Файл: В. Я. Кикотя рязанский филиал Кафедра государственных и гражданскоправовых дисциплин теория государства и права курсовая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо суверенитета и других названных выше признаков государств обладает также рядом других признаков.

В их числе, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие, как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

3.Социальное назначение государства


Государство как социальное явление существует уже многие тысячилетия. За это всемя оно зарекомендовало себя с положительной стороны, как эффективное средство организации жизни людей. Социальное назначение государства состоит в следующем:

  1. решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории.

Люди не зависимо от своих интересов, в основном отличных от интересов других людей, хотят, чтоб их жизнь была стабильной, комфортной и безопасной. Государство в силу своих функций и полномочий должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимальные усилия для их реализации. Другими словами, задача государства состоит в том, что оно обязано сохранить существующий порядок, а также организовать контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества и государства в целом (судопроизводство, оборона, продуктовая независимость, здравоохраниение, использование природных ресурсов и другие).

Так, если в первобытном, древнем государстве к таким функциям относились борьба с эпидемиями, оборона страны и захват чужой территории, то в редние века в состав функциональных обязанностей прибавлается еще и строительство культовых сооружений, логистической инфраструктуры. С развитием государства появляются первые почты, зарождается благотворительная деятельсть обеспеченных граждан к более нисшим слоям.

В современном, постиндустриальном, информационном обществе, управленеская роль усиливается, и в сферу заинтересованности входят: информационное обслуживание, связь, организация транспортного сообщения и логистическая схема, развитие космонавтики, социальной защиты, развитие и поддержка культуры, науки, образования, охрана окружающей среды и т.д.

Пожалуй, в развитых и развивающихся странах, государство в большей мере выражает интересы всего общества, а не отдельного слоя, класса, или группы.


  1. государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.)

Политическая элита переходит в стадию где она является примерителем социальных конфликтов: она (элита) ищет возможности компромиссов, сохраняя основы социальной системы в ее первозданном виде, отодвигая опасность «лобового» столкновения социальных групп.

Посреднечестская деятельность не является нейтральной, она направлена на защиту интересов верхних, господствующих слоев общества. Но не все так просто, под давлением массовых волнений и негодований, правящая элита, однако, вынуждена заставить себя пойти на компромисс, уступки, уменьшая свои социальные аппетиты, вследствии чего они могут обвенить ее в «предательстве»

На государственную власть, возлагается функция (обязанность) урегулирования внешних конфликтов. Для этих целей требуется организация обороны государства в лице вооруженных сил (министерства обороны) и осуществление дипломатических отношений, в лице министерства иностранных дел.

Так же элита не должна забывать о внутренней жизни общества и добиваться победы любой ценой, в противном случае ее ждет свержение «снизу» из народных масс, как это было, на пример с Николаем II. Но идти на уступки другим государствам тоже нельзя, ибо это тоже может стать причиной потери уважения, престижа и влияния на внешней арене, что послужит в качестве «предательстве национальных интересов»12

  1. государство применяет легализованное и легитимное насилие.

Легализованность имеет значение, что соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражатся в установлении уголовного наказания, имущественных, административных и других санкций. Имеет право на разгон незаконных демонтраций и пикетов, запрещать политические партии и оъединения. Нормативно - правовые акты выступаю гарантом, легализации мер принуждения.

Легитимностьнасилия – социологическая категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прапорционально зависит и от легитимности власти, выраженной в признании законности власти и соответственно элиты общества, которая стоит у власти. Соответственно власть, которая находит поддержку у народа, резюмируется, что население доверяет ей и применение мер не только управления, но и принуждения.

Легализованное, легитимное насилие, осуществляется, таким образом, что происходит обращение от имени всего общества не зависимо от слоя, класса или группы, к тем лицам, которые нарушают установленные законодательством нормы поведения.



Легитимность принуждения со стороны государства может быть подтверждена данными общественного мнения, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных выборов, референдумов, репрезентативных опросов.

Для политической элиты принципиально важно установить, соотвтествеет ли государственное принуждение интересам общества, или же нет. В мнение вкелючается не только мнение большинства, но и мнение меньшинства тоже играет важную роль. Следует заметить, что оценка легитимности государственного принуждения, требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку возможны различного рода вбросы и недороботки государственного аппарата в виде профессиональной подтасовки, для получения необходимого результата.

Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

  • консервативная,

  • либеральная,

  • социал-демократическая;

  • коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке - по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция ставит перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

Социал-демократическая модель социального государства предназначена для того, чтобы уничтожить нищету, стимулировать экономический рост каждого индивида, развить социальную интеграцию и поощрить альтруизм в обществе.


Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство – главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Заключение


Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, возникло довольно давно.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Таким образом, государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью.

Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способна делать свои веления обязательными для всей страны.

Я считаю, что более точной формулировкой государства будет следующая, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Данное определение отражает общее понятие государства, больше подходит к современному государству.

Понятие государства, его характеристика конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации . 2009. № 4. Ст. 445.

  1. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 2013.

  2. Алесеев С.С. Собрание сочинений. В 10т. [+справочный том]. Том 8: Учебники и учебные пособия. М. – 2010.

  3. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2014.

  4. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2012;

  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2013.

  6. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с

  7. Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 2014.

  8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2013.

  9. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2013.

  10. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М.: Норма, 2015.

  11. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2012.

  12. Поляков А.В. Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. СПб. 2014. 

  13. Проблемы общей теории права и государства // Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014.

  14. Теория государства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.: Право и закон.- 2015.

  15. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 2013.

  16. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2014.

  17. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 272 с.

  18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 - 624 с.

  19. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с.

  20. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.

  21. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.

1 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2014. – с.11


2 Алесеев С.С. Собрание сочинений. В 10т. [+справочный том]. Том 8: Учебники и учебные пособия. Москва, 2010. – с.114