Файл: Рабочая программа Тропинка в профессию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

(социальное направление)

Классы:5-6

Срок реализации: 2 года

Программу разработала: Саркисьян М.М., ст.вожатая

2022 г.

Рабочая программа «Тропинка в профессию» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, локальными актами МБОУ СОШ №9 ИМ. В.Л. Скрипалева.

Рабочая программа «Тропинка в профессию» рассчитана на 34 часа в год и предполагает равномерное распределение этих часов – 1 час в неделю.

Занятия проводятся со всей группой одновременно.

Содержание программы

  1. 1 год обучения (5 класс, 34 часа)

Введение. Знакомство (1ч)

Введение в мир профессий. Ценность труда (2ч)

Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби. Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой. Многообразие мира профессий. Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, какая профессия изображена).

Что такое профессия (2ч.).

Игровая программа. Вводное слово о профессиях. Роль труда в жизни человека. Работа с пословицами. Стихотворения о профессиях. Загадки о предметах, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве.

У кого мастерок, у кого молоток (2ч.).

Беседа с элементами игры. Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент». Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Разгадывание кроссворд об инструментах.

Истоки трудолюбия (1ч.).

Игровой час. Вводное слово. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить?


Домашний помощник (2ч.)

Игра. Введение в игру. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов).

Мир профессий (3ч.).

Викторина. Разминка. Конкурс «Профсловарь». Вопросы о профессиях. Загадки о профессиях. Конкурс плакатов (реклама профессий). Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве).

Какие бывают профессии (3ч.).

Занятие с элементами игры. Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о профессиях. Конкурс архитекторов (из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.)

Куда уходят поезда (2ч.).

Занятие с элементами игры. Вступительное слово. Загадки о видах транспорта. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Фильм об истории возникновения железной дороги.

Наши друзья - книги (3ч.).

Беседа с элементами игры. Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик). Экскурсия в школьную библиотеку. Профессии литературных героев.

Работники издательства типографии (2ч.).

Сюжетно-ролевая игра. Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.

Предсказатель погоды. (1ч)

Профессия метеоролог. Наблюдение за погодой (ролевая игра).

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» (2ч)

Новая жизнь старым вещам. Знакомство с профессией реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам»

Профессии в моей семье (1ч)

Беседа о профессиях родителей. Защита мини-проектов «Профессия моих предков».

Те, кто нас спасает (2 часа)

Беседа о профессии спасатель. Работа в МЧС. Просмотр фильмов о профессии

Агроном - одна из главных фигур на селе (1ч).

Беседа о профессии. Просмотр обучающего фильма.

Все профессии нужны, все профессии важны. Итоговое занятие (2ч.).



Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий).

2 год обучения 6 класс (34 часа)

Введение. Знакомство (1ч)

Введение в мир профессий. Ценность труда (2ч)

Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби. Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой. Многообразие мира профессий. Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, какая профессия изображена).

Характеристики профессий (2ч)

Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Крокодил».

Профессии прошлого (2ч)

Какие профессии прошлого знают обучающиеся. Люди, которые до сих пор владеют этими профессиями. Составление семейного древа профессий (профессии родителей, бабушек, дедушек и т.д.)

Профессии будущего (3ч)

Какие профессии пригодятся человечеству в будущем. Беседа: сможете ли вы научиться таким профессиям? Презентация. Рисунок воображаемой фантастической профессии будущего. Просмотр документального фильма «Профессии будущего».

Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей (3ч)

Обсуждение профессий родителей. Интервью. Анкетирование.

Факторы здоровья при выборе профессии (2ч)

Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.

Пути получения профессии (2ч)

Как можно получить желаемую профессию? Где нужно учиться? Просмотр и обсуждение презентации. Составление индивидуального маршрута.

Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры (2ч)


Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Тест.

Творческие профессии (3ч)

Презентация о людях творческих профессий. Обсуждение необходимых профессиональных качеств, умений и навыков. Сообщения обучающихся об известных творческих людях. Экскурсия в Дом творчества Белоглинского района.

Профессии, которые нас окружают (3ч)

Беседа о профессиях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Обсуждение презентации. Экскурсия в школьную библиотеку. Предприятия Белой Глины и района.

Профессии на голубом экране (3ч)

Обсуждение профессий различных киногероев, героев мультфильмов. Просмотр мультфильмов о профессиях. Представление своего любимого героя и его профессии.

Как составить букет (2ч)

Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение».

Реставратор (2ч)

Профессия второго дыхания для старых вещей. Просмотр фильма о профессии. Мини-проект.

Эколог (2ч)

Зачем нужна эта профессия. Экологические проблемы мира. Просмотр фильмов о проблемах экологии. Экологический проект по группам.

Конкурсы и игры. Итоговое занятие (1 час)

Кроссворды по профессиям. Пословицы о труде.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:


Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; 

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность