Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика преподавания первого иностранного языка (английский язык) на тему Использование интернетресурсов для формирования языковой компетенции школьников на уроке иностранного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретические основы применения интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам Эволюция электронного обучения в сфере иностранных языков История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. Все делалось для повышения эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В конечном итоге в педагогике, дидактике всегда преследуется одна единственная цель - воспитание и образование подрастающего поколения. Очень мало технических устройств было разработано специально для учебного процесса. Пожалуй, в этом ряду можно назвать лишь графопроектор и лингафонное устройство для уроков иностранного языка. Все остальные технические средства педагоги заимствовали из быта, такие как граммофон, проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, наконец - компьютер. Эти полезные вещи создавались для обустройства разных сфер жизни человека. Каждая из них обладает определенными свойствами, возможностями, определяющими ее назначение в быту, культуре, экономике. И каждый раз, исходя из предполагаемого назначения того или иного технического средства, мы пытаемся выделить присущие ему технические качества, которые могут помочь в решении проблемы определенной области знания, культуры и будут полезными повседневной жизни. [6; с.23]Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента. [2; с.12]Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Министерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 миллионов человек. За последние несколько лет произошли кардинальные изменения в подходе программистов к применению компьютерных телекоммуникаций (КТК). Свойства и функции КТК становятся гораздо более мощными, сфера применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, полученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уроке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интернет. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто считаться, но и реально быть сетевой. [1; с.14]Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету. [11; с.20]С появлением компьютерных сетей в широком доступе в образовательных учреждениях и дома школьники и учителя приобрели возможность оперативно получать необходимую информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам. [7; с.132]Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat). Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. [6; с.72]Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW. [5; 20]World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции. [5; с.21]Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, то есть знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении. [9; с.32]В нашей работе представлены несколько сайтов развивающие знание английского языка, которые мы подробно рассмотрели и описали в этом научном исследование.Сайт Free Printables for Teachers (www.mes-english.com) содержит большое количество красочных картинок по различным темам: «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Дом», «Школа», «Город», «Погода», «Спорт», «Хобби», а также грамматические карточки: «Степени сравнения прилагательных», «Неправильные глаголы», «Вопросительные слова», «Предлоги», карточки с фонетическими значками и готовые к распечатке настольные игры: «Школьный день», «Большой город», «Бинго», «Грамматическое казино», «Остров сокровищ», «Бейсбол» и многие другие. Для младших школьников можно использовать многочисленные раскраски, которые помогают не только изучать цвет, но и лексику по темам.Часто дети тратят много времени на поиск незнакомых слов в словаре. Эту задачу значительно облегчают он-лайн словари, такой как Мультитран (www.multitran.ru). Огромное достоинство этого словаря – постоянное обновление и пополнение списка слов. Даны примеры использования слов в различных контекстах. В словарной статье значения слов сгруппированы по сферам употребления. [15; с.144]Сайт «Виртуальная реальность» (cssmith1/vr.htm>) -Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Таким образом, путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.Сайт Metro Link (Метро http://www.subwaynavigator.com) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время.Существует множество Media сайтов на английском языке, которые способствуют обучению чтения на английском языке, мотивируя учеников к изучению иностранных языков. Мы подробно рассмотрели и описали несколько таких сайтов.Сайт The Washington Post (). Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK).Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD () - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. В следующем параграфе нам бы хотелось подробно рассмотреть роль Интернет - ресурсов в обучении грамматике иностранного языка. [3; с.32] 1   2   3   4   5

Лингводидактический потенциал электронного обучения иностранным языкам

Использование интернет-ресурса LearningApps.org для формирования

языковой компетенции учащихся

Заключение

Список использованных источников

, повторить с учениками на предыдущем уроке новую лексику, которая затем встретилась на сайте на следующем уроке. Все это нужно было продумать заранее.

