ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2021

Просмотров: 1313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег

ТЕМА №2. Функции денег

ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе

ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения

ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности

ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов

ТЕМА №8. Платёжная система

ТЕМА №9. Денежная система и её элементы

ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота

ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита

ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ

ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования

ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ

ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности

ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства

ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования

ТЕМА №18. Ипотечный кредит

ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования

ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов

ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья

ТЕМА №22. Банковские операции и классификация

ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности

ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка


- 5 -

Основные операции Национального банка Республики Беларусь включают в себя:

1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального бан­ка включает в себя:

  • рефинансирование банков;

  • кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;

  • предоставление креди­тов своим работникам в порядке, установленном Советом ди­ректоров Национального банка.

2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организа­ций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

2. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и дру­гими международными организациями.

Пассивные депозитные операции представляют собой опе­рации по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные.

3. Управление золотовалютными резервами, операции с ино­странной валютой, драгоценными металлами и драгоценны­ми камнями на территории страны и за ее пределами. Резервы необходимы для валютных интер­венций, международных расчетов, прироста накоплений (бо­гатства) государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубеж­ных кредитных учреждениях.

К этим резервам относятся ино­странные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, ко­торые предназначены для проведения денежно-кредитной по­литики, поддержания обменных курсов и своевременных рас­четов страны по иностранным сделкам.

4. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осу­ществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Он приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьи­ми лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк высту­пает посредником министерства финансов при размещении го­сударственных ценных бумаг.


- 6 -

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.


По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров.

Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при усло­вии присутствия на его заседании не менее шести членов.

Подразделения центрального аппарата Национального бан­ка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и эконо­мического анализа; платежного баланса и банковской статисти­ки; внешнеэкономической деятельности; монетарных опера­ций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и депар­таменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассо­вых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридиче­ский, банковского надзора, валютного регулирования и валют­ного контроля. Административный блок состоит из департа­мента администрации и управления кадровой политики, безо­пасности и защиты информации.


Организационная структура и штатное расписание департа­ментов Национального банка утверждаются Председателем Пра­вления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом ди­ректоров.

Права и обязанности служащих Национального банка, усло­вия их найма и увольнения определяются Советом директоров.

ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка

  1. Понятие денежно-кредитной политики, цели и задачи её проведения

  2. Инструменты денежно-кредитной политики и признаки их классификации

  3. Рефинансирование коммерческих банков и процентная политика Центрального банка

  4. Политика обязательного резервирования Центрального банка

  5. Валютная политика Центрального банка

  6. Операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг


- 1 -

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Ее главная задача регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:

  • определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),

  • разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,

  • конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,

  • развитие рынка ценных бумаг,

  • политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:

  • прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,

  • бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),

  • внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).

В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.


В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.


- 2 -

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

  • в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

  • по срокам воздействия кратко- и долгосрочные;

  • по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и ка­чественные (цена кредита);

  • по форме воздействия прямые и косвенные;

  • по числу объектов воздействия общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными.

Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприя­тий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии де­нег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдержива­ния и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.


Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.


- 3 -

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

  • переучет векселей;

  • ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

  • ломбардный кредитный аукцион;

  • операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка.