Файл: Возможность газификации удаленных объектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с требованиями законодательства компания «Сахалинская энергия» приняла на себя обязательства по экологически безопасному ведению работ в ходе освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Для достижения поставленной цели на платформах в первую очередь были пробурены скважины для закачки отходов бурения и технологических жидкостей. В ходе выполнения программ бурения отработанные буровые отходы (отделенные от углеводородов с помощью специального оборудования) закачиваются в пласты горных пород. Таким образом исключается загрязнение акватории Охотского моря как в ходе буровых работ, так и в процессе эксплуатации морских платформ.

В перспективе для освоения удаленных участков месторождений планируется осуществлять бурение новых скважин со сверхбольшим отходом от вертикали (более 12 км) с имеющихся платформ, а также с помощью самоподъемных буровых установок в арктическом исполнении, что позволит не прекращать процесс строительства скважин в ледовый период.

Основное место добычи газа для проекта «Сахалин-2» - Лунское месторождение, где установлена ледостойкая платформа гравитационного типа «Лунская-А» (ЛУН-А). Добыча газа на ней началась в январе 2009 г.

На других платформах добывается попутный газ, который как используется для производства электричества, так и поступает в систему трубопроводов.

На каждой платформе находятся центры оперативного управления производством и строительством скважин. Работа всей комплексной системы добычи в режиме реального времени с помощью высокоскоростных каналов спутниковой и оптоволоконной связи передается в центр управления производством, находящийся в штаб-квартире компании в Южно-Сахалинске.

Скважины Лунского месторождения - самые большие по диаметру среди всех добывающих скважин в России: колонны насосно-компрессорных труб имеют диаметр 244 мм. Применение подобных скважин позволяет значительно снизить эксплуатационные и капитальные затраты и увеличить объемы добычи. Проектная производительность каждой скважины Лунского месторождения составляет 9-10 млн м³ газа в сутки.

В месторождении имеются скопления слабосцементированных пород: это означает, что с добываемыми углеводородами может происходить вынос песка. Это создает значительный дополнительный риск для работоспособности добывающего оборудования платформы.

Поступивший вместе с сырьем на платформу песок отделяется с помощью специального устройства - сепаратора. Далее он закачивается обратно в пласт через скважину для закачки буровых отходов. Предусматривается три ступени сепарации и рассчитано на подготовку нефти и газа к транспортировке.


Очищенный от песка газ отправляется на берег к Объединенному береговому технологическому комплексу (ОБТК). Это специальное предприятие, предназначенное для подготовки углеводородов к отправке на юг Сахалина по Транссахалинской трубопроводной системе.


Рисунок 5. Проект "Сахалин-2"

Транспортировка в южную часть Сахалина необходима для обеспечения круглогодичного производства. В северной части острова, где ведется добыча, слишком суровые климатические условия, препятствующие доступу обычных видов транспорта. Поэтому была сооружена Транссахалинская трубопроводная система - мощная сеть трубопроводов, включающая в себя подводную и наземную части, по которой сырье через весь остров перекачивается на берег залива Анива на юге острова, практически незамерзающего зимой, которая обеспечивает возможность круглогодичного поступления сырья.

Один из главных элементов трубопроводной системы - Объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК). ОБТК - это специализированное перерабатывающее предприятие, имеющее несколько назначений. Общая протяженность подводных трубопроводов составляет 300 км. Они проложены в местах со сложной ледовой обстановкой. Прежде всего оно предназначено для первичной очистки углеводородов, их разделению по видам (сепарации), последующего компримирования (сжатия) и отправки под давлением в пункт назначения. Кроме того, ОБТК производит из части поступившего газа электроэнергию для себя и для платформы ЛУН-А. Для этого в состав комплекса входит энергоустановка мощностью 100 МВт.

На юге Сахалина находится центральная часть всей системы - завод по производству СПГ, терминал отгрузки нефти (ТОН). Пройдя под давлением 800-километровую дистанцию от ОБТК до этого комплекса, природный газ поступает на завод по производству СПГ. Сжижение газа проводится на двух технологических линиях. На заводе СПГ проекта «Сахалин-2» используется специально разработанная компанией «Шелл» технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента (Double Mixed Refrigerant - DMR), повышающая энергоэффективность производства за счет использования преимуществ холодного сахалинского климата.



Рисунок 6.Месторождения природного газа на Ямале


Ключевым элементом системы безопасности завода является факельная установка. Сжигание на факеле представляет собой процесс, с помощью которого избыточный газ быстро и безопасно подается от завода через вертикальную трубу высотой 125 м (факельный ствол) для незамедлительного воспламенения с помощью «пилотной горелки» - постоянного источника открытого огня, который свидетельствует о нормальной работе.

Основная причина сжигания газа состоит в том, что при этом процессе на окружающую среду оказывается меньшее воздействие, по сравнению с выбросами невоспламененного углеводородного газа.

Резервуар СПГ состоит из нескольких элементов. Внешний резервуар - бетонный, толщина его стен - около 1 м у основания и до 0,5 м вверху. Второй резервуар играет роль пароизоляционного барьера. Он сделан из углеродистой стали и примыкает к внешнему резервуару. Внутренняя емкость построена из специальной 9-процентной никелевой стали, рассчитанной на криогенные температуры. Основное назначение пароизоляционного барьера - препятствовать попаданию кислорода или влаги в резервуар СПГ, а также не допустить попадание испаряющегося газа из резервуара СПГ в атмосферу.

Проект «Ямал СПГ»


"Ямал СПГ" - масштабный проект по производству сжиженного природного газа на Ямале, реализуемый ОАО "НОВАТЭК" на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

Ямал характеризуется наличием выявленных и подготовленных к освоению месторождений с уникальными и крупными запасами газа и высокими оценками прогнозируемых ресурсов по перспективным структурам. Сырьевые ресурсы региона столь значительны, что только часть запасов газа, относящихся на сегодняшний день к категории достоверных, позволяют планировать на перспективу добычу газа в объеме 200-250 млрд. м3 в год.

Оценка сырьевой базы Ямала и перспектив ее развития говорит о том, что Ямал является стратегической базой развития газодобычи, альтернативы которой в России пока нет. Здесь также имеется мощная сырьевая база для организации добычи жидких углеводородов. Для начала освоения запасов необходимо опережающее развитие транспортной и перерабатывающей инфраструктуры: строительство магистральных трубопроводов, заводов по переработке и сжижению газа, терминалов по отгрузке СПГ, нефти и конденсата с береговыми и выносными технологическими комплексами, расширение ледокольного флота, строительство танкеров ледового класса (в том числе, метановозов), формирование опорной сети авто- и железных дорог, создание объектов энергетики.


В рамках проекта предусмотрено строительство завода по сжижению газа рядом с поселком Сабетта (первая очередь должна быть запущена в 2016 г.), а также создание морского порта в Сабетте и строительство танкерного флота ледового класса. Российское правительство, как сообщается, инвестирует в строительство порта и прилегающей инфраструктуры 47 млрд. 200 млн. рублей (1 млрд.150 млн. евро), а частные инвестиции в объекты инфраструктуры составят до 25,9 млрд. рублей (640 млн. евро).

"НОВАТЭК" приобрел 51% пакет акций в ОАО "Ямал СПГ" в июне 2009 г. В сентябре 2011 г. доля "НОВАТЭКа" в уставном капитале общества была увеличена до 100%. В октябре того же года 20% доли "Ямал-СПГ" приобрела французская нефтегазовая компании Total, которая стала стратегическим партнером "НОВАТЭКа" по проекту. После завершения строительства завода СПГ (планируемая мощность - 16 млн тонн в год) компания "Ямал-СПГ" будет оператором проекта. Крупнейшие нефтегазовые компании Китая изъявляют желание не только закупать российский СПГ, но и также участвовать в его производстве в рамках проекта, будучи готовыми профинансировать 25% строительства завода СПГ, что соответствует $5 млрд. По оценкам экспертов, было бы взаимовыгодно заключить партнерское соглашение с китайскими представителями, что гарантировало бы "НОВАТЭКу" рынок сбыта.

