ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.08.2021

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф КГМУ 4/3-03/01

ПП КГМУ 4/01



КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гистологии



СИЛЛАБУС



По дисциплине Gist-2 3206 Гистология-2

Для специальности: 051301 - Общая медицина


Объем учебных часов: 108 часов

Курс 3

Семестр: 5, 6






Караганда 2012


Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-2» по специальности 051301 – «Общая медицина»



Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

03.09. 2012 г. Протокол № 4



Заведующий кафедрой______________ Есимова Р.Ж.

  1. Общие сведения о кафедре и преподавателях

Кафедра гистологии

    • Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 21 год. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

    • Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 43 года. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.

    • Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 43 года. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

    • Доцент кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна кандидат медицинских наук, доцент КГМУ, стаж педагогической работы - 6 лет. Научные интересы: морфология мукозальной системы. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.

    • и.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 20 лет. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

    • Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 10 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Ведение занятий на казахском и русском языках.

    • Преподаватель кафедры: Алдабергенова Шаттык Тасболатовна стаж педагогической работы- 2 года. Ведение занятий на казахском языке.



    Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.


    Политика дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.

    Введение

    Интегрированная программа ставит своей целью обеспечение достижения конечных результатов обучения пропедевтики внутренних болезней с особенностями детского возраста на основе ее совместного изучения с фундаментальными дисциплинами.

    Программа по гистологии отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности тканей и органов организма человека в норме и при патологии.


    Цель дисциплины: Формирование у студентов современных знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности человека и возможности целенаправленного воздействия на них. Дать знания гистологии органов у взрослых и детей различного возраста.


    Задачи обучения:

    Знания: Идентифицировать гистофункциональные особенности тканевых компонентов в составе органов, их участием в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.), а также закономерности эмрионального развития тканей и органов всех систем организма.

    Понимание: Объяснять дифференцировку клеток тканей органов и интерпретацию их структур в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма и необходимость применения современных методов исследования в морфологии.

    Использование знаний и понимания на практике: Владеть терминами и основными понятиями в гистологии; оценивать гистофункциональные особенности тканей на основе данных микроскопии и гистохимии; использовать знания в решении ситуационно-клинических задач.


    Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:

    Определять структуры клеток и тканей органов при микроскопировании, оценивать их изменения в связи с адаптационными реакциями организма, анализировать полученные знания с целью профилактики заболеваний.

    Передача собственного понимания и умений: Демонстрировать собственные знания при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач, формулировать собственные выводы, представляя информацию в виде рефератов, проектов и презентации.

    Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение:

    Применять вышеперечисленное обучение для самостоятельного изучения изменений структурной организации тканей в различных органах при патологии.


    Конечные результаты:


    Дескрипторы

    Конечные результаты обучения

    Компетенции











    А







    Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области

    Определять цель и значение гистологии для изучения патологии органов.

    1, 3

    Идентифицировать компоненты структурной организации клеточных и неклеточных структур тканей органов.

    1, 3

    Связывать гистофункциональные особенности тканевых компонентов органов и их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.).

    1, 3, 4

    Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей органов.

    1, 3, 4

    Дифференцировать клеточные и неклеточные структуры тканей органов на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.

    1, 3, 4

    Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей органов.

    1, 3, 4

    Интерпретировать и объясняет изменения структуры клеток и тканей органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.

    1, 3, 4

    Объяснять сущность и принцип современных методов исследования в морфологии органов.

    1, 3, 4








    В





    Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне

    Оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов органов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии.

    1,2,3,4,6

    Определять основные закономерности регенерации тканей органов для достижения приспособительного результата.

    1, 2, 3, 4

    Соотносить возрастные изменения клеток и тканей органов.

    2, 3, 5

    Решать ситуационные/клинические задачи по гистологии органов.

    1,2,3,4,5

    Использовать на практике зарисовку гистологических препаратов органов и составление протокола его описания.

    1, 3, 6





    С




    Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области

    Выносить суждения при идентифицировании клеточных и неклеточных структур органов на микроскопическом уровне.

    1,2,3,4

    Оценивать изменения в структуре клеток и тканей органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.

    1,2,3,4

    Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей органов.

