Файл: Содержание административного наказания. Система административных наказаний.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 781
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Административное наказание как центральный элемент административной ответственности
1.2. Цели административного наказания
Глава 2. Система административных наказаний
2.1. Виды административных наказаний
2.2. Основные и дополнительные административные наказания
Интересной особенностью, закрепленной в КоАП РФ, является, например, то, что «административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы»2.
Вместе с тем, согласно обзору, подготовленному сайтом «КонсультантПлюс», в проекте нового Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3, который еще не внесен в качестве законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, перечислено меньше нарушений, штрафы за которые нельзя будет оплатить со скидкой 50 %4.
Необходимо упомянуть, что противоправное поведение должностных лиц, как правило, наносит более существенный вред, нежели аналогичное поведение простых граждан, в силу чего законодатель, регламентируя санкции в виде штрафа за те или иные противоправные деяния, устанавливает более суровые их размеры для должностных лиц по сравнению с обычными гражданами. Причем оплачивать штрафные санкции эти лица должны из собственных средств.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей и назначается судьей.
Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие совершения и предмет административного правонарушения, а не имущество вообще. Это и отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
В КоАП РФ вместе с тем устанавливается, что конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий и средств охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию1.
Лишение специального права, ранее предоставленного физическому лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Законом устанавливается срок лишения таких прав: от одного месяца и до трех лет.
Здесь есть особые случаи, к примеру, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется
транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является2.
Административный арест устанавливается и принимается в исключительных случаях. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. По общему правилу, может устанавливаться на срок до 15 суток, а до 30 суток – за нарушение установленного порядка проведения митинга, демонстрации и тому подобных случаях массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции, а также за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. При этом, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп, военнослужащим1.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в их принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу за пределы РФ, либо в контролируемом самостоятельном выезде из страны.
Выдворение как мера административного наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами2.
По мнению А.П. Алехина, «строго говоря, выдворение является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, но не административным наказаниям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением административных взысканий. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативными правовыми актами»1.
Следует особо отметить, что впервые в юридической практике в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции с 15.03.2020 г. по 15.06.2021 г. включительно не принимаются решения о принудительном административном выдворении, за исключением случаев, предусмотренных Указами Президента РФ № 274 от 18.04.2020 г.
2, № 791 от 15.12.2020 г.3.4
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в различных органах либо права осуществлять определенную деятельность (например, медицинскую или фармацевтическую). Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет5.
Как отмечает член-корреспондент РАН В.Я. Кикоть, этот вид административного наказания может быть применен «за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие правонарушения».6
Однако же, по мнению Б.В. Россинского, «дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью»1, поскольку она применяется только к обладающим особым правовым статусом субъектам.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, их филиалов и пр. и устанавливается на срок до 90 суток2.
Обязательные работы назначаются судьей совершившему административное правонарушение физическому лицу и заключаются в выполнении бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время3. Данный вид наказания устанавливается на срок от 20 до 200 часов, но отбываются не более четырех часов в день, за исключением случаев увеличения до восьми часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ. Обязательные работы имеют свои ограничения по применению, перечисленные в ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ.
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается непосредственно во временном запрете гражданину на посещение таких мест. Данная мера устанавливается за нарушение правил поведения зрителей и может продолжаться в срок от шести месяцев до семи лет4.
2.2. Основные и дополнительные административные наказания
КоАП РФ подразделяет административные наказания на основные и дополнительные5.
В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
Необходимо также отметить, что «за одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание»1.
2.3. Назначение административного наказания
Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. В ней перечислены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, а также общие правила наложения наказаний, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы и должностные лица при назначении наказаний за любое административное правонарушение. Такие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний.
Назначение наказаний физическим и юридическим лицам имеет как сходства, так и различия.
При назначении административного наказания как физическому, так и юридическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При этом, при назначении наказания физическому лицу учитываются также личность виновного и его имущественное положение, а для юридического лица – его имущественное и финансовое положение.
Как отмечает З.И. Гадыльшина, «следует помнить, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено»1.
2.4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность при назначении административного наказания
При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность. Перечни таких обстоятельств даны в ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ соответственно.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения
, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка2.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в состоянии опьянения3.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, «является исчерпывающим в том смысле, что орган, решающий дело, не может выйти за его пределы»4.
Ч. 5 ст. 4.1. гласит, что «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Следует упомянуть, что это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как отмечает Мазурин, «привлечение лица к административной ответственности судимости за собой не влечет, вместе с тем, в ст. 4.6 КоАП РФ законодатель устанавливает срок, в течение которого лицо, в отношении которого было применено административное наказание, считается подвергнутым административному наказанию»2: «Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления».
Таким образом, в целях повышения эффективности административных наказаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.
Заключение
Административное наказание, являясь установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в том числе в целях предотвращения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами. Можно сказать, что это одна из мер влияния на гражданина или компанию, нарушивших закон. Угроза административного наказания также может выступать как сдерживающий фактор противозаконного действия или бездействия.