На данный момент ОАО "НОВАТЭК" приступил к строительству свайных оснований для производственного комплекса "Ямал СПГ", закончено строительство вахтового городка на 3,5 тыс. мест, включающего в себя полную инфраструктуру.

марта 2013 г. компанией "Ямал СПГ" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий "Строительство комплекса по добыче, подготовке, сжижению газа, отгрузке СПГ и газового конденсата Южно-Тамбейского месторождения. Также компании выдано разрешение на строительство предприятия от ямальского управления по недропользованию. Получение указанных документов позволяет перейти к следующему этапу реализации проекта "Ямал СПГ", а именно обустройству Южно-Тамбейского месторождения и строительству завода СПГ в порту Сабетта.

апреля были подведены итоги тендера на выбор подрядчиков для строительства завода по сжижению газа для проекта "Ямал СПГ", реализуемого "НОВАТЭКом" и Total. Предприятие будет строить консорциум французской компании Technip и японской JGC.

Консорциум выполнит проектирование, поставку оборудования
, материалов и комплектующих, а также строительство комплекса и ввод его в эксплуатацию. Technip France и JGC входят в число ведущих международных инжиниринговых и строительных компаний, имеющих большой опыт в выполнении интерфейсного проектирования (FEED) и EPC контрактов заводов СПГ по всему миру.

По данным региональных властей, постройка идёт идет с опережением графика, что имеет большое значение для развития арктического региона. В 2012 году при постройке было удалено 1,5 миллиона кубических метров морского дна в водах проектируемого морского порта Сабетта, что на 50 процентов больше, чем ранее планировалось. В 2013 году, снимет еще 10 миллионов кубических метров морского дна, сообщает сайт правительства Ямало-Ненецкого АО.

Расположенный на берегу Обской губы, на восточном побережье полуострова Ямал, порт Сабетта является ключевым компонентом проекта строительства завода СПГ. После завершения строительства, запланированного на 2016 год, порт будет принимать специально разработанные для работы в Арктике суда, которые буду доставлять СПГ с месторождения на европейские, южноамериканские и азиатские рынки.

По словам экспертов, проект будет способствовать росту добычи сжиженного природного газа в России с 11 до 27,5 млн. тонн и увеличит интенсивность грузооборота по Северному морскому пути до 20 миллионов тонн в год.

Порт Сабетта сможет обрабатывать более 30 млн. тонн грузов в год. Он будет связан с Южно-Тамбейским месторождением и проектируемым заводом по производству СПГ. Новый порт планируется ввести в круглогодичную эксплуатацию, несмотря на очень сложную ледовую обстановку в Обской губе.

На первом этапе строительства (к лету 2014 года) порт сможет принимать поставки модулей для строительства завода СПГ. На втором этапе порт сможет уже принимать танкеры для перевозки СПГ.

Развитие порта Сабетта тепло приветствуется региональными властями. Однако, в то же время, проект не может не вызвать озабоченность в связи с серьезными экологическими последствиями для уязвимых экосистем Арктики. На недавней встрече компания-оператор согласилась выплатить региональным властям 526 миллионов рублей (13 млн. евро) в качестве компенсации за экологический ущерб. Среди объектов, которые нарушат местную экосистему, так же можно упомянуть 50 километровый канал, соединяющий порт с Обской губой.

По данным компании, все снятые при углублении дна части морского дна будут перенесены в другие части Обской губы. Кроме того около 53 тысяч тонн отходов, которые, как ожидается, будут собраны в период постройки порта, перевезут в Екатеринбург и Тюмень для специального хранение и переработку.