ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.08.2021
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
Ф КГМУ 4/3-03/01
ПП КГМУ 4/01
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гистологии
СИЛЛАБУС
По дисциплине Gist-2 3206 Гистология-2
Для специальности: 051301 - Общая медицина
Объем учебных часов: 108 часов
Курс 3
Семестр: 5, 6
Караганда 2012
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-2» по специальности 051301 – «Общая медицина»
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
03.09. 2012 г. Протокол № 4
Заведующий кафедрой______________ Есимова Р.Ж.
-
Общие сведения о кафедре и преподавателях
Кафедра гистологии
-
Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 21 год. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
-
Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 43 года. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.
-
Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 43 года. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
-
Доцент кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна кандидат медицинских наук, доцент КГМУ, стаж педагогической работы - 6 лет. Научные интересы: морфология мукозальной системы. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.
-
и.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 20 лет. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
-
Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 10 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Ведение занятий на казахском и русском языках.
-
Преподаватель кафедры: Алдабергенова Шаттык Тасболатовна стаж педагогической работы- 2 года. Ведение занятий на казахском языке.
Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.
Политика дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.
Введение
Интегрированная программа ставит своей целью обеспечение достижения конечных результатов обучения пропедевтики внутренних болезней с особенностями детского возраста на основе ее совместного изучения с фундаментальными дисциплинами.
Программа по гистологии отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности тканей и органов организма человека в норме и при патологии.
Цель дисциплины: Формирование у студентов современных знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности человека и возможности целенаправленного воздействия на них. Дать знания гистологии органов у взрослых и детей различного возраста.
Задачи обучения:
Знания: Идентифицировать гистофункциональные особенности тканевых компонентов в составе органов, их участием в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.), а также закономерности эмрионального развития тканей и органов всех систем организма.
Понимание: Объяснять дифференцировку клеток тканей органов и интерпретацию их структур в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма и необходимость применения современных методов исследования в морфологии.
Использование знаний и понимания на практике: Владеть терминами и основными понятиями в гистологии; оценивать гистофункциональные особенности тканей на основе данных микроскопии и гистохимии; использовать знания в решении ситуационно-клинических задач.
Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:
Определять структуры клеток и тканей органов при микроскопировании, оценивать их изменения в связи с адаптационными реакциями организма, анализировать полученные знания с целью профилактики заболеваний.
Передача собственного понимания и умений: Демонстрировать собственные знания при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач, формулировать собственные выводы, представляя информацию в виде рефератов, проектов и презентации.
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение:
Применять вышеперечисленное обучение для самостоятельного изучения изменений структурной организации тканей в различных органах при патологии.
Конечные результаты:
Дескрипторы |
Конечные результаты обучения |
Компетенции |
|
А |
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области |
Определять цель и значение гистологии для изучения патологии органов. |
1, 3 |
Идентифицировать компоненты структурной организации клеточных и неклеточных структур тканей органов. |
1, 3 |
||
Связывать гистофункциональные особенности тканевых компонентов органов и их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.). |
1, 3, 4 |
||
Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей органов. |
1, 3, 4 |
||
Дифференцировать клеточные и неклеточные структуры тканей органов на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях. |
1, 3, 4 |
||
Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей органов. |
1, 3, 4 |
||
Интерпретировать и объясняет изменения структуры клеток и тканей органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. |
1, 3, 4 |
||
Объяснять сущность и принцип современных методов исследования в морфологии органов. |
1, 3, 4 |
||
В |
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне |
Оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов органов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии. |
1,2,3,4,6 |
Определять основные закономерности регенерации тканей органов для достижения приспособительного результата. |
1, 2, 3, 4 |
||
Соотносить возрастные изменения клеток и тканей органов. |
2, 3, 5 |
||
Решать ситуационные/клинические задачи по гистологии органов. |
1,2,3,4,5 |
||
Использовать на практике зарисовку гистологических препаратов органов и составление протокола его описания. |
1, 3, 6 |
||
