Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
несмотря на отсутствие права на вычет акциза, уплаченного при первоначальной реализации такой алкогольной продукции.
В письме Минфина России от 09.09.2015 N 03-07-06/51963 содержится важное разъяснение порядка применения положений подпункта 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ на примере с алкогольной продукцией. Так, официальный орган указывает, что если организация, производящая алкогольную продукцию, передаёт её собственному складу для последующей реализации другим организациям, то есть для оптовой торговли, то акциз при совершении такой передачи не начисляется. В данном случае акциз должен начисляться при отгрузке алкогольной продукции с указанного склада покупателям.
В то же время если организация-производитель передает алкогольную продукцию собственному магазину розничной торговли для дальнейшей реализации населению, то акциз начисляется на дату передачи такой продукции указанному магазину.
2.3 Международная практика акцизного налогообложения на примере табачной продукции
Рынок табачной продукции является одним из крупнейших рынков потребительских товаров. Несмотря на постепенное снижение доли курильщиков во многих странах мира, общая численность потребителей табачной продукции растет. При этом в стоимостном выражении объём глобального рынка табака приблизится к 800 млрд долларов США и достигнет почти 900 млрд долларов США к 2025 году. Кроме того, табачный сектор остаётся важным источником дохода для государственных бюджетов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что среди всех видов налогов на табачные изделия акцизы имеют наибольшее значение с точки зрения здравоохранения и сокращения потребления табака населением. Акцизы применяются к табачным изделиям и поднимают цены на данную продукцию. Правительствам рекомендовано использовать как специфические, так и адвалорные ставки акцизов.
В России есть статистические данные, опубликованные в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации № 11. Акцизы на табак. Эти данные приведены в таблице 1, и далее будет проведено сравнение с показателями Великобритании, ФРГ, Франции и стран ЕАЭС.
Таблица 1 – Статистические данные по взиманию акцизов с сигарет и папирос в России
В Великобритании взимание акцизов с табачной продукции происходит централизованно. Сигареты облагаются как специфическим, так и адвалорным акцизом. Правительство использует механизм автоматической корректировки ставок налогов на табачные изделия, поднимая их на определенный процент выше уровня инфляции. Сигареты также облагаются НДС в размере 20 %. С 1992 по 2011 год цены на сигареты в Великобритании возросли более чем на 200 %, и в тот же период объём продаж сигарет сократился на 51 %, а доходы государства от налогообложения табачных изделий увеличились на 44 %.
24 марта 2021 года правительство ФРГ приняло проект закона, который
предусматривает изменения в предметах налогообложения и в размере налога на табачную продукцию с 1 января 2022 года. Налог на сигареты увеличится до 10,07 цента (6,65 руб.) за сигарету плюс 21,64 % от розничной цены, то есть на 1000 сигарет налог будет равен 6650 рублям, в 2,5 раза больше Российской ставки. Для сравнения в ФРГ на 2019 год акциз составлял 55,3 % от цены пачки сигарет, а средняя стоимость пачки сигарет – 5,64 евро, то есть 423 рубля по курсу 2019 года. Доходы государственного бюджета ФРГ от взимания акцизов с табака в 2020 году составили 14,7 млрд евро или 1 163,3 млрд рублей.
Во Франции благодаря ежегодному повышению ставки акциза налоговые поступления от продажи табачных изделий повысились с 13,5 млрд евро в 2019 году до 15,3 млрд евро в 2020 году, налог на потребление за тот же период составил 2,4 млрд и 2,7 млрд евро соответственно. Общий объем налоговых сборов вырос с 15,9 млрд евро в 2019 году до 18 млрд евро в 2020 году. В 2020 году 18 млрд евро эквивалентно 1 422 млрд рублей.
Среди пяти государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была сформирована таблица 2, где сравниваются ставки акциза на сигареты в исследуемом периоде 2018–2021 годах. Все акцизы были переведены в евро за 1000 шт. сигарет.
Таблица 2 – Ставка акцизов в странах ЕАЭС в евро за 1000 шт. сигарет
Российская Федерация занимает лидирующую позицию по абсолютному значению ставки акциза на сигареты среди государств – членов ЕАЭС (в 2021 году – 35,87 евро). Этому способствовала проводимая налоговая политика страны по увеличению ставок акцизов на табачные изделия, тогда как в других странах ЕАЭС ставки акциза значительно ниже в течение длительного времени.
Странами ЕАЭС 19 декабря 2019 года заключено Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Союза путем гармонизации и сближения ставок акцизов на табачную продукцию. В 2024 году государства – члены ЕАЭС применяют на сигареты индикативную ставку в национальной валюте в размере, эквивалентном 35 евро за 1 000 штук, которая может отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20 %. В Российской Федерации специфическая (минимальная) ставка на сигареты и папиросы установлена на 2024 год в размере 3 606 рублей (40,35 евро) за 1 000 штук, что в пределах допустимого отклонения.
