Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
контр по конфликтологии на тему: Методы психокоррекции конфликтного поведения
Содержание
Введение 3
1.Понятие конфликта и управление конфликтом 5
2. Особенности методов психокоррекции конфликтного поведения 10
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Актуальность темы. История человечества с древних времён до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей между собой. Конфликты в жизни отдельных людей и общества в целом играют значительную, чаще негативную роль, вызывая большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов и др. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния 4, с. 36.
Всё, в конечном счёте, зависит от того, как мы подходим к разрешению конфликта, способны ли мы оказывать управляющее влияние на конфликтную ситуацию.
С целью предотвращения и профилактики конфликтов очень эффективно использовать методы психокоррекции поведения. Люди в конфликтной ситуации, как правило, ведут себя далеко не лучшим образом. Практика психокоррекционной работы показывает, что изменение поведения человека в конфликте возможна 1, с. 42.
Цель данной работы – рассмотреть методы психокоррекции конфликтного поведения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
Определить понятие конфликта, конфликтного поведения; -
Изучить способы управления конфликтом; -
Выделить особенности методов психокоррекции конфликтного поведения.
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
-
Понятие конфликта и управление конфликтом
Конфликт – это всегда сложный и многогранный феномен. В конфликтах могут задействоваться самые различные стороны: как один индивид, так и социальные группы, национально-этнические общности, государства и их коалиции.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма сходны 5, с. 63.
Понятие конфликт на сегодняшний день не принадлежит к какой-либо определенной области науки. Его широко используют как в психологии, так и в других человековедческих науках, а также в философии, искусствоведении, математике и в военных науках.
Наиболее популярными являются следующие два толкования, которые характеризуют конфликт в общих чертах.
Исследователь детских конфликтов Рояк А. А. дает следующее определение: «Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия». [4, с. 24 ]
В отечественной литературе специалист по конфликтологии, Ю. Г. Запрудский, определяет конфликт как: «Явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».
Также, существует большое количество классификаций конфликта. Наиболее общая классификация разделяет конфликты по субъектам (сторонам конфликта):
-
Внутриличностные конфликты, -
Межличностные конфликты, -
Между личностью и группой, -
Межгрупповые.
Любой конфликт представляет собой динамическую целостность, в которой присутствуют объективные (внеличностные) элементы (объект, участники и среда конфликта) и личностные элементы (черты характера и тип личности, основные психологические доминанты поведения, манеры, этические ценности и т. п.).
Неотрывно от понятия «конфликт» и конфликтное поведение личности.
Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами.
Конфликтное поведение подразделяется на наступательное и оборонительное и отступательное. [1, с. 48]
Следует отличать тактику и стратегию поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения – ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Она определяет смысл выбранных конфликтующими тактик. Тактикой является уже совокупность характерных приемов и способов, направленных на преодоление проблемы, приведшей к конфликту.
Как правило, конфликты вызывают у личности массу негативных эмоций, которые могут стать серьезной проблемой.
Конфликт – это осознаваемое противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон [3, с. 21].
Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.
Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликтов:
1) конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению – субъективные причины;
2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности 5, с. 48.
Мы придерживаемся идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей 2, с. 58.
Корректировка собственного поведения и отношение к ситуации связано с такими моментами, как:
-
умение своевременно осознать, что общение стало пред конфликтным, и понять необходимость возвращения к нормальному общению; -
терпимость к инакомыслию; -
умение понимать партнера; -
забота о снижении степени своей агрессивности и тревожности; -
управления своим психологическим состоянием, нежелание решать проблему, находясь в состоянии возбуждения или переутомления; -
готовность к решению проблем путем сотрудничества, компромиссов, уступок; -
избегать столкновений; -
понимание необходимости отказа от слишком больших ожиданий; -
проявление заинтересованности в партнере; -
способность сохранять конструктивные способы взаимодействия с людьми вокруг нас в сложных ситуациях, т.е. конфликтостойкость, сохранение чувства юмора 1, с. 69.
Способы и приемы воздействия на поведение оппонента заключаются в том, чтобы:
-
не требовать от всех вокруг невозможного, учитывать, что способности каждого к различным видам деятельности разные; -
оценивать психическое состояние партнера в процессе общения и избегать обсуждения острых проблем, если существует повышенная вероятность его агрессивной реакции; -
знать и использовать законы гносеологии (способы невербального передачу информации с помощью мимики, жестов, позы, движений) для более точного оценки психического состояния партнера; -
своевременно информировать всех вокруг об ограничении своих интересов; -
не перебивать оппонента при обсуждении проблемы; -
заблаговременно информировать партнеров о свои решения, которые касаются их интересов; -
не расширять сферу противодействия, не увеличивать количества обсуждаемых проблем; -
не критиковать личностные черты оппонента; -
не загонять в тупик, не унижать и не оскорблять оппонента, дать ему возможность "сохранить свое лицо"; стремиться приклонить к себе партнера, а для этого чаще улыбаться; -
использовать конструктивную критику 3, с. 69.
Если общение носит официальный, сугубо деловой характер, то возникновение конфликтов более вероятно, чем тогда, когда собеседники установили психологический контакт. Чем покладистее к вам собеседник, тем вероятнее вы воспринимать его не как постороннюю личность, а как человека, который что-то значит лично для вас, и тем меньше будет вероятность конфликтов. Для установления неформального контакта желательно начать обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопросами личного характера - о здоровье, успехи, семью собеседника. Эти вопросы должны быть не формальными, а искренними. Желательно, чтобы глаза собеседников во время беседы были примерно на одном уровне. Люди, которые общаются, должны либо стоять, либо сидеть 4, с. 65.
Таким образом, конфликтное поведение представляет собой действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтом нужно управлять.
2. Особенности методов психокоррекции конфликтного поведения
Термин «коррекция» буквально означает исправление.
Под понятием «психокоррекция», по мнению А.А.Осиповой, в нашей стране, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых практикующим психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека 3, с. 74.
Среди методов психокоррекции конфликтного поведения выделяют следующие:
-
социально-психологический тренинг; -
индивидуально-психологическое консультирование; -
аутогенную тренировку; -
посредническую деятельность психолога (социального работника); -
самоанализ конфликтного поведения 3, с. 78.
Рассмотрим их более подробно.
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Исследования, проведенные в последнее время отечественными социальными психологами, показывают, что СПТ может быть использован для коррекции поведения личности в конфликте. Применение СПТ предполагает учет ряда принципов:
-
«доверительного общения», заключающегося в создании обстановки доверия, чувства общности во время СПТ; -
«здесь и теперь», который состоит в анализе ситуаций общения, возникающих в процессе совместной работы участников; -
«персонификации высказываний», требующей от участников открытого высказывания своего мнения, снятия защитных реакций, готовности принять ответственность за свою позицию; -
«активности», реализующейся в вовлеченности всех участников в работу, дискуссию, упражнения, игры и т. д.; -
«акцентирования языка чувств», предлагающего свободное выражение своих чувств, возникающих в общении, и открытую передачу их тому, кто эти чувства вызвал; -
«конфиденциальности», которая требует сохранения участниками в тайне информации, полученной от других участников 1, с. 65.
Базовые методы СПТ составляют групповая дискуссия и игровые методы.
Групповая дискуссия как метод СПТ представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью прийти к общему мнению по ней. В ходе дискуссии происходит сопоставление мнений по обсуждаемой проблеме. Ее ценность состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя дискуссии каждый участник тренинга получает возможность увидеть, сколь велики индивидуальные различия людей в восприятии и объяснении одних и тех же конфликтных ситуаций 4, с. 76.
Среди игровых методов СПТ наибольшее распространение получили метод деловой игры и метод ролевой игры.
В деловой игре больше внимание уделяется отработке взаимодействия участников игры в ситуациях конфликта. И гораздо меньше внимания — анализу межличностных отношений, причин и мотивов поступков участников конфликтной ситуации. По мнению психологов, основной акцент здесь делается на инструментальный аспект обучения
В ролевой игре предмет изучения составляют закономерности межличностного общения, понимаемого в единстве всех его сторон: мотивационной, коммуникативной, перцептивной, эмоциональной и интерактивной. Ролевая игра — это групповая дискуссия, но «в лицах», где каждому из участвующих предлагается исполнить роль в соответствии с его представлениями о характере поведения участника конфликта, а также ситуации, которую предлагается разыграть по ролям. Остальные участники тренинга выступают в качестве зрителей-экспертов, которым предстоит обсудить, чья линия поведения была более верной 3, с. 67.