Файл: Методика развития выносливости на примере бегунов на средние дистанции.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако, на различных этапах и в разные периоды подготовки спортсменов соотношение методов и их удельный вес изменяются в зависимости от направленности тренировочного процесса. Установлено, что выбор методов всегда подчиняется решению одной из главных задач спортивной тренировки - достижению высокого уровня развития специальной выносливости.
Результаты научных исследований и практический опыт по воспитанию специальной выносливости у лучших спортсменов служат основанием для определенного изменения соотношения различных тренировочных средств в сторону повышения удельного веса упражнений на длинных отрезках.
Таким образом, в постановке и изучении проблемы воспитания специальной выносливости имеет место несколько аспектов. Например, сущность одного из них, а именно: педагогического подхода - заключается в изучении суммарной оценки самых различных педагогических факторов (объема и интенсивности нагрузки, распределения ее в макро - и микроциклах, соотношения различных режимов работы и др.), которые способствуют эффективному повышению уровня развития специальной выносливости. Суть же, например, медико-биологического аспекта состоит в попытке вскрыть механизмы и закономерности. Обусловливающие степень роста специальной выносливости, а также определить влияние такого рода спортивной деятельности на состояние здоровья и организм спортсмена.
В настоящее время наиболее разработана методика воспитания специальной выносливости в циклических видах спорта; в беге, плавании, лыжных и велосипедных гонках, конькобежном спорте - там, где это качество (при прочих равных условиях) является для спортсмена самым главным.
Используемая литература
Абдулова А.М., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана
С.Б., Болотников П.Г. “Книга легкоатлета”.М., “Физкультура и спорт”, 2001г.
Бойко А.Ф. “Основы лёгкой атлетики”. М., “Физкультура и спорт”, 2003г.
Вайцеховский С.М. “Книга тренера”. М., “Физкультура и спорт”, 2005г.
Валик Б.В. “Тренерам юных легкоатлетов”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
Выдрин В.М. Спорт в современном обществе – М.:., “Физкультура и спорт” 2003г.
Дедковский С.М. Скорость или выносливость – М.: “Физкультура и спорт”, 2006.
Егер К., Оельшлегель Г. “Юным спортсменам о тренировке”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. “Методика обучения видам лёгкой атлетике”. Донецк, ДонГУ, 2006г.
Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2002г.
Ломан В. “Бег, прыжки, метания”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
Макаров А. “Бег на средние и длинные дистанции”.М., “Физкультура и спорт”, 2006г.
Матвеев Л.П., Новиков А.Д. “Теория и методика физического воспитания”.М., “Физкультура и спорт”, 2006г.
Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. “Лёгкая атлетика”.М., “Физкультура и спорт”, 1999г.
Полунин А.И. Школа бега – М.: Советский спорт, 2003г.
Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимиии). ФиС, 1970.
Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания – М.: “Физкультура и спорт”, 2005г.
Харре Д. “Учение о тренировке”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
Хоменкова Л.С. “Учебник тренера по лёгкой атлетике”.М., “Физкультура и спорт”, 2004г.
19. Шенкман С.М. Наш друг – бег – М.: “Физкультура и спорт”, 2006г.
20. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте – М.: “Физкультура и спорт”, 1999.
Приложение 1.
Пример:
Показатель “запаса скорости” – это разность между средним временем преодоления короткого отрезка за всю дистанцию и лучшим результатом на этом отрезке. Например: спортсмен пробежал 800м за 2.10.0. значит среднее время пробегания 100м отрезка равно 2.10: 8=16.25сек. Если 100м он пробежал за 12.5сек, то запас скорости равен: 16.25сек – 12.5сек=3.75сек.
Индекс выносливости – для его определения лучшее время на коротком отрезке умножают на число отрезков.
результат в беге на 800м – 2.10.0.
лучший результат на отрезке 100м – 12.5
индекс выносливости 2.10.0. –(12.5Х8) =2.10.0. –1.40.0. =30.0сек
Приложение 2.
Таблица 1
Изменение с возрастом продолжительности бега с различной интенсивностью у мальчиков, подростков и юношей 8-16 лет (по А.Н. Макарову)
Возраст, лет | Интенсивность бега на 30м (в% от максимальной) | |||||
60% | 70% | 90% | ||||
Время, сек. | Разница по годам | Время, сек. | Разница по годам | Время, сек. | Разница по годам | |
8 9 10 11 12 13 14 15 16 | 49,5 51,2 57,9 74,8 76,0 83,6 92,2 93,7 167,3 | +1,7 +6,7 +16,9 +1,2 +7,6 +8,6 +1,5 +73,6 +14,1 | 37,1 38,3 56,3 65,3 68,4 81,3 89,8 91,8 129,2 | +1,2 +18,0 +9,0 +3,1 +12,9 +8,5 +2,0 +37,4 +10,2 | 31,3 32,3 44,6 44,8 45,0 58,2 64,6 72,8 85,9 | +1,0 +12,3 +0,2 +0,2 +13,2 +6,4 +8,2 +13,1 +16,3 |