Файл: Стратификационный потенциал социальных сетей в российском обществе. Как социальные сети влияют на уровень социального неравенства в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Департамент социологии
Дисциплина «Социальные сети в современном обществе»
ЭССЕ
«Стратификационный потенциал социальных сетей в российском обществе. Как социальные сети влияют на уровень социального неравенства в России?»
Выполнила:
Студентка группы «СОЦ20-4»
Кретова Кристина Васильевна
Проверила:
Преподаватель:
к.с.н., доцент
Брушкова Людмила Алексеевна
Москва, 2022
Введение:
Проблема социального неравенства в эпоху Интернета является оной из ключевых тем современной социологии и имеет наиболее долгую историю исследований внутри отраслевой дисциплины. Тем не менее в условиях динамичных общественных изменений начала 21 в. ряд фундаментальных вопросов в рамках этой темы, касающихся социальных эффектов распространения и использования Интернета остается открытым. Открытой научной проблемой становится и дискуссия о социальных структурах, которые формируются непосредственно в виртуальном пространстве современного Интернета и характеризуют отношения между пользователями различных сервисов в сети Интернет и между участниками онлайн-сообществ.
Основная часть:
Исследуя интернет пространство стоит отметить самые популярные сервисы по посещению и использованию. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного наиболее популярным социальным сетям и мессенджерам среди россиян. В топ-5 наиболее популярных социальных сетей и мессенджеров среди россиян на сегодняшний день входят WhatsApp (87%), YouTube (75%), «ВКонтакте» (62%), Telegram (55%) и «Одноклассники» (42%).
Тем не менее не столько популярность и массовый характер этих веб-сервисов имеют определяющее значение для выбора объекта исследования, сколько сама технология и сетевая инфраструктура этих платформ. Онлайн социальные сети (или сайты социальных сетей) — это вебсервисы, в которых пользователи:
-
имеют уникальные и идентифицируемые профили, содержание которых заполняется самим пользователем, другими пользователями или данными системы, -
могут публично артикулировать свои социальные контакты (список «друзей»), -
могут потреблять, производить или взаимодействовать с потоками контента, производимого другими пользователями сайта.
В своей работе «Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества» А.В. Коротков пишет, что общество постиндустриальной эпохи равно как общество индустриальное, неоднородно и продолжает ранжировать индивидов по вертикальной оси, разделять их на бедных и богатых. Если раньше центральными критериями неравенства были богатство, власть и престиж, то сегодня мы можем говорить еще и об ином аспекте в разрезе социально-информационной доктрины современного социума. Сегодня статус человека определятся не только классическими критериями Сорокина, а еще возможностью и необходимой компетентностью для пользования виртуальными социальными сетями. Также к этим критериям А.В. Коротков относит наличие или отсутствие ресурсов для приобретения современных средств коммуникации – А.В. Коротков прибегает к такому критерию стратификации как
богатство. В его работе прослеживается мысль о том, что современное общество делится на тех, кто владеет техническими возможностями и необходимым интеллектуальным потенциалом для пользования виртуальными социальными сетями и, соответственно, тех, кто ими не владеет.
В этой связи выделяют три критерия цифрового неравенства:
• Структурные навыки (способность понимать онлайн контент)
• Инструментальные навыки (умение использовать виртуальные социальные сети)
• Стратегические навыки (способность понимать актуальность технологии).
Последствия цифрового неравенства:
Образование.
Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой:
-
Низкую успеваемость. У семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении.
Низкую конкуренцию. Студенты с доступом к интернету чаще поступают в колледжи и университеты. -
Низкое удобство обучения. Обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения. -
Разные трудозатраты на обучение. Учащиеся в бедных регионах (например, в школах, где не хватает финансирования) сталкиваются с бо́льшим количеством проблем и должны тратить больше часов для достижения целей обучения.
Трудоустройство.
Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в интернете. В России 30% граждан ищут работу через интернет, в США — до 69%. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.
Наличие навыков «компьютерной грамотности» также влияет на шансы найти работу, гласит исследование Хьюстонского университета 2021 года. Если люди умеют делать базовые вещи: открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Excel-таблицами, они с большей вероятностью будут лучше зарабатывать, даже если их должность не связана с этими навыками напрямую.
Гендерное неравенство.
В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ.
Исследования по теме.
Басова Елена Александровна «ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Основу цифрового неравенства (его первый уровень) составляет доступность цифровых технологий, характеризуемая величиной пользовательской сети и объемом предоставляемых телекоммуникационных услуг. Согласно статистическим данным, общий объем телекоммуникационных услуг на душу населения в России с 2010 по 2018 год в номинальной оценке увеличился на 36%. Однако вклад валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в ВВП РФ остается незначительным. Начиная с 2013 по 2019 год прирост по данному индикатору в России составлял в среднем около 3% в год. Для сравнения: в Эстонии и Венгрии вклад ИКТ в ВВП страны в 2019 году достиг 6,1%, в Финляндии и Чехии – 5,9%12.
Информационные технологии для развития территорий В рейтинге регионов РФ по величине телекоммуникационных услуг лидируют крупные федеральные центры и ряд субъектов Уральского и Дальневосточного федеральных округов (Рисунок 1).
Рисунок 1
За исследуемый период почти в 1,2 раза увеличилось значение показателя «Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения». В числе лидеров по величине данного индикатора отмечены города федерального значения, в то время как наименьшие значения зафиксированы в Республике Крым и г. Севастополе (Рисунок 2).
Рисунок 2
В целом число подключенных абонентов в России за рассматриваемый девятилетний период увеличилось почти на 18%. В то же время в Вологодской области отмечен невысокий прирост по количеству подключенных устройств с 2010 года – около 7%. Отрицательная динамика числа абонентских устройств мобильной связи зафиксирована в республиках Тыва и Адыгея, Ивановской, Костромской и Астраханской областях и ряде других субъектов. Следует учитывать, что важными факторами относительно обеспеченности мобильными телефонами выступают возраст пользователей и уровень дохода. По данным индикаторам отмечена прямая корреляция с наличием мобильных устройств, что напрямую объясняет темпы прироста подключения абонентов к сети.
Достаточно хорошее приращение наблюдается по показателю, характеризующему доступ домохозяйств РФ к сети Интернет. Согласно представленным данным (Рисунок 3), в 2018 году около 77% населения России имели доступ в интернет против 41% в 2010 году.
Рисунок 3
Самым распространенным устройством для выхода в интернет на протяжении 2016–2019 гг. в домохозяйствах России оставались мобильные телефоны, смартфоны и устройства для чтения электронных книг.
Цифровое развитие выступает одним из приоритетов в формировании устойчивости территориальных систем. Информационные технологии для развития территорий проблема цифрового разрыва стран и регионов. Выявление наиболее значимых проблем, усугубляющих цифровое неравенство между российскими субъектами, позволило наметить некоторые пути по улучшению ситуации в сфере ИКТ
Вывод.
В заключение, хотелось бы сделать некоторые обобщающие выводы.
Информатизация российского общества протекает сегодня в условиях широкого спектра социальных изменений, оказывающих существенное воздействие на характер и содержание этого процесса. Постепенно создаются политические, правовые, социально-экономические предпосылки дальнейшей информатизации страны. Однако вместе с тем, недостаточная разработанность информационной политики государства