    1,3,4,7
















    D





    Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений

    Оценивать значимость информации по закономерностям структурной организации клеток и гистофизиологии тканей органов в норме и использует их на практических занятиях.

    1,2,3,4

    Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гистофизиологией тканей органов в норме и профилактикой нарушений в организме и отражает их в презентациях.

    1,2,3,4

    Демонстрировать студентам/ преподавателям/экзаменаторам собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач по органам.

    1,2,3,4,5

    Формулировать собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей органов в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах.

    1,2,3,4,6

    Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам

    Уметь подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой.

    1, 3, 4, 6

    Оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представлятьь информацию на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях

    1,3, 4, 6

    Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.

    2,3,4,6

    E

    Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение

    Внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни

    3



    * Перечень компетенций: 1. Знания биомедицинских наук 2. Коммуникативные навыки 3. Навык постоянного самосовершенствования 4. Навыки научных исследований 5. Навык работы в команде 6. Профессионализм 7. Клинические навыки



    Пререквизиты: анатомия-1, гистология-1

    Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни

    Краткое содержание дисциплины

    История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение


    Краткое содержание дисциплины

    .Общая морфо-функциональная характеристика нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной пищеварительной и мочеполовой систем. Кожа и её производные, опорно-двигательный аппарат


    Тематический план лекции:

    Наименование темы

    Форма проведения

    Часы

    Компетентность

    1.

    Общая морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы. Методы исследования дыхательной системы (интегр).

    Лекция-симпозиум

    1

    Знания биомедицинских наук.

    2.

    Гистология респираторного отдела легких. Особенности у детей. Газообмен в легких и транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. (интегр)

    Лекция-симпозиум

    1

    Знания биомедицинских наук.

    3.

    Дыхательная функция кожи. Гистология кожи.

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    4

    Структурно-функциональные особенности миокарда

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    5

    Структурно-функциональная характеристика миокарда. Особенности у детей.

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    6

    Строение артерий. Особенности у детей.

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    7

    Вены: строение стенок и тканевой состав вен. Микроциркуляторное русло.

    Проблемная

    1

    Знание биомедицинских наук.


    8

    Мужская половая система. Возрастные особенности

    Проблемная

    1

    Знание биомедицинских наук.


    9

    Женская половая система. Овариально-менструальный цикл. Возрастные особенности

    Проблемная

    1

    Знание биомедицинских наук.


    10

    Гистофизиология мочевыделительной системы. Взрослые

    Проблемная

    1

    Знание биомедицинских наук.


    11

    Гистофизиология мочевыделительной системы. Дети

    Проблемная

    1

    Знание биомедицинских наук.


    12

    Морфология и физиология спинного мозга (интегр). Спинной мозг. Нервная система. Гистология спинного мозга

    Лекция-симпозиум

    1

    Знания биомедицинских наук.

    13

    Гистология головного мозга. (Гистология ствола мозга. Мозжечок. Гистология коры больших полушарий головного мозга)

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    14

    Общая морфофункциональная характеристика эндокринной системы. Гистофизиология гипоталамо-гипофизарной системы, эпифиз, щитовидная и паращитовидная железы

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    15

    Гистофизиология надпочечников и эндокринной части поджелудочной железы

    Проблемная

    1

    Знания биомедицинских наук.

    16

    Морфология пищевода и желудка (интегр.). Гистофизиология слизистой оболочки пищевода и желудка. Особенности строения у детей

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.


    17

    Морфология кишечника (интегр.). Морфофункциональная характеристика тонкого и толстого кишечника

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.


    18

    Морфология поджелудочной железы (интегр.). Морфофункциональная характеристика поджелудочной железы. Возрастные особенности

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.


    19

    Морфология печени (интегр.). Морфофункциональ-ная характеристика печени. Возрастные особенности

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.


    20

    Гистофизиология клеточного пищеварения (интегр.). Гистофизиология процессов клеточного пищеварения (пристеночного). Роль печени в пищеварении

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.


    21

    Кроветворение (интегр.)

    Лекция-симпозиум

    1

    Знание биомедицинских наук.




    21