающие их недостаточную эффективность.

      1. Проблема исследования (что следует изучать?) – категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит доказать. Проблема возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Определяется 1-2-я терминами.

Поставить проблему – это значит:

  • определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения;

  • сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы.


      1. Объект исследования (что будет исследоваться?) – это определенный процесс, явление или система, подлежащие изучению. Объект по сравнению с предметом всегда понятие более широкое или общее.

В целом – это та сфера, в рамках которой будет производиться исследование. Объект предполагает работу с понятиями. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и так далее). В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).

      1. Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?). Если объект – это область, или сфера деятельности, то предмет – это изучаемый процесс, это то, что находится в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсового проектирования.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего уточнение «места и времени» действия.

Элементы, связи и отношения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Это своего рода аспект, точка наблюдения, «срез» объекта. Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

      1. Цель исследования (какой результат будет полу­чен?) Это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата своего исследования. Цель работы связана с темой исследования. Формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.


Формулировка цели обычно содержит глаголы в неопределенной форме:

  • разработать проект (алгоритм, рекомендации) по ...

  • выявить условия, взаимосвязь...

  • определить зависимость… чего-либо от чего-либо...

  • описать феномен/эффект…

  • создать классификацию, типологию, методику….

В приложении Л приведены примеры тем ВКР, а также их объект, предмет и цель.

      1. Задачи исследования (как идти к результату?). Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи, каждая из них должна быть отражена в содержании исследования. Кроме того, в Заключении выводы должны непосредственно являться ответами на поставленные во Введении задачи.

Перечень рекомендуемых задач:

  • «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).

  • «Диагностировать …» (состояния исследуемых систем, процессов).

  • «Выявить …» (структуры исследуемого процесса, факторов, значимых связей и взаимодействий).

  • «Определить...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).

  • «Обосновать …» (средства, условия, формы, программы).

  • «Раскрыть...» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).

  • «Разработать...» (средства, условия, формы, программы).

  • «Реализовать (сконструировать) …» (опытно-преобразовательной и экспериментальной части исследования).

  • «Интерпретировать …» (результаты исследования).

  • «Апробировать…» (что разработали?).

  • «Определить/дать рекомендации …» (условий, способов реализации, разработка методик практического использования результатов исследования).

  • «Обобщить …» (результат исследования).

В приложении М приведена классификация задач с возможными формулировками. Кроме того, задачи соотносятся с гипотезой.

      1. Гипотеза исследования – предположение о способах решения поставленных задач и возможных результатах.

Различают по глубине раскрытия проблемы:

  • Функциональную гипотезу: имеет структуру: «если (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то … (будет достигнут такой-то результат)»;

  • Теоретическую гипотезу: содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении «так, как …» или «потому, что …».