С |
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области |
Выносить суждения при идентифицировании клеточных и неклеточных структур органов на микроскопическом уровне. |
1,2,3,4 |
Оценивать изменения в структуре клеток и тканей органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. |
1,2,3,4 |
||
Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей органов. |
1,3,4,7 |
||
D |
Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений |
Оценивать значимость информации по закономерностям структурной организации клеток и гистофизиологии тканей органов в норме и использует их на практических занятиях. |
1,2,3,4 |
Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гистофизиологией тканей органов в норме и профилактикой нарушений в организме и отражает их в презентациях. |
1,2,3,4 |
||
Демонстрировать студентам/ преподавателям/экзаменаторам собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач по органам. |
1,2,3,4,5 |
||
Формулировать собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей органов в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах. |
1,2,3,4,6 |
||
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам |
|||
Уметь подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой. |
1, 3, 4, 6 |
||
Оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представлятьь информацию на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях |
1,3, 4, 6 |
||
Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. |
2,3,4,6 |
||
E |
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение |
Внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни |
3 |
* Перечень компетенций: 1. Знания биомедицинских наук 2. Коммуникативные навыки 3. Навык постоянного самосовершенствования 4. Навыки научных исследований 5. Навык работы в команде 6. Профессионализм 7. Клинические навыки
Пререквизиты: анатомия-1, гистология-1
Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни
Краткое содержание дисциплины
История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение
Краткое содержание дисциплины
.Общая морфо-функциональная характеристика нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной пищеварительной и мочеполовой систем. Кожа и её производные, опорно-двигательный аппарат
Тематический план лекции:
№ |
Наименование темы |
Форма проведения |
Часы |
Компетентность |
1. |
Общая морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы. Методы исследования дыхательной системы (интегр). |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
2. |
Гистология респираторного отдела легких. Особенности у детей. Газообмен в легких и транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. (интегр) |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
3. |
Дыхательная функция кожи. Гистология кожи. |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
4 |
Структурно-функциональные особенности миокарда |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
5 |
Структурно-функциональная характеристика миокарда. Особенности у детей. |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
6 |
Строение артерий. Особенности у детей. |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
7 |
Вены: строение стенок и тканевой состав вен. Микроциркуляторное русло. |
Проблемная |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
8 |
Мужская половая система. Возрастные особенности |
Проблемная |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
9 |
Женская половая система. Овариально-менструальный цикл. Возрастные особенности |
Проблемная |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
10 |
Гистофизиология мочевыделительной системы. Взрослые |
Проблемная |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
11 |
Гистофизиология мочевыделительной системы. Дети |
Проблемная |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
12 |
Морфология и физиология спинного мозга (интегр). Спинной мозг. Нервная система. Гистология спинного мозга |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
13 |
Гистология головного мозга. (Гистология ствола мозга. Мозжечок. Гистология коры больших полушарий головного мозга) |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
14 |
Общая морфофункциональная характеристика эндокринной системы. Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной системы, эпифиз, щитовидная и паращитовидная железы |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
15 |
Гистофизиология надпочечников и эндокринной части поджелудочной железы |
Проблемная |
1 |
Знания биомедицинских наук. |
16 |
Морфология пищевода и желудка (интегр.). Гистофизиология слизистой оболочки пищевода и желудка. Особенности строения у детей |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
17 |
Морфология кишечника (интегр.). Морфофункциональная характеристика тонкого и толстого кишечника |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
18 |
Морфология поджелудочной железы (интегр.). Морфофункциональная характеристика поджелудочной железы. Возрастные особенности |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
19 |
Морфология печени (интегр.). Морфофункциональ-ная характеристика печени. Возрастные особенности |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
20 |
Гистофизиология клеточного пищеварения (интегр.). Гистофизиология процессов клеточного пищеварения (пристеночного). Роль печени в пищеварении |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
21 |
Кроветворение (интегр.) |
Лекция-симпозиум |
1 |
Знание биомедицинских наук. |
|
|
|
21 |
|