Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания первого иностранного языка (английский язык) на тему Использование интернетресурсов для формирования языковой компетенции школьников на уроке иностранного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретические основы применения интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам Эволюция электронного обучения в сфере иностранных языков История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. Все делалось для повышения эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В конечном итоге в педагогике, дидактике всегда преследуется одна единственная цель - воспитание и образование подрастающего поколения. Очень мало технических устройств было разработано специально для учебного процесса. Пожалуй, в этом ряду можно назвать лишь графопроектор и лингафонное устройство для уроков иностранного языка. Все остальные технические средства педагоги заимствовали из быта, такие как граммофон, проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, наконец - компьютер. Эти полезные вещи создавались для обустройства разных сфер жизни человека. Каждая из них обладает определенными свойствами, возможностями, определяющими ее назначение в быту, культуре, экономике. И каждый раз, исходя из предполагаемого назначения того или иного технического средства, мы пытаемся выделить присущие ему технические качества, которые могут помочь в решении проблемы определенной области знания, культуры и будут полезными повседневной жизни. [6; с.23]Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента. [2; с.12]Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению компьютерных телекоммуникаций (КТК). Свойства и функции КТК становятся гораздо более мощными, сфера применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. [1; с.14]Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету. [11; с.20]С появлением компьютерных сетей в широком доступе в образовательных учреждениях и дома школьники и учителя приобрели возможность оперативно получать необходимую информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам. [7; с.132]Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat). Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. [6; с.72]Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW. [5; 20]World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции. [5; с.21]Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, то есть знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении. [9; с.32]В нашей работе представлены несколько сайтов развивающие знание английского языка, которые мы подробно рассмотрели и описали в этом научном исследование.Сайт Free Printables for Teachers (www.mes-english.com) содержит большое количество красочных картинок по различным темам: «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Дом», «Школа», «Город», «Погода», «Спорт», «Хобби», а также грамматические карточки: «Степени сравнения прилагательных», «Неправильные глаголы», «Вопросительные слова», «Предлоги», карточки с фонетическими значками и готовые к распечатке настольные игры: «Школьный день», «Большой город», «Бинго», «Грамматическое казино», «Остров сокровищ», «Бейсбол» и многие другие. Для младших школьников можно использовать многочисленные раскраски, которые помогают не только изучать цвет, но и лексику по темам.Часто дети тратят много времени на поиск незнакомых слов в словаре. Эту задачу значительно облегчают он-лайн словари, такой как Мультитран (www.multitran.ru). Огромное достоинство этого словаря – постоянное обновление и пополнение списка слов. Даны примеры использования слов в различных контекстах. В словарной статье значения слов сгруппированы по сферам употребления. [15; с.144]Сайт «Виртуальная реальность» (cssmith1/vr.htm>) -Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Таким образом, путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.Сайт Metro Link (Метро http://www.subwaynavigator.com) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время.Существует множество Media сайтов на английском языке, которые способствуют обучению чтения на английском языке, мотивируя учеников к изучению иностранных языков. Мы подробно рассмотрели и описали несколько таких сайтов.Сайт The Washington Post (). Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK).Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD () - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. В следующем параграфе нам бы хотелось подробно рассмотреть роль Интернет - ресурсов в обучении грамматике иностранного языка. [3; с.32] 1   2   3   4   5

Лингводидактический потенциал электронного обучения иностранным языкам

Использование интернет-ресурса LearningApps.org для формирования

языковой компетенции учащихся

Заключение

Список использованных источников



Ознакомление с новым грамматическим материалом не должно занимать много времени. Тем более, если в этом помогает Интернет. Во-первых, учителю не нужно тратить время на изготовление различных опорных схем. Во-вторых, для детей в Интернете существует много научно-развлекательного материала для дифференцированного обучения. В-третьих, учителю не потребуется тратить много времени на учеников для контроля - за него всё "сделает" Интернет. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль её понимания учащимися и первичное закрепление. [13; с.75]

Существует множество сайтов по обучению грамматики иностранных языков, которые помогут нам освоить грамматику на различных этапах обучения. И нам бы хотелось подробнее описать некоторые из них, которые показались нам наиболее интересными и важными для учебного процесса.

На этих сайтах находится много информации посвященной грамматике английского языка Info English (www.infoenglish.info) и Using English (www.usingenglish.com). Уникальность сайтов в том, что в разделе «Грамматика» представлены правила на русском языке на различные темы с множеством примеров на английском языке. Использование этих сайтов помогут при объяснении грамматических тем на уроках средних и старших классов.

Сайт English tenses with cartoons (www.englishtenseswithcartoons.com) был специально разработан для младших и средних этапов обучения, поможет при изучении времен английского языка. Ее значимость и мотивация заключается в том, что к 12 грамматическим временам английского языка представлены красочные мультипликационные видеоролики к правилам и примерам, которые позволяет сделать интереснее процесс понимания и освоения различных тем.

Сайт English Grammar Online…the fun way to learn English (www.ego4u.com) может быть использован на уроках в начальной и средней школе. Так же в разделе «Грамматика» вы найдете правила с подробными объяснениями и примерами и разноуровневые задания. Красочные таблицы, множество примеров на различные правила помогут ученикам понять темы и правильно выполнять задания.

Сайт Learn English (www.learnenglish.de) содержит большое количество правил по грамматическим темам, а следом за правилами представлены различные упражнения для закрепления полученных знаний.

Сайт Funny English (http://www.karusel-tv.ru/announce/8686) поможет нам на уроках при начальном обучение грамматики английского языка для самых маленьких учеников. Познавательная программа «Funny English» — самый веселый и легкий способ научиться говорить по-английски.


Сайт You Tube (www.youtube.com.) внесет новизну в урок иностранного языка при ознакомление с новым грамматическим материалом. На этом сайте представлено множество видео-уроков носителей языка по обучению грамматики. Расширенный поиск позволяет найти фрагменты уроков на различные темы.

Основное время отводится автоматизации в ходе выполнения тренировочных упражнений. После того как введён новый материал, сформулировано правило - инструкция и предъявлен речевой образец, следует этап тренировки учащихся в употреблении этого материала в речи. На этом этапе ученики должны развивать не только грамматические навыки, но и коммуникативную компетенцию. Выполняя грамматические задания ученики расширяют свой лексический запас слов. [20; с.19]

Примером может служить такое задание как прочтение актуальной статьи или свежей новости на иностранном языке в ежедневных газетах Великобритании и Соединенных Штатах Америки и нахождение в них грамматических явлений. В этом нам помогут сайты газет «Нью-Йорк таймс» (www.nytimes.com), «Вашингтон Пост» (www.washingtonpost.com) или Британская газета «Гардиан» (www.guardian.co.uk).

English online (www.abc-english-grammar.com) уникальный сайт, который содержит большое количество видеоклипов к различным современным песням, а так же текстов к ним. С помощью данного сайта ученики могут прослушать видеоклип и выявить в песне грамматические явления, а затем проверить правильность заданий, сравнивая с текстом.

При помощи сайтов Learning English Online (www.englisch-hilfen.de/en), To Learn English (www.tolearnenglish.com) и Learn English (www.learnenglish.de) у учеников появляется возможность выполнения различных грамматических упражнений, для закрепления полученных знаний.

Систематизации и повторение грамматического материала очень важны для закрепления полученных знаний. [18; с.39]

Для систематизации на раннем этапе обучения ученики могут создать свою страничку в Интернете на пример на сайте Народ яндекс (www.narod.yandex.ru) и вести там "Зайкину тетрадь" или "Мой компьютер", в которую они могут записывать грамматические структуры и их грамматические формы в виде схем, рисунков.

На сайтах ESL Exercises ( www.englishmedialab.com), ESL Fun Games for Teachers & Students – Practice & Play (www.eslgamesworld.com) и Learn- English-Today (www.learn-english-today.com) для повторения грамматики английского языка представлено огромное количество игр, кроссвордов, пазлов.

Следующий этап – это контроль сформированности грамматических навыков. Знание грамматических форм контролируется упражнениями на

преобразование одной формы в другую, на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужного ответа, на коррекцию. Большинство упражнений должны носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. [17; с.90]

На этом этапе помогут такие сайты как: Learn English (www.learnenglish.de), English Grammar 101 (www.EnglishGrammar101.com), English tests for you (testyourenglish.org) и Английский язык. ru (www.english.language.ru) можно найти большое количество тестов по грамматике для младших, средних и старших школьников. Во время выполнения тестов можно просматривать комментарии. В каждом тесте не более 20 вопросов, где нужно ввести форму глагола, задать вопрос, восстановить предложение. Итоговые тесты предполагают сравнение двух и более грамматических явлений. По итогам выполнения задания учащийся получает результат в процентах и может самостоятельно выставить себе оценку в зависимости от установленных преподавателем критериев.

В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на английском языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени.

Использование Интернет-ресурсов при формирование грамматических навыков весьма привлекателен для учителей: Интернет помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.





  1. Методические основы использования учебных интернет-ресурсов на уроке иностранного языка

    1. Интернет-ресурсы в системе обучения иностранному языку



Урок был проведен в лингвистической школе-гимназии №212, в 5 «В» классе.

На уроке использовались такие технические средства, как: компьютеры с выходом в Интернет и проектор. Раздаточный материал: карточки с грамматическим заданием.

Цели и задачи урока:

1) Развитие памяти, слухопроизносительных навыков, навыки аудирования, воображения, мышления, языковой догадки.

2) Умение пользоваться изученной грамматической формы при выполнении заданий.

3) Формирование грамматических навыков и умений в процессе работы над темой.

Преподаватель начал свой урок с фонетической зарядки для повторения учениками ранее пройденного материала.

Затем учитель задал ученикам вопросы, используя в своих вопросах время «Present Simple», тем самым, стимулировал учеников к прохождению новой темы. Используя компьютер с выходом в Интернет и проектор, вышел на сайт English tenses with cartoons www.englishtenseswithcartoons.com, (ранее мы уже описывали этот сайт в главе 1.2.). На этом сайте давалось подробное описание употребления грамматического времени «Present Simple» с красочными мультипликационными видеороликами к правилам и огромное количество примеров на каждое объяснение использования этого времени. Опираясь на сайт, учитель объяснил правила использования «Present Simple», переводя на русский язык сложные слова для понимания темы. Так же учитель обратил внимание учеников:

  • На мультипликационные видеоролики, которые облегчили понимание новой темы.

  • На слова-помощники, которые чаще всего употребляются в данном времени.

  • На заметки, которые называются “ Good to know…”

Заметки помогли ученикам не запутаться в разных временах и дали подробное описание использования другого времени, для того чтобы ученики поняли разницу между двумя разными временами.

Учитель остановился и дал ученикам время, для того чтобы они записали в тетрадь самое основное из прочитанного, с переводом на русский язык.

Далее следуя по сайту, учитель объяснил правило образования повествовательного, вопросительного и отрицательного предложения, опираясь на различные примеры с этого сайта (Приложение 4). Учитель попросил учеников составить по два примера на каждое использование времени «Present Simple». Через 5 минут проверил задание у каждого ученика.


Затем ученики получили карточки с различными грамматическими заданиями. Учитель дал 10 минут на выполнение упражнений.

Некоторые примеры заданий, предложенные для выполнения ученикам :

Ex. 1. Put “am, is, are”.

1) I …trying to concentrate.

2) Look! It … snowing.

3) You … making a lot of noise. Can you be a bit quieter?

4) Excuse me. I … looking for a phone box. Is there one near here?

5) Listen! Can you hear those people next door? They … shouting at each other again.

Ex. 2. Change into a negative sentence.

1) I am riding a bike.

2) The children are eating sweets and cakes.

3) He is playing tennis.

4) Many people are travelling.

5) They are having a rest in Spain.

6) Listen! She is singing at her Music lesson.

7) His father is fishing.

После выполнения заданий ученики собрали карточки и отдали учителю, учитель задал задание на дом и прощался с учениками.

Анализируя урок, мы делаем выводы, что цели и задачи урока были достигнуты. С первых минут урока с классом был установлен деловой контакт, при этом поддерживалась дружелюбная атмосфера. Учитель своевременно и доступно сформулировал цель и задачи урока, задал хороший темп занятия.

Ученикам понравился такой метод работы, до этого урока они не использовали Интернет на своих занятиях. Учитель пользовался такими наглядными пособиями, как таблицы и видеоролики, что могло облегчить работу учеников и способствовать более эффективному усвоению материала. По этому дети активно участвовали на уроке и проявляли свою заинтересованность в новой теме. Особенно им понравился сайт, так как мультипликационные видеоролики к правилам и примерам позволили сделать интереснее процесс понимания и освоения новой темы. Разнообразие представленных на сайте примеров привлекло внимание учеников, которые показались им понятными и легко читаемыми. Видеоролики соответствовали их возрасту и ученикам понравилось что использовались актуальные темы.

Учитель успешно чередовал фронтальные (фонетические упражнения), групповые (лексико-грамматические упражнения) и индивидуальные (выполнение упражнений с помощью образца) формы работы учеников на уроке.

Ученики самостоятельно составляли предложения с новой грамматической темой. При составлении учениками предложений, возникли некоторые трудности в нехватке лексического запаса слов, но учитель помог им в этом. Возможно, учителю стоило перед тем как проводить этот урок