Задание на формирование грамматического навыка они выполнили хорошо. Правда ученикам не хватило время для тщательного выполнения задания или они не практиковали такие виды заданий до этого учителя. Но результаты удовлетворили ожидания учителя. Средняя оценка выполнения задания «4». Из 12 человек 4 ученика написали на оценку «5», 7 учеников ответили правильно на тестовое задание на оценку «4», и один ученик написал упражнение на оценку «3». 1 и 2 упражнение большенство учеников выполнили без ошибок. Из 12 человек 11. Основные ошибки были в 3 задании, из 12 человек 8 учеников выполнили его не верно. Ученики не правильно исправляли ошибки в упражнение. На правильные предложения, они придумывали свои неправильные варианты ответов. Но так как это было первым уроком по освоению данного грамматического времени, учитель судил не строго. И взял на заметку, на что нужно обратить особое внимание учеников, для того чтобы они больше не делали ошибок в подобных заданиях.

Минусом использования Интернет - ресурса на уроке являлось то, что ученики немного отвлекались на рекламное объявление на сайте. Но им быстро надоело смотреть на одну и ту же рекламу. Еще им встречались незнакомые и сложные для чтения слова, при описании употребления времени, которые учитель переводил ученикам во время урока и просил записывать учеников эти сложные слова в тетрадь с переводом на русский язык.

Так как многие методисты не советуют использовать только компьютер и Интернет-ресурсы на уроках, учитель грамотно организовал урок так, что Интернет стал лишь помощником в обучении грамматике английского языка.

В общем, и учитель, и ученики остались довольны пройденным уроком, он произвел благоприятное впечатление, урок был тщательно спланирован, у учителя был налажен педагогический контакт с классом. В ходе урока учитель проявлял внимание к ученикам, работа проходила в психологически спокойной и положительной атмосфере.

Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности поставленные цели были достигнуты на уроке.

Данный урок был выбран за образец
, так как он представился нам как урок хорошо раскрывающим, во всех отношениях, использование Интернет-ресурсов при обучении грамматики иностранного языка. Опираясь на теоретический материал, мы пришли к выводу, что правильно подобрали сайт как помощник при ознакомлении с новой темой, для формирования грамматического навыка.

Помимо предложенного сайта, существует огромное количество сайтов, которые помогают при обучении грамматики иностранных языков, у которых есть свои плюсы и свои минусы. В следующей части нам бы хотелось рассмотреть особенности использования Интернета на уроках как помощь в обучении грамматике английского языка.
    1. 1   2   3   4   5

Использование интернет-ресурса LearningApps.org для формирования

языковой компетенции учащихся


До недавнего времени понятие дистанционного образования практически не употреблялось по отношению к общеобразовательной организации основного образования. Но сегодня оно доказало свою значимость и востребованность.  Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет -пользователей. 

Современное образование невозможно представить без компьютеров и Интернета, по средствам которых работают  большинство педагогов, школьников и студентов. В связи с этим широкое распространение получило использование сервисов Web2.0. Все эти приложения активно и успешно применяются нами на практических занятиях. Но ресурс LearningApps.org как конструктор интерактивных приложений обладает рядом достоинств.

LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей – упражнений. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.

По сравнению с другими сервисами, LearningApps.org предоставляет больше возможностей. Использование сервиса бесплатно, требует простой регистрации. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей, но при регистрации преподаватель может использовать больше возможностей, которые будут представлены ниже.

LearningApps.org содержит огромное количество упражнений на английском языке. Все задания веб-сервиса расположены по категориям и позволяют учитывать уровни языковой компетенции обучающихся (А1, А2, В1, В2, С1, С2), что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. Сервис LearningApps.org предлагает широкий спектр упражнений. Представим основные категории.


  • Упражнения на установление соответствия. Это могут быть задания на соотнесение картинки и текстовой записи, картинки и аудио-, видеозаписи. Это может быть поиск объекта на карте в ряде заданий страноведческого характера, поиск лексической пары или грамматических соответствий; а также задания типа «Классификация» – распределение графических и текстовых элементов на соответствующие группы.