Погружение в историю акцизов однозначно стало неотъемлемой частью в формировании представления об современных особенностях и механизмах начисления и уплаты налога. Длинная история этого налога была подчерпнута из документов, выложенных на сайте Министерства Финансов, что внушило определённую уверенность в их достоверности.
В ходе выполнения работы практически была изучена 22 главы «Акцизы» Налогового Кодекса. Стоит отметить, что объём специальной информации, изложенной в данной главе преобладает над основными принципами исчисления и уплаты налога. Не стоит забывать о наличии особенностей в разных сферах деятельности, принимающих непосредственное участие в уплате акцизов.
Таким образом в первой главе были рассмотрены элементы акциза, подробно рассмотрен перечень подакцизных товаров и особые порядки начисления по ним, даны определения видам ставок акцизов и приведены конкретные примеры расчёта суммы акциза. В свою очередь был освещен вопрос представления налоговой декларации и порядок применения льгот и вычетов.
Вторая глава раскрыла мотивы начисления акцизов. В рамках темы второй главы был рассмотрен порядок формирования официальной позиции по возникающим вопросам на примере проблемы повторной реализации подакцизного товара. Кульминацией этой главы выступил анализ международной практики акцизного налогообложения.
Выполнение поставленных задач позволило получить новые знания и расширить понимание налоговой системы ни только России, но и иностранных государств. В силу положительного результата цель курсовой работы считаю достигнутой.
URL: https://www.zakonrf.info/izmeneniya-v-zakonodatelstve/sravnenie-29696/
URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785907166158.html
URL: https://minfin.gov.ru/ru
URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/akciz/
URL: https://sovcombank.ru/blog
URL: http://www.consultant.ru
В письме Минфина России от 09.09.2015 N 03-07-06/51963 содержится важное разъяснение порядка применения положений подпункта 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ на примере с алкогольной продукцией. Так, официальный орган указывает, что если организация, производящая алкогольную продукцию, передаёт её собственному складу для последующей реализации другим организациям, то есть для оптовой торговли, то акциз при совершении такой передачи не начисляется. В данном случае акциз должен начисляться при отгрузке алкогольной продукции с указанного склада покупателям.
В то же время если организация-производитель передает алкогольную продукцию собственному магазину розничной торговли для дальнейшей реализации населению, то акциз начисляется на дату передачи такой продукции указанному магазину.
2.3 Международная практика акцизного налогообложения на примере табачной продукции
Рынок табачной продукции является одним из крупнейших рынков потребительских товаров. Несмотря на постепенное снижение доли курильщиков во многих странах мира, общая численность потребителей табачной продукции растет. При этом в стоимостном выражении объём глобального рынка табака приблизится к 800 млрд долларов США и достигнет почти 900 млрд долларов США к 2025 году. Кроме того, табачный сектор остаётся важным источником дохода для государственных бюджетов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что среди всех видов налогов на табачные изделия акцизы имеют наибольшее значение с точки зрения здравоохранения и сокращения потребления табака населением. Акцизы применяются к табачным изделиям и поднимают цены на данную продукцию. Правительствам рекомендовано использовать как специфические, так и адвалорные ставки акцизов.
В России есть статистические данные, опубликованные в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации № 11. Акцизы на табак. Эти данные приведены в таблице 1, и далее будет проведено сравнение с показателями Великобритании, ФРГ, Франции и стран ЕАЭС.
Таблица 1 – Статистические данные по взиманию акцизов с сигарет и папирос в России
Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Объём реализации сигарет и папирос, млрд шт. | 192,5 | 246,4 | 195,2 | 195,1 |
Сумма акциза на сигареты и папиросы, млрд руб. | 438,0 | 595,5 | 534,8 | 561,1 |
Средняя налоговая ставка, руб. за 1 тыс. шт. | 2 276 | 2 417 | 2 740 | 2 876 |
В Великобритании взимание акцизов с табачной продукции происходит централизованно. Сигареты облагаются как специфическим, так и адвалорным акцизом. Правительство использует механизм автоматической корректировки ставок налогов на табачные изделия, поднимая их на определенный процент выше уровня инфляции. Сигареты также облагаются НДС в размере 20 %. С 1992 по 2011 год цены на сигареты в Великобритании возросли более чем на 200 %, и в тот же период объём продаж сигарет сократился на 51 %, а доходы государства от налогообложения табачных изделий увеличились на 44 %.
