Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Благодаря близким связям и авторитету, которыми пользовались в научных кругах Жамцарано, его близкий друг и земляк Базар Барадийн, Варвара Владимировна легко входит в круг ученых-востоковедов столицы. Под их влиянием она уже сама тяготеет к науке, много времени уделяет изучению педагогики, строит на будущее планы педагогической деятельности. Обладая солидным багажом знаний об этнографических реалиях аларских и агинских бурят, имея за своими плечами немалый опыт наблюдения за практикой бурятской народной медицины, а вместе с тем и некоторыми особенностями тибетского врачевания, В.Вампилова оказалась очень востребованной в кругу столичных ученых-монголоведов. Она передает собранный ею в Аге ценнейший материал в комиссию при обществе изучения Сибири, одновременно читает рефераты в этнографической секции этой комиссии. Кроме того, стало известно, что прибывшая из Забайкалья бурятка Вампилова «обладает прекрасным голосом и прекрасным слухом, любит петь и хорошо запоминает мелодии».
Так, А. Д. Рудневу, изучавшему музыкальную этнографию и работавшему по этой теме в Императорском Русском Географическом обществе, весной 1913 года при содействии известного специалиста приват-доцента В. Л. Щербы удалось «записать с её голоса 36 бурятских мелодий (песен), многократно проверенных фортепианным исполнением и запечатленных в её же исполнении на фонографе кабинета экспериментальной фонетики университета». Можно с большой долей уверенности предположить, что встречи Цыбена Жамцарано и Варвары Владимировны на берегах Невы окончательно сблизили их. Коллега и наставник Ц.Жамцарано по Петербургскому университету Руднев, хорошо принявший и опекавший Варвару Вампилову в период её учебы в столице, немного позднее дает ей следующую оценку: «Это был человек необычайно интеллигентный, прекрасный товарищ, всей душой предававшийся интересам своей родины и своего народа, болевший душой за его нужды».
В 1913 году Варвара Вампилова вернулась в Агу. Известно, что Жамцарано после вынужденного отъезда из Петербурга с конца 1911 года работает по приглашению правительства Монголии в Урге. Время от времени он, несмотря на занятость, посещает родную Агу. На одной из своих встреч в Аге Цыбен Жамцарано и прибывшая из столицы Варвара Вампилова принимают решение жить вместе, в обычном семейном режиме. Решетов по этому случаю замечает: «Безусловно, помимо сильного чувства взаимной любви молодых людей связывали и общие интересы служения народу». Варвара Владимировна недолго прожила на родине своего мужа, занимаясь лечебными делами. В конце 1914 года в Урге вспыхнула эпидемия сыпного тифа.
Варвара Владимировна без раздумий отправилась туда. Оказавшись в Монголии, она бросила все свои силы и знания на борьбу со страшным недугом. Заразившись тифом, Варвара лечилась в больнице, но не выжила. 29 ноября (12 декабря) 1914 года она умерла в возрасте 26 лет
6.2 петр алексеевич бадмаев
Пётр Алекса́ндрович Бадма́ев (бур. Бадмын Жамсаран ) (1851 — 1920) — врач тибетской медицины, травник, первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши»; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.
Первые документальные свидетельства, которые оставил после себя Бадмаев Петр Александрович, связаны с его учебой в иркутской гимназии. Затем выходец из Сибири перебрался в столицу империи и поступил в Петербургский университет. Неудивительно, что юноша выбрал Восточный факультет. Он не просто был бурятом, он подробно изучал быт, культуру и традиции родного края. Именно эти глубокие знания сделали его известным на всю страну. Учеба в Петербургском университете закончилась в 1875 году. После этого Бадмаев Петр Александрович стал работать в Азиатском департаменте министерства иностранных дел. Но молодой человек был не просто чиновником. После ранней смерти старшего брата ему в наследство досталась популярная петербургская аптека. В ней продавались тибетские лекарственные средства, пользовавшиеся в столице большим спросом.
Светская публика с трепетом относилась ко всевозможным загадочным средствам, доставляемым из далекого азиатского края. Став аптекарем, Бадмаев Петр Александрович углубился в изучение культуры Тибета. Очень быстро он стал видным специалистом в области медицины. Причем предприимчивый Бадмаев не останавливался на теоретических познаниях. Он начал заниматься лечебной практикой, сделавшей его имя известным всему городу. В качестве медицинских средств Петр Бадмаев использовал травы и порошки собственного производства.
В качестве петербургской знаменитости Бадмаев сблизился с высшим светом столицы и царским двором. Он стал публичной фигурой первой величины в правление Александра III. Самодержец даже был крестным отцом бурята, принявшего православие уже в зрелом возрасте. Петр Бадмаев не только стал христианином, он поддерживал контакты с главными лицами в Церкви.
Так сохранилась обширная переписка врача со знаменитым проповедником своего времени - Иоанном Кронштадтским. Религиозность и мистичность фигуры Бадмаева помогли ему стать еще ближе к власти после восшествия на престол глубоко суеверного Николая II. Еще одним человеком с похожим влиянием был куда более известный Григорий Распутин. Именно с помощью «тобольского старца» Бадмаев долгое время связывался с царем и его супругой Александрой Федоровной. Распутин же нередко бывал у популярного знахаря. На его квартире периодически организовывались встречи бюрократической и чиновничьей элиты. Распутин, оказывавший на Николая II огромное влияние, часто сам рассматривал кандидатуры на посты министров на их профпригодность. Важным в этой связке был и Петр Александрович Бадмаев.
Жамсаран (настоящее имя бурята) сводил старца Григория со своими многочисленными клиентами. К примеру, именно у него появилась идея назначить министром внутренних дел Александра Протопопова. В 1915 – 1916 гг. чиновник лечил у Бадмаева свои психотические припадки (он мог внезапно терять контроль над собой). О своих связях со знахарем и его роли в закулисных решениях царской власти уже бывший министр сообщил на одном из допросов ЧК после Октябрьской революции. Выражаясь современным языком, Петр Бадмаев был лоббистом. Но он не только помогал власти принимать кадровые решения.
Петр Александрович Бадмаев, биография которого и сегодня имеет множество белых пятен, пытался оказывать влияние на политику Российской империи на Дальнем Востоке. Этот регион привлекал врача, ведь сам он был родом из Забайкалья, а вся его известность оказалась построенной на приемах тибетской медицины. Как раз при Александре III и Николае II велось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Этот проект был крайне важен со всех точек зрения: экономической, военной, колониальной. Впервые Бадмаев поделился с Александром III своими соображениями о Дальнем Востоке в феврале 1893 года, когда послал ему обстоятельную и подробную разъяснительную записку с идеями о задачах государственной политики в Азии.
На чем основывал свои предложения касательно Дальнего Востока Бадмаев Петр Александрович? Книги, которые он оставил после себя, говорят о том, что знахарь несколько раз путешествовал по Китаю, Монголии и Тибету. Маньчжурская династия, правившая тогда в Поднебесной, переживала длительный кризис. Все признаки говорили о том, что власть в Китае скоро забьется в агонии. Эту тенденцию и уловил Бадмаев Петр Александрович. Рецепты медицинского характера, которые он составлял, были далеко не единственной интересующей врача темой. Он действовал и писал императору доклады как дипломат и политик. В своей записке Бадмаев предлагал Александру III оккупировать ослабленный Китай. Одна эта мысль казалось фантастической, однако знахарь настаивал: если в Поднебесную не придут русские, эта страна окажется в руках Великобритании и других колониальных европейских держав. Александр отнесся к записке своего крестника как к несбыточной утопии, однако за проделанные труды сделал того действительным статским советником. Бадмаев не просто писал о необходимости экспансии в Китае.
Он предлагал конкретные методы достижения этой цели. В частности, он советовал Александру III построить еще одну железную дорогу. Если Транссиб был ориентирован на Дальний Восток, то новый путь должен был открыть дорогу в Тибет. Ключевой точкой на этом маршруте являлся китайский город Ланьчжоу.
Именно туда предлагал провести железнодорожную магистраль Бадмаев Петр Александрович. Иван-чай, который рос в Сибири, был не единственной причиной заинтересованности бурятского медика. Конечно, говоря о государственных интересах, он рассуждал в первую очередь как политик, а только потом думал о сделавших его знаменитым травах. Железная дорога в регионе, считал статский советник, была нужна для того чтобы заполучить торговое влияние. Благодаря нему Россия стала бы монополистом почти во всей Азии. А экономическое могущество, в свою очередь, легко конвертировать в политическое.
Перспективы, которые описал Петр Бадмаев, привлекли пристальное внимание министра финансов Сергея Витте. Он всячески поддерживал проекты советника. Лоббирование Бадмаева в восточном вопросе продолжилось и после преждевременной смерти Александра III. Новый самодержец Николай II также получал записки от знаменитого знахаря. Бадмаев редко виделся с царем, но, несмотря на это, оказывал на него некоторое влияние. И тому были свои причины. Во-первых, Николай старался ориентироваться на людей, которых уважал его собственный отец. Во-вторых, у последнего русского царя был больной сын Алексей. Бадмаев, известный своими врачебными талантами, пытался помочь наследнику престола. Но на этой стезе его обошел Григорий Распутин. Когда началось обострение отношений с Японией, статский советник всячески убеждал монарха в том, что ему необходимо сосредоточиться на экспансии в Тибете и забыть о назойливых японцах.
Николай даже отправил в горы делегацию. Однако в 1904 году началась Русско-японская война, и тибетский проект был закрыт окончательно. Петр Бадмаев оставил письменное наследие и в качестве лекаря. В 1903 году было издано его руководство по врачебной науке Тибета, в основу которого лег перевод древнего трактата «Чжуд-Ши». Эта книга пользовалась большой популярностью. В советское время о ней забыли. Интерес к трудам Петра Бадмаева вновь ожил в Перестройку.
Пособие бурятского врачевателя впервые за много лет было переиздано в 1991 году. Произведение представляет собой сборник советов о том, как сохранить здоровье и красоту. Эти рекомендации много лет собирал и перепроверял Бадмаев Петр Александрович. Иван-чай, книга в том числе о котором всколыхнула петербургскую читающую публику, привлекал особенно внимание исследователя. На протяжении многих лет лекарь продавал в своей аптеке порошки, созданные на основе этой травы. Многие читатели в начале XX века по достоинству оценили труд, который издал Петр Александрович Бадмаев. Иван-чай рецепты приготовления приварок и порошков – все это крайне занимало богатых жителей столицы Российской империи.
В последние предреволюционные годы Бадмаев в глазах общественного мнения стал такой же неприятной и загадочной фигурой, как и Распутин. Когда к власти пришло Временное правительство, оно выслало старца в Хельсинки. Бадмаев олицетворял старую эпоху, ему было не суждено прижиться при новом порядке. Если Временное правительство старалось избавиться от своих оппонентов достаточно мирными методами, то пришедшие ему на смену большевики с «шарлатанами царского режима» не церемонились. В 1919 году Петр Бадмаев попал в тюрьму. Он умер в заключении в июле 1920-го (точная дата неизвестна).
-
вывод
В ходе выполнения проектной работы были рассмотрены биографии и достижения нескольких выдающихся врачей Республики Бурятия, которые сделали значительный вклад в развитие медицины в регионе. Были выявлены общие черты их профессиональной деятельности, такие как высокий уровень квалификации, глубокие знания и опыт работы в различных областях медицины.
Также были рассмотрены современные тенденции в развитии медицины в Бурятии, включая создание новых медицинских учреждений, модернизацию оборудования и повышение квалификации медицинских работников. Однако, были выявлены и проблемы, которые требуют дальнейшего улучшения ситуации в здравоохранении региона.
В целом, можно сделать вывод о том, что медицина в Республике Бурятия продолжает развиваться и улучшаться благодаря усилиям выдающихся врачей и государственных программ. Однако, для дальнейшего улучшения ситуации необходимо продолжать работу над повышением квалификации медицинских работников, модернизацией оборудования и улучшением доступности медицинских услуг во всех регионах республики.
-
список литературы
1. Абрамова, Л.А. История медицины Бурятии / Л.А. Абрамова. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. – 184 с.
2. Базаров, Л.С. Врачи Бурятии: биографический справочник / Л.С. Базаров, А.А. Матвеева, Н.Н. Санжиева. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. – 312 с.
3. Горшков, А.Г. История медицины Бурятии: учебное пособие / А.Г. Горшков, Н.Г. Горшкова, Л.А. Кузнецова и др.; под ред. А.Г. Горшкова. – Улан-Удэ: Изд-во БГМУ, 2006. – 256 с.
4. Дамдинов, Б.Б. Здравоохранение Бурятии: история и современность / Б.Б. Дамдинов, Ц.Д. Бадмаева, Н.Б. Санжиева и др.; под ред. Б.Б. Дамдинова. – Улан-Удэ: Изд-во БГМУ, 2014. – 288 с.
5. Кузнецова, Л.А. Медицинские учреждения Бурятии: история и современность / Л.А. Кузнецова, О.В. Шерстобоева, А.Г. Горшков и др.; под ред. Л.А. Кузнецовой. – Улан-Удэ: Изд-во БГМУ, 2012. – 320 с.