ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2021
Просмотров: 1324
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег
ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе
ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения
ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности
ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов
ТЕМА №9. Денежная система и её элементы
ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота
ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита
ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ
ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования
ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ
ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности
ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства
ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования
ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования
ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов
ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья
ТЕМА №22. Банковские операции и классификация
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
К прочим активам обычно относятся затраты банка по приобретению зданий, сооружений и других основных фондов, а также участие в хозяйственной деятельности юридических лиц. Основной характеристикой активов, входящих в данную группу, является их низкая ликвидность.
Активы банка по степени ликвидности можно сгруппировать следующим образом.
1. Первоклассные ликвидные активы. К ним относятся денежные средства банка, находящиеся в его кассе или на корреспондентском счете, а также государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле коммерческого банка, которые он может реализовать в случае недостаточности ликвидных средств для погашения обязательств перед кредиторами и вкладчиками.
2. Сравнительно ликвидные активы. Эту группу составляют краткосрочные кредиты юридическим и физическим лицам (на срок до 30 дней), краткосрочные межбанковские кредиты и кредиты до востребования, факторинговые операции. В странах с достаточно развитым вторичным рынком ценных бумаг в эту же группу активов входят и корпоративные коммерческие ценные бумаги. Активы, отнесенные к данной группе, требуют больших затрат времени для их реализации или превращения в денежные средства.
3. Наименее ликвидные активы. Подобные активы включают долгосрочные кредитные вложения, в том числе и предоставленный финансовый лизинг, и различные инвестиции.
4. Неликвидные активы. В эту группу активов входят здания, сооружения и другие основные фонды, нематериальные активы, некоторые виды ценных бумаг, просроченная и сомнительная задолженность по кредитам.
- 3 -
Пассивные операции — операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций.
Все пассивные операции имеют общее назначение, но при этом могут осуществляться в различных формах. Как правило, выделяют четыре основных формы пассивных операций коммерческих банков:
1) первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;
2) формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли банка;
3) депозитные операции;
4) кредиты и займы, полученные от других юридических лиц.
Благодаря проведению пассивных операций коммерческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, прежде всего кредитных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.
В зависимости от вида эмитируемых коммерческим банком ценных бумаг у него происходит формирование либо привлеченных средств (эмиссия векселей, облигаций, банковских сертификатов), либо собственных (эмиссия акций). Увеличение собственных ресурсов происходит также и в результате проведения банками пассивных операций, выделенных во вторую группу.
Наибольшую часть ресурсов коммерческих банков составляют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90 % всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть привлеченных ресурсов формируется банками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и другие счета до востребования или же при приеме банком от клиентов срочных вкладов и депозитов.
Привлечение средств на основе выпуска долговых ценных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником привлеченных ресурсов, приобретение которых чаще всего связано с необходимостью регулирования банковской ликвидности. В некоторых случаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в результате возможности иного эффективного использования.
Проведение пассивных операций по формированию собственных и привлеченных средств сопряжено с определенными расходами коммерческого банка. Расходы по обслуживанию уставного капитала коммерческого банка, являющегося основным составным элементом его собственных средств, связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресурсам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относительно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
-
Понятие, процесс возникновения центрального банков государств
-
Особенности построения деятельности центральных банков ведущих стран и Республики Беларусь
-
Задачи и функции центральных банков
-
Функции Национального банка Республики Беларусь
-
Основные операции Национального банка Республики Беларусь
-
Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
- 1 -
Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.
Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.
Известны два пути создания центральных банков:
-
историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;
-
учреждение государством эмиссионного банка.
Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства. Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.
Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.
В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с правом эмиссии банкнот.
Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.
После первой мировой войны государства значительно усилили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях закрепления за собой соответствующих функций, стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, центральные банки других стран, правительство. По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.
- 2 -
Деятельность ЦБ строится на следующих принципах:
Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством. Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности. Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно .
В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.
Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.
Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом.
Процедура назначения (выбора) руководства банка. Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.
В Республике Беларусь назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.
Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли используется на создание резервного и иных фондов Национального банка.
Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, в Российской Федерации имущество формально принадлежит государству, но центральный банк наделен правом распоряжения им как собственник. Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.
Национальный банк Республики Беларусь согласно Конституции относится к органам государственной власти.
- 3 -
Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.
К числу основных задач центрального банка относятся:
-
разработка и проведение денежно-кредитной политики;
-
организация функционирования платежной системы и надзор за нею.
Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:
-
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;
-
развитие и укрепление банковской системы страны;
-
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития.
В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка:
-
функция эмиссионного банка;
-
функция фирменного банка государства;
-
функция банка банков;
-
функция органа;
-
функция органа валютного регулирования.
Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.
Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.
- 4 -
Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Национального банка Республики Беларусь:
-
разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;
-
эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;
-
рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);
-
регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль;
-
организация функционирования системы межбанковских расчетов;
-
выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
-
организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов;
-
надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
-
регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;
-
выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
-
установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;
-
организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей;
-
составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов;
-
создание золотовалютных резервов и управление ими;
-
установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;
-
контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
-
заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств.