ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2021
Просмотров: 1313
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег
ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе
ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения
ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности
ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов
ТЕМА №9. Денежная система и её элементы
ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота
ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита
ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ
ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования
ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ
ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности
ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства
ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования
ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования
ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов
ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья
ТЕМА №22. Банковские операции и классификация
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
- 5 -
Основные операции Национального банка Республики Беларусь включают в себя:
1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя:
-
рефинансирование банков;
-
кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;
-
предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.
2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
2. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями.
Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные.
3. Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. Резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений (богатства) государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубежных кредитных учреждениях.
К этим резервам относятся иностранные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам.
4. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осуществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Он приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьими лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.
- 6 -
Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер уставного фонда и порядок распределения прибыли определены Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк — это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Национального банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы.
По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров.
Правление является высшим органом управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).
Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка.
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка.
Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.
Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов.
Подразделения центрального аппарата Национального банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации.
Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров.
Права и обязанности служащих Национального банка, условия их найма и увольнения определяются Советом директоров.
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
-
Понятие денежно-кредитной политики, цели и задачи её проведения
-
Инструменты денежно-кредитной политики и признаки их классификации
-
Рефинансирование коммерческих банков и процентная политика Центрального банка
-
Политика обязательного резервирования Центрального банка
-
Валютная политика Центрального банка
-
Операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг
- 1 -
Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.
Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты.
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:
-
определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),
-
разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,
-
конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,
-
развитие рынка ценных бумаг,
-
политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:
-
прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,
-
бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),
-
внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).
В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.
- 2 -
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:
-
в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
-
по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;
-
по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
-
по форме воздействия — прямые и косвенные;
-
по числу объектов воздействия — общие и селективные.
Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций.
С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в государстве.
Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными.
Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).
Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.
Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.
Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле — денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
- 3 -
Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.
Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:
-
переучет векселей;
-
ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего — предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;
-
ломбардный кредитный аукцион;
-
операции РЕПО и др.
Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.
Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.
Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка.