Файл: Методы психокоррекции конфликтного поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист

контр по конфликтологии на тему: Методы психокоррекции конфликтного поведения 

Содержание



Введение 3

1.Понятие конфликта и управление конфликтом 5

2. Особенности методов психокоррекции конфликтного поведения 10

Заключение 15

Список литературы 16


Введение


Актуальность темы. История человечества с древних времён до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Конфликты в жизни отдельных людей и общества в целом играют значительную, чаще негативную роль, вызывая большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов и др. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния 4, с. 36.

Всё, в конечном счёте, зависит от того, как мы подходим к разрешению конфликта, способны ли мы оказывать управляющее влияние на конфликтную ситуацию.

С целью предотвращения и профилактики конфликтов очень эффективно использовать методы психокоррекции поведения. Люди в конфликтной ситуации, как правило, ведут себя далеко не лучшим образом. Практика психокоррекционной работы показывает, что изменение поведения человека в конфликте возможна 1, с. 42.

Цель данной работы –  рассмотреть методы психокоррекции конфликтного поведения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие конфликта, конфликтного поведения;

  2. Изучить способы управления конфликтом;

  3. Выделить особенности методов психокоррекции конфликтного поведения.

Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
  1. Понятие конфликта и управление конфликтом


Конфликт – это всегда сложный и многогранный феномен. В конфликтах могут задействоваться самые различные стороны: как один индивид, так и социальные группы, национально-этнические общности, государства и их коалиции.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма сходны 5, с. 63.


Понятие конфликт на сегодняшний день не принадлежит к какой-либо определенной области науки. Его широко используют как в психологии, так и в других человековедческих науках, а также в философии, искусствоведении, математике и в военных науках.
Наиболее популярными являются следующие два толкования, которые характеризуют конфликт в общих чертах.

Исследователь детских конфликтов Рояк А. А. дает следующее определение: «Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия». [4, с. 24 ]

В отечественной литературе специалист по конфликтологии, Ю. Г. Запрудский, определяет конфликт как: «Явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Также, существует большое количество классификаций конфликта. Наиболее общая классификация разделяет конфликты по субъектам (сторонам конфликта):

  • Внутриличностные конфликты,

  • Межличностные конфликты,

  • Между личностью и группой,

  • Межгрупповые.

Любой конфликт представляет собой динамическую целостность, в которой присутствуют объективные (внеличностные) элементы (объект, участники и среда конфликта) и личностные элементы (черты характера и тип личности, основные психологические доминанты поведения, манеры, этические ценности и т. п.).

Неотрывно от понятия «конфликт» и конфликтное поведение личности.

Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами.

Конфликтное поведение подразделяется на наступательное и оборонительное и отступательное. [1, с. 48]

Следует отличать тактику и стратегию поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения – ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Она определяет смысл выбранных конфликтующими тактик. Тактикой является уже совокупность характерных приемов и способов, направленных на преодоление проблемы, приведшей к конфликту.



Как правило, конфликты вызывают у личности массу негативных эмоций, которые могут стать серьезной проблемой.

Конфликт – это осознаваемое противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон [3, с. 21].

Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.

Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликтов:

1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению – субъективные причины;

2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности 5, с. 48.

Мы придерживаемся идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей 2, с. 58.

Корректировка собственного поведения и отношение к ситуации связано с такими моментами, как:

  • умение своевременно осознать, что общение стало пред конфликтным, и понять необходимость возвращения к нормальному общению;

  • терпимость к инакомыслию;

  • умение понимать партнера;

  • забота о снижении степени своей агрессивности и тревожности;

  • управления своим психологическим состоянием, нежелание решать проблему, находясь в состоянии возбуждения или переутомления;

  • готовность к решению проблем путем сотрудничества, компромиссов, уступок;

  • избегать столкновений;

  • понимание необходимости отказа от слишком больших ожиданий;

  • проявление заинтересованности в партнере;

  • способность сохранять конструктивные способы взаимодействия с людьми вокруг нас в сложных ситуациях, т.е. конфликтостойкость, сохранение чувства юмора 1, с. 69.

Способы и приемы воздействия на поведение оппонента заключаются в том, чтобы:

  • не требовать от всех вокруг невозможного, учитывать, что способности каждого к различным видам деятельности разные;

  • оценивать психическое состояние партнера в процессе общения и избегать обсуждения острых проблем, если существует повышенная вероятность его агрессивной реакции;

  • знать и использовать законы гносеологии (способы невербального передачу информации с помощью мимики, жестов, позы, движений) для более точного оценки психического состояния партнера;

  • своевременно информировать всех вокруг об ограничении своих интересов;

  • не перебивать оппонента при обсуждении проблемы;

  • заблаговременно информировать партнеров о свои решения, которые касаются их интересов;

  • не расширять сферу противодействия, не увеличивать количества обсуждаемых проблем;

  • не критиковать личностные черты оппонента;

  • не загонять в тупик, не унижать и не оскорблять оппонента, дать ему возможность "сохранить свое лицо"; стремиться приклонить к себе партнера, а для этого чаще улыбаться;

  • использовать конструктивную критику 3, с. 69.


Если общение носит официальный, сугубо деловой характер, то возникновение конфликтов более вероятно, чем тогда, когда собеседники установили психологический контакт. Чем покладистее к вам собеседник, тем вероятнее вы воспринимать его не как постороннюю личность, а как человека, который что-то значит лично для вас, и тем меньше будет вероятность конфликтов. Для установления неформального контакта желательно начать обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопросами личного характера - о здоровье, успехи, семью собеседника. Эти вопросы должны быть не формальными, а искренними. Желательно, чтобы глаза собеседников во время беседы были примерно на одном уровне. Люди, которые общаются, должны либо стоять, либо сидеть 4, с. 65.

Таким образом, конфликтное поведение представляет собой  действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтом нужно управлять.

2. Особенности методов психокоррекции конфликтного поведения



Термин «коррекция» буквально означает исправление.

Под понятием «психокоррекция», по мнению А.А.Осиповой, в нашей стране, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. 

 Психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых практикующим психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека 3, с. 74.

Среди методов психокоррекции конфликтного поведения выделяют следующие: 

  • социально-психологический тренинг;

  • индивидуально-психологическое консультирование;

  • аутогенную тренировку;

  • посредническую деятельность психолога (социального работника);

  • самоанализ конфликтного поведения 3, с. 78.

Рассмотрим их более подробно.

Социально-психологический тренинг (СПТ)

Исследования, проведенные в последнее время отечественными социальными психологами, показывают, что СПТ может быть использован для коррекции поведения личности в конфликте. Применение СПТ предполагает учет ряда принципов:


  • «доверительного общения», заключающегося в создании обстановки доверия, чувства общности во время СПТ;

  • «здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций общения, возникающих в процессе совместной работы участников;

  • «персонификации высказываний», требующей от участников открытого высказывания своего мнения, снятия защитных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию;

  • «активности», реализующейся в вовлеченности всех участников в работу, дискуссию, упражнения, игры и т. д.;

  • «акцентирования языка чувств», предлагающего свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и открытую передачу их тому, кто эти чувства вызвал;

  • «конфиденциальности», которая требует сохранения участниками в тайне информации, полученной от других участников 1, с. 65.

Базовые методы СПТ составляют групповая дискуссия и игровые методы.

Групповая дискуссия как метод СПТ представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью прийти к общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит сопоставление мнений по обсуждаемой проблеме. Ее ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя дискуссии каждый участник тренинга получает возможность увидеть, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций 4, с. 76.

Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры.

В деловой игре больше внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях конфликта. И гораздо меньше внимания — анализу межличностных отношений, причин и мотивов поступков участников конфликтной ситуации. По мнению психологов, основной акцент здесь делается на инструментальный аспект обучения

В ролевой игре предмет изучения составляют закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве всех его сторон: мотивационной, коммуникативной, перцептивной, эмоциональной и интерактивной. Ролевая игра — это групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. Остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была более верной 3, с. 67.