Файл: В. Я. Кикотя рязанский филиал Кафедра государственных и гражданскоправовых дисциплин теория государства и права курсовая.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ -
Рязанский филиал -
Кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин -
-
-
-
-
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА -
Курсовая работа -
ГОСУДАРСТВО: общая характеристика -
-
-
-
-
-
-
Подготовил: -
Научный руководитель: -
Дата защиты ________________ -
Оценка _____________________ -
-
-
-
-
Содержание
Введение 1
1.Понятие и сущность государства 3
2.Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества 10
3.Социальное назначение государства 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение
В современных научных кругах, особенное, бурное обсуждение вызывает тема: «Понятия, признаки и сущность государства».
Вопросы, связанные с данной темой, постоянно находятся в поле зрения исследователей со времен возникновения первых государств и по настоящее время. Историки, философии, юристы в разных частях земного шара, великое множество раз обращались к данному, очень сложному и наиболее важному вопросу и до настоящего времени, ответы на данный вопрос далеки от полноценного. Что такое государство? Каковы его признаки и назначение государства?
Актуальность темы обоснована необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, включающая в себя законотворчество и правоприменение, территорию, население, армию и правоохранительные органы, свой государственный язык, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства.
Объектом исследования данной работы, является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличные от других образований.
Целью исследования, является рассмотрение понятия и признаков государства, как особой формы организации общества.
Задачи, поставленные мной до начала работы выстроены следующим образом:
– рассмотреть понятие государства с различных подходов;
– выявить наиболее характерные признаки данного понятия;
– выявить признаки, отличающие государство от иных организаций общества.
Данная тема актуальна, а значит и огромное количество «великих» умов работают над данной темой. В юридической и научной литературе, данная тема имеет широкую освещенность. Так в процессе разработки данной темы, мной в качество основных теоретических материалов были использованы работы таких авторов, как: М.Н.Марченко, Л.А.Комаровский, А.И.Демидов, А.М.Скоков и другие.
Методология. Методологической основой моей курсовой работы является совокупность методов: общенаучные (анализ, и т.д.), специальные и частнонаучные.
Без глубокого понимания природы и сущности государства, его форм, функций, механизма невозможно правильное и квалифицированное управление им. В истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, на основе проб и ошибок. Отрицание и нарушение объективных законов развития общества и государства приводило нередко к весьма плачевным результатам, как показывает пример с СССР, который существовал за счет жестокой идеологии, тоталитарного режима. Когда, М.С.Горбачёв попытался привнести демократические принципы, советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня.
1.Понятие и сущность государства
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и его роли в обществе, с давних пор относятся к основным дискуссионным вопросам в юридической науке. Данное явление объясняется тем:
Во-первых, данные вопросы непосредственно затрагивают интересы различных классов, слоев, включая политические партии и движения.
Во-вторых, государство является монополистом в количестве выполняемых задач и функций, и не одна организация не может конкурировать в данной сфере влияния.
В-третьих, государство представляет собой сложное, внутреннее общественно-политическое явление.
Сущность государства как общественного явления, являет собой, многогранный монолит (стержень), состоящий из множества взаимосвязанных внешних и внутренних сторон, предающие ему качественную определенность универсальной управляющей системы.
Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Одной из наиболее важных черт государства
, является то, что оно не зависимо от своей разновидности, всегда представляет себя как единая организация политической власти, которая исполняет свои обязанности по управлению обществом. В практическом и научном смысле, власть – это управление. Государственная власть представляет собой – особый вид управления, характеризующийся тем, что совместно с огромными организационными возможностями, обладает еще и правом насильственного принуждения, т.е. монополию на применение силы, для защиты законных интересов и для исполнения государственных решений (велений).
Рождённое обществом, его противоречиями, само государство, его деятельность и социальная роль неизбежно становятся противоречивыми. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно , служит его интересам.
По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее заметно проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.1
Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой–то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство – это основной орган политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.
Развитие государства представляет собой сложный диалетико-логический процесс. Он характерезуется огромным количеством противоречий, в развитии государства, начинают преобладать прогрессивные тенденции развития государства.
В следствии многих объективных и судбъективных причин, государство в процессе своего развития, становится приемущественно организованной силы общества, выражая интересы личности и охраняет общие интересы членов.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».2
В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий,учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.
Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.
Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д.3
Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».4
Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
Не согласны с приведенным понятием сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.5
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью. То есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».