ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Анализ отрасли цветной металлургии
Данная отрасль промышленного производства является одной из наиболее развитых в России. Это объясняется большими запасами сырья и природных ископаемых, а также развитой производственной базой, оставшейся после распада СССР.
История развития отрасли
В России производство цветных металлов и развитие горного дела в целом во многом связано с именем Петра I. Именно по его указам на Урале строятся первые плавильные заводы.
К началу XX века страна становится одним из мировых лидеров металлургического производства, но события 1917 года надолго остановили его развитие. Однако в 30-е годы, во времена первых пятилеток, страна смогла восстановить и преумножить свою индустриальную мощь.
После ВОВ в СССР возводятся крупнейшие ГОКи и металлургические заводы, многие из которых продолжают работать и сейчас. Кризис 90-х годов негативно отразился на состоянии данной отрасли, однако уже в 2000 г. производство цветных металлов в стране значительно выросло.
Размещение промышленных производств:
В силу экономической целесообразности большинство предприятий цветной металлургии расположено в районе мест добычи соответствующих руд. По этой причине в России выделяется несколько основных производственных баз. Стоит отметить, что для выплавки легких металлов требуется большое количество энергии, в этой связи заводы построены вблизи ее источников (преимущественно ГЭС).
Крупнейшие игроки на рынке:
1. «Норильский никель»
2. «Русал», объединённая компания
3. «УГМК»
4. Nordgold
5. “Русская медная компания»
6. «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
7. Уралэлектрлмедь
8. «Акроник Россия»
9. Чукотская горно-геологическая компания
10. Среднеуральский медеплавный завод
Дадим общую характеристику рынка по основным показателям оценки в таблице 1:
Таблица 1
Характеристика рынка по основным показателям*
Характеристики | Стратегическая важность |
Размеры рынка | Большой рынок. Суммарный объем отрасли свыше 1 028 683 миллионов рублей. Однако вход для новых конкурентов очень затруднителен, так как практически все крупные месторождения цветных металлов уже поделены между существующими конкурентами. Несмотря на всю привлекательность рынка, вход в отрасль очень затруднителен. |
Масштабы конкуренции | Конкуренция в мировом масштабе |
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок (начало подъема, быстрый рост, начало зрелости, конец зрелости и насыщение, застой и старение, спад) | Темп роста с 2017 года 151,7% Стадия рынка: зрелость Конкуренция умеренная |
Число конкурентов и их относительные размеры (действуют ли в отрасли множество мелких компаний или в ней доминирует ограниченное число крупных фирм) | В отрасли доминирует ограниченное число крупных фирм, следовательно, конкуренция является неинтенсивной. |
Количество покупателей и их финансовые возможности | Важнейшими потребителями являются самолетостроение, ракетостроение, судостроение, электротехническая, автомобильная и ряд других отраслей машиностроения и металлообработки. Значительный объем потребления основных цветных металлов наблюдается в строительстве, железнодорожном транспорте, а также в химической отрасли и производстве бытовых изделий. Данные компании обладают широкими финансовыми возможностями, и готовы платить высокую цену за продукцию |
Идет ли интеграция "вперед" или "назад" | Компании являются вертикально-интегрированные холдинги с замкнутым циклом производства, стремясь тем самым повысить свою конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, за счет экономии на масштабах производства |
Направления и темпы технологических изменений, как в процессе производства, так и в создании новых продуктов | Компании имеют в своем составе научно - технические подразделения, что позволяет оперативно внедрять новые технологии. Технологические изменения оперативны, однако не носят стремительный характер и касаются разработки и усовершенствования существующих технологических процессов. Технологические изменения не связаны с большими рисками, т.к. технология добычи уже имеет законченный характер и революционных достижений в этой области вероятнее всего не предвидится. |
Легкость вхождения в отрасль и выхода из нее | отрасль является чрезвычайно капиталоемкой, требующей высоких инвестиционных расходов, что очень затрудняет проникновение новых конкурентов |
Являются ли продукты/услуги фирм-конкурентов высокодифференцированными, слабодифференцированными или практически одинаковыми | Продукты фирм являются практически идентичными, покупатели легко могут сменить фирму-поставщика на аналогичную компанию, следовательно, в отрасли существует умернно-жесткая конкуренция |
Имеют ли возможность компании осуществлять экономию на масштабах производства, транспортировке, маркетинге или проведении рекламных мероприятий | Умеренная экономия на масштабах, все компании имеют практически одинаковые производственные издержки, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции одному клиенту и на покупке партий сырья. |
Является ли высокая степень загрузки производственных мощностей наиболее важным условием для достижения низкого уровня издержек производства | загруженность производственных мощностей: 90-100% от максимальной; при загруженности ниже 90% предельные издержки намного ниже. |
Имеет ли кривая "обучение/опыт" в отрасли такой вид, чтобы средняя цена изделия уменьшалась по мере того, как кумулятивный выпуск (и опыт, приобретаемый в процессе производства) растет | нет |
Осуществляются ли в отрасли необходимые капиталовложения | Отрасль требует очень значительных капитальных вложений, причем постоянного характера (компании регулярно осуществляют геологоразведочные работы с целью разработки новых месторождений) |
Имеет ли отрасль доходность выше или ниже среднего уровня прибыли в целом | Высокая прибыльность отрасли, однако новым компаниям очень непросто войти на данный рынок |
*Составлено авторами
2. Общая характеристика ПАО «ГМК «Норильский никель»»
ПАО “ГМК Норильский никель”— российская горно-металлургическая компания. Крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Обладает наибольшими запасами никелевой руды. Производит также платину, медь, серебро, золото, кобальт и другие цветные металлы.
Основными видами деятельности группы являются поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов. География поставок продукции охватывает свыше трех десятков стран.
Производственные подразделения группы расположены в России — в Норильском промышленном районе, на Кольском полуострове и в Забайкальском крае, а также в Финляндии.
Заполярный филиал является ключевой ресурсной базой «Норникеля» и расположен на Таймырском полуострове за Полярным кругом. Транспортное сообщение с другими регионами страны осуществляется по реке Енисей, Северному морскому пути. а также по воздуху.
Во второй половине 2017 года часть активов Заполярного филиала перешла в дочернюю компанию — ООО «Медвежий ручей». В «Медвежий ручей» вошли рудник «Заполярный», Норильская обогатительная фабрика, хвостохранилище № 1 и хвостохранилище «Лебяжье». Цель такого обособления — разделение Талнахской площадки и площадки «Медвежий ручей», с тем чтобы увеличение производственных мощностей последней могло финансироваться за счет привлеченных инвестиций.
ООО «ГРК «Быстринское» ‒ горно-обогатительный комбинат, с 2017 года функционировавший в режиме пусконаладочных работ. В 2019 году Быстринский ГОК был введен в промышленную эксплуатацию и в 2020 году вышел на проектную мощность. Представляет собой один из крупнейших в отрасли гринфилд-проектов и располагается в труднодоступной местности Газимуро-Заводского района Забайкальского края. Транспортное сообщение с другими регионами осуществляется по железной дороге.
Norilsk Nickel Harjavalta вошел в состав группы в 2007 году. Завод перерабатывает российское сырье компании, а также никельсодержащее сырье сторонних поставщиков.
Мощности завода — 66 тыс. тонн в год. На предприятии применяется передовая технология сернокислотного выщелачивания, обеспечивающая коэффициент извлечения металла свыше 98%.
Наряду с производственными предприятиями компания имеет собственную сбытовую сеть, топливно-энергетические и транспортные активы, комплекс исследовательских и проектных подразделений, а также уникальный арктический транспортный флот.
Миссия компании - Эффективно используя природные ресурсы и акционерный капитал, мы обеспечиваем человечество цветными металлами, которые делают мир надежнее и помогают воплощать надежды людей на развитие и технологический прогресс.
Стратегическое видение - низкоуглеродной экономике. Таким образом Компания планирует внести существенный вклад в структуру глобальной экономики, способствуя электрификации транспорта, развитию возобновляемых источников энергии и водородной энергетики.
В настоящее время Норильский никель придерживается стратегии концентрированного роста через продуктовую экспансию. На наш взгляд, побудителями к осуществлению такой стратегии выступает привлекательность отрасли в силу ее высоких темпов роста, ненасыщенности, низкой конкуренции и прибыльности. Компании, осуществляющей свою деятельность в рамках стратегии концентрированного роста легче согласовать стратегии на деловом и функциональном уровне в силу того, что отрасль одинаковая, а значит легче анализировать входящие в компанию СБЕ и легче формировать для них стратегии.
Далее приведем ключевые показатели деятельности компании.
В 2021 году Выручка по МСФО составила 1 316 948 млн. руб., что на 17,9% больше чем в 2020 году, EBITDA составляла 775 910 млн. руб ., что на 40,4% больше, чем аналогичный показатель в 2020 году.
3. Анализ внешней среды компании
Структуру и масштаб конкуренции в отрасли оценим посредством анализа 5 сил Портера.
5 сил портера:
1. Угроза появления новых игроков – очень низкая
Наличие барьеров для входа на рынок - Существует несколько позиций, которые ограничивают вход на рынок, такие как: высокие затраты на инвестирование, лицензии, большой стартовый капитал, ограниченность месторождений.
Высокая роль государства в регулировании ситуации в отрасли - Роль государства в горнодобывающей промышленности высока, что создает дополнительные барьеры на вход.
«Норникель» – монополист на российском рынке в освоении и реализации никеля, кобальта, меди и палладия.
2. Рыночная власть потребителей – высокая
Основными потребителями отрасли являются производители нержавеющей стали, поэтому все ценообразование и общее состояние мирового рынка цветных металлов зависит от сталелитейной промышленности
3. Угроза конкурентной борьбы – очень низкая
Явным конкурентным преимуществом компании является возможность самостоятельно регулировать цены (например, немного повысить цены). «Норникель» обладает уникальными месторождениями, что так же обеспечивает конкурентное преимущество
4. Рыночная власть поставщиков – низкая
Значительная роль в функционировании всей отрасли отводится поставщикам «Норникеля», но и от компании эти самые поставщики зависят не меньше.
5. Угроза появления субститутов - средняя
Перспективы полной замены основного продукта компании (никеля) субститутом (молибденом) туманны, поскольку рынок молибдена намного меньше рынка никеля, и меньше новых потенциальных источников его поставок.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• Наличие жестких барьеров для входа новых игроков.
• Потребители не откажутся от компании в связи высокой степенью доверия и высокой доли не только на российском рынке, но и на мировом.
• Низкий уровень конкуренции в связи с небольшим количеством конкурентов
• уровень угрозы субститутов средний, но компания может, не без труда, нивелировать данную угрозу, постепенно наращивая объемы палладия, так как именно этот металл в настоящее время очень востребован, например, в вооружении.