Файл: Содержание административного наказания. Система административных наказаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 775

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
«Содержание административного наказания. Система административных наказаний.»


Исполнитель:

Корнев Даниил Владимирович

«481» учебная группа
Руководитель:

Старший преподаватель кафедры

(Юридических дисциплин)

Кебадзе Оксана Григорьевна

Химки 2021

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 4

Глава 1. Административное наказание как центральный элемент административной ответственности 6

1.1. Понятие административной ответственности, административного правонарушения, административного наказания 6

1.2. Цели административного наказания 8

Глава 2. Система административных наказаний 11

2.1. Виды административных наказаний 11

2.2. Основные и дополнительные административные наказания 16

2.3. Назначение административного наказания 17

2.4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность при назначении административного наказания 18

Заключение 20

Список используемых источников и литературы 21

Введение



Административная ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения. Административное наказание, будучи центральным элементом административной ответственности, подлежит наиболее детальному рассмотрению, ведь фактически любой гражданин может претерпеть его последствия. Кроме того, в меры административного наказания периодически вносятся существенные коррективы. Так, основные изменения в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации в 2021 году касаются части назначений административных наказаний. Все эти факторы обуславливают актуальность данной курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации применения административного наказания.

Предметом курсовой работы являются нормы административного права в сфере применения административного наказания в отношении физических и юридических лиц.


Цель данной курсовой работы – изучение основ законодательства в сфере назначения административного наказания.

В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:

  • определить понятие административной ответственности;

  • определить понятие административного правонарушения;

  • рассмотреть административное наказание как центральный элемент административной ответственности;

  • выявить цели административного наказания;

  • установить сходство и различие административного наказания с мерами административного пресечения;

  • рассмотреть виды административных наказаний;

  • изучить обстоятельства назначения наказаний;

  • перечислить обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность при назначении административного наказания.

Нормативную базу при написании курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство в сфере административной ответственности.

Для достижения цели курсовой работы использовались следующие методы исследования: метод анализа нормативно-правовой базы, метод анализа монографий, статей и электронных ресурсов, метод дедукции.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые соответствуют поставленным задачам, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Административное наказание как центральный элемент административной ответственности




1.1. Понятие административной ответственности, административного правонарушения, административного наказания


Рассмотрение понятия «административное наказание» необходимо проводить в совокупности с понятиями «административная ответственность» и «административное правонарушение».

Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности (наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной). Она устанавливается государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, мер, которые могут применяться к нарушителям, регулирования порядка рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. При этом, по мнению С.Ф. Мазурина, «среди всех установленных законом видов юридической ответственности, административная ответственность является самым распространенным видом»1.

В административном праве из множества мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.



Административная ответственность регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)2 и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем свидетельствует ч. 1 статьи 1.1. вышеупомянутого Кодекса. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами. 

Хотя ч. 2 ст. 1.1. КоАП РФ и определяет, что КоАП РФ основывается в том числе на Конституции Российской Федерации1, в самой Конституции РФ отсутствует прямое и основополагающее правовое регулирование административно-деликтных отношений.

Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности:

  • «она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей»2. Отметим, что неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений нравственного (предупреждение), материального (штраф, конфискация) или физического характера (административный арест, обязательные работы и др.), что будет рассмотрено более детально в главе 2 данной курсовой работы;

  • в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию в борьбе с правонарушениями, то есть решения вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию»1.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение, которое ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ характеризует как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица»2.

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности.  А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»
3.

Таким образом, «основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания»4. Отметим, что формулировка «взыскание» вместо «наказание» применялась в утратившем силу Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, утвержденном ВС РСФСР 20.06.1984.

1.2. Цели административного наказания


Административное наказание – установленная государством мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации физического лица.

Цели административного наказания определяются ст. 3.1 КоАП РФ:

  1. предупреждение совершения лицом новых правонарушений;

  2. предупреждение совершения правонарушений другими лицами1.

Можно также сказать, что целью административного наказания является воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения закона и уважения к правопорядку. Некоторые из видов административного наказания, например, административный арест, выдворение или дисквалификация, также имеют своей целью ограничение возможности совершения правонарушителями новых нарушений.

Административные наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также целевое назначение – предупреждение правонарушений.

Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечения нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, судьей или должностным лицом. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.


Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

Глава 2. Система административных наказаний




2.1. Виды административных наказаний


Административные наказания образуют систему, которая определяется общностью природы, оснований и целей их применения, а также возможностью их взаимозаменяемости.

Видами административных наказаний являются (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы;

10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения1.

При этом в отношении юридических лиц могут применяться предупреждение, административный штраф, конфискация, административное приостановление деятельности2 (ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ).

Административные наказания, кроме предупреждения и административного штрафа, устанавливаются только КоАП РФ3 (ч.3 ст. 3.2 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее каждый из видов административного наказания.

Предупреждение – мера административного наказания, выражаемая в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая только в письменной форме. Таким образом, устное предупреждение не является административным наказанием. Письменное предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, что влечет соответствующие последствия1.

Административный штраф – денежное взыскание, выражающееся в рублях. Размер административного штрафа устанавливается в величинах, определенных в ст. 3.5 КоАП РФ, и зачисляется в бюджет в полном объеме.