  • Упражнения на восстановления порядка, правильной последовательности. С помощью этого шаблона обучаемые могут расположить в правильном порядке тексты, аудио-, видеофайлы. Также здесь есть задания на расположение по порядку компонентов текста при пересказе, при написании эссе или сочинений.

  • Упражнения на заполнение пропусков: недостающих слов словосочетаний, фрагментов текста.

  • Сайт предлагает большое количество кроссвордов, онлайн-игр, тестов, викторин, в которых может участвовать одновременно несколько студентов. Это игры «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл», «Угадай-ка»»,

«Кроссворд», «Слова из букв», «Найти на карте».

Все представленные задания решают ряд дидактических задач: пополнять словарный запас обучаемых, формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи.

Следует подчеркнуть, что все упражнения на платформе мультимедийные: задания могут быть представлены как в виде текста и картинки, так и в виде аудио- и видеоматериалов, контента с другой веб- страницы в виде встроенного фрейма.

Такое многообразие заданий данного сервиса в сети Интернет на занятии позволяет сделать процесс дистанционного обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным. Интерактивность – очень важный фактор при изучении иностранного языка. Любое упражнение имеет функцию обратной связи с учащимся: в конце упражнения на экране появляется заданное преподавателем сообщение о правильности выполнения задания. Интерактивные упражнения позволяют, прежде всего, формировать и совершенствовать лексические и грамматические навыки, и подразумевают следующие этапы работы: ознакомление, закрепление и контроль. Например, на этапе «закрепление» могут применяться упражнения «Найти пару», «Ввод текста», «Простой порядок» и др. На этапе «контроль» обычно применяются такие упражнения, как «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа», игра «Кто хочет стать миллионером?», «Кроссворд».


Методическое назначение упражнений рассматриваемого веб-сайта различно: они могут быть обучающими, демонстративными, информационно-поисковыми, контролирующими, учебно-игровыми и т. п.

Платформа предлагает преподавателю широкий инструментарий для разработки собственных интерактивных упражнений, которые с легкостью можно включить в инструментарий дистанционного обучения учителя. Упражнения создаются на базе шаблонов, которые достаточно легко настраиваются под конкретные учебные задачи.

Данный веб-сайт предоставляет зарегистрированным пользователям возможность создания виртуальных классов. Каждый учащийся получает свой логин и пароль, сгенерированный системой. Он может быть  представлен также и в виде QR–кода. Список учащихся виртуального класса помещен в таблицу. В графе «Статистика» у учителя  отражается, какие упражнения уже выполнены, какие еще нет, а также зеленым цветом выделены упражнения, выполненные без ошибок. Упражнения с ошибками выделены красным цветом. Более того, в графе «Активность» видно, сколько времени было потрачено студентом на то или иное задание (отмечается время начала и конца выполнения упражнения). Это очень удобно,учитель может сделать для себя определенные выводы для дальнейшей работы, учитывая уровни языковой подготовки учащихся и их индивидуальные особенности. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. А это является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.

Рассмотренные положительные стороны мотивируют к работе с данным сервисом. Изучив статьи по обсуждаемой тематике мы увидели только положительные отзывы о применении веб-сервиса. Однако на наш взгляд, существуют некоторые недоработки и пробелы при работе над формированием продуктивных видов речевой деятельности. Так, например, упражнения на ввод текста подразумевают единственный правильный вариант, прописываемый учителем при создании упражнения. Любая описка, лишний пробел или запятая ведет к тому, что задание считается выполненным неверно. С одной стороны, это хорошо: воспитывается четкость, аккуратность, внимательность в выполнении задания. С другой стороны, в продуктивных заданиях не всегда важны такие орфографические мелочи и незачитывание заданий, выполненных с помарками, может привести к тому, что пострадает мотивация. Также следует подчеркнуть общеизвестный факт, что компьютер не может заменить живого общения. Поэтому мы рассматриваем сервис LearningApps.org как помощь в работе, а не замену учителя в учебном процессе.