Файл: Понятие и виды налоговых проверок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
контроля относятся инвентаризация имущества налогоплательщика, привлечение специалиста, контрольный запуск сырья в производство, лабораторный анализ качества и др.

К расчетно-аналитическим методам контроля относятся:

  • вспомогательные методы: экономический анализ, технико- экономический анализ, группировка и обобщение, метод «контрольного сличения» (определение максимально возможного остатка за данный период);

  • косвенные (нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа (расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала и др.

Информативные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений согласно запросам налоговых

органов и т.п.

Существует множество критериев для подразделения налогового контроля по видам. Основными из них являются: субъекты контрольной деятельности, их полномочия, задачи контрольной деятельности, времени проведения налогового контроля и др. Другими словами, виды контроля определяются характеристикой того или иного элемента налогового контроля (например, субъект, объект, метод), а также местом и временем проведения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация налогового контроля по видам


Основание

классификации

Вид контроля

1.По субъектам контрольной

деятельности

налоговые, таможенные органы, органы ВБФ, МВД

2. По характеру

контролируемых лиц

физические, юридические лица

3. По объему контрольной

деятельности

комплексный (касается всех видов налогов), тематический (отдельные виды налогов; отдельные вопросы финансово-

хозяйственной деятельности)

Основание

классификации

Вид контроля

4. По характеру контрольных мероприятий

плановый (по плану осуществляется большая часть проверок, при этом предприятия отбираются по определенным критериям), внеплановый или внезапный (при наличии

определенных оснований)

5. По стадиям (времени проведения)

предварительный (на стадии планирования проверки), текущий ходе проверок), последующий (проверки по

окончании отчетного периода)

6. По полноте охвата объекта контроля

сплошной (изучение всех первичных документов и учетных записей), выборочный (проверка всех документов за

отдельные периоды или части документов за весь отчетный период)

7. По источникам

контрольных данных

документальный, фактический, автоматизированный

8. По месту

проведения

камеральный, выездной

9. По степени обязательности

обязательный (законом устанавливаются случаи, когда проверка должна быть проведена в обязательном порядке, а также определенная периодичность проверок), инициативный

(со стороны налоговых органов)

10. По глубине проверки (степени

завершенности представлений об

глубокий, поверхностный


объекте контроля)




11. По периодичности

проведения

регулярный, систематический, эпизодический


Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо совершенствовать проведение действующих процедур налоговых проверок. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:

    • создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, которая позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

    • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

    • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование форм и методов налогового контроля невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Целесообразно ввести единую

систему оценки работы всех налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки, которая позволит оценивать их работу в количественном выражении. Например, в зависимости от категории

каждого проверенного предприятия, исходя из классификации на крупные, средние и малые, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.

Совершенствование налогового законодательства и ужесточение ответственности налогоплательщиков за совершение правонарушений в сфере налогообложения способствуют также снижению случаев сокрытия доходов и нарушения налогового законодательства как физическими, так и юридическими лицами. Таким образом, в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

Заключение




Налоговый контроль представляет собой сферу деятельности субъектов, обладающих специальной компетенцией, которые используют формы и методы, ориентированные на создание совершенной системы налогообложения, а также на достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором нарушения налогового законодательства исключены или сведены к минимуму. К основным чертам налогового контроля относятся: государственный властный характер, легитимность, объективность и независимость, информативность.

К формам налогового контроля относятся: налоговые
проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов и др.

Конкретные методы налогового контроля подразделяются на следующие группы: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.

Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо проведение следующих мероприятий:

    • совершенствование налогового законодательства и ужесточение ответственности налогоплательщиков за совершение правонарушений в сфере налогообложения;

    • использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

    • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

    • повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

    • создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для

проведения документальных проверок.

Данный перечень не является исчерпывающим. Указанные мероприятия будут эффективными только в том случае, если налоговый инспектор будет постоянно совершенствовать свои знания в сфере налогообложения.

Список литературы




  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс»

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СПС «Консультант плюс»


3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»

  1. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль. - М.: Амалфея, 2022. - 728 c.

  2. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2018. 239 с.

  3. Владимирова М.П. Налоги и налогообложение. - М.: КНОРУС, 2017. -232 с.

  4. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль– М.: Камерон, 2018. - 272 с.

  5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования.- М: Норма, 2017. - 288 с.

  6. Караханян С.Г. налоговые споры: проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян, И.С Баталова. - М.: Бератор-Паблишинг, 2016. - 144 c

  7. Красницкий В.А., Семакина В.Д. Налоговые риски в системе налогового контроля // Вестник академии знаний. – 2019. - №6. - С.45- 48

  8. С. С. Хасанова, Э. И. Алиева, З. М. Межидов. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и право. – 2019. - № 4. - С.20- 21

  9. Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения / А.С. Титов. - М.: ВК, 2016. - 410 c.

  10. Фархутдинов Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2020. - 177 с.