24 марта 2021 года правительство ФРГ приняло проект закона, который
предусматривает изменения в предметах налогообложения и в размере налога на табачную продукцию с 1 января 2022 года. Налог на сигареты увеличится до 10,07 цента (6,65 руб.) за сигарету плюс 21,64 % от розничной цены, то есть на 1000 сигарет налог будет равен 6650 рублям, в 2,5 раза больше Российской ставки. Для сравнения в ФРГ на 2019 год акциз составлял 55,3 % от цены пачки сигарет, а средняя стоимость пачки сигарет – 5,64 евро, то есть 423 рубля по курсу 2019 года. Доходы государственного бюджета ФРГ от взимания акцизов с табака в 2020 году составили 14,7 млрд евро или 1 163,3 млрд рублей.
Во Франции благодаря ежегодному повышению ставки акциза налоговые поступления от продажи табачных изделий повысились с 13,5 млрд евро в 2019 году до 15,3 млрд евро в 2020 году, налог на потребление за тот же период составил 2,4 млрд и 2,7 млрд евро соответственно. Общий объем налоговых сборов вырос с 15,9 млрд евро в 2019 году до 18 млрд евро в 2020 году. В 2020 году 18 млрд евро эквивалентно 1 422 млрд рублей.
Среди пяти государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была сформирована таблица 2, где сравниваются ставки акциза на сигареты в исследуемом периоде 2018–2021 годах. Все акцизы были переведены в евро за 1000 шт. сигарет.
Таблица 2 – Ставка акцизов в странах ЕАЭС в евро за 1000 шт. сигарет
Наименование государства | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
Российская Федерация | 31,49 | 35,52 | 32,22 | 35,87 |
Республика Казахстан | 18,4 | 20,29 | 20,88 | 21,72 |
Республика Беларусь | 16,72 | 19,8 | 18,98 | 18,81 |
Республика Армения | 12,76 | 15,57 | 17,2 | 17,66 |
Киргизская Республика | 15,39 | 19,19 | 19,74 | 19,65 |
Российская Федерация занимает лидирующую позицию по абсолютному значению ставки акциза на сигареты среди государств – членов ЕАЭС (в 2021 году – 35,87 евро). Этому способствовала проводимая налоговая политика страны по увеличению ставок акцизов на табачные изделия, тогда как в других странах ЕАЭС ставки акциза значительно ниже в течение длительного времени.
Странами ЕАЭС 19 декабря 2019 года заключено Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Союза путем гармонизации и сближения ставок акцизов на табачную продукцию. В 2024 году государства – члены ЕАЭС применяют на сигареты индикативную ставку в национальной валюте в размере, эквивалентном 35 евро за 1 000 штук, которая может отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20 %. В Российской Федерации специфическая (минимальная) ставка на сигареты и папиросы установлена на 2024 год в размере 3 606 рублей (40,35 евро) за 1 000 штук, что в пределах допустимого отклонения.
Заключение
Погружение в историю акцизов однозначно стало неотъемлемой частью в формировании представления об современных особенностях и механизмах начисления и уплаты налога. Длинная история этого налога была подчерпнута из документов, выложенных на сайте Министерства Финансов, что внушило определённую уверенность в их достоверности.
В ходе выполнения работы практически была изучена 22 главы «Акцизы» Налогового Кодекса. Стоит отметить, что объём специальной информации, изложенной в данной главе преобладает над основными принципами исчисления и уплаты налога. Не стоит забывать о наличии особенностей в разных сферах деятельности, принимающих непосредственное участие в уплате акцизов.
Таким образом в первой главе были рассмотрены элементы акциза, подробно рассмотрен перечень подакцизных товаров и особые порядки начисления по ним, даны определения видам ставок акцизов и приведены конкретные примеры расчёта суммы акциза. В свою очередь был освещен вопрос представления налоговой декларации и порядок применения льгот и вычетов.
Вторая глава раскрыла мотивы начисления акцизов. В рамках темы второй главы был рассмотрен порядок формирования официальной позиции по возникающим вопросам на примере проблемы повторной реализации подакцизного товара. Кульминацией этой главы выступил анализ международной практики акцизного налогообложения.
Выполнение поставленных задач позволило получить новые знания и расширить понимание налоговой системы ни только России, но и иностранных государств. В силу положительного результата цель курсовой работы считаю достигнутой.
Источники
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022)
URL: https://www.zakonrf.info/izmeneniya-v-zakonodatelstve/sravnenie-29696/
-
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) -
ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» -
Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2021, № 11. Акцизы на табак -
Налоговый учет : учебник для бакалавриата / Е. З. Макеева, Т. Н. Кузьминова, М. А. Калачев, А. В. Колокуцкий, Д. П. Устич - Москва : Прометей, 2019
URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785907166158.html
-
Статья в журнале “Young Scientist” #21 May 2018 – Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации Карнаухова Ю. В. -
Официальный сайт Министерства Финансов Российской федерации
URL: https://minfin.gov.ru/ru
-
Официальный сайт Федеральной налоговой службы
URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/akciz/
-
Интернет блог СОВКОМБАНКа
URL: https://sovcombank.ru/blog
-
Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс»
URL: http://www.consultant.ru