Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
контроля относятся инвентаризация имущества налогоплательщика, привлечение специалиста, контрольный запуск сырья в производство, лабораторный анализ качества и др.
К расчетно-аналитическим методам контроля относятся:
Информативные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений согласно запросам налоговых
органов и т.п.
Существует множество критериев для подразделения налогового контроля по видам. Основными из них являются: субъекты контрольной деятельности, их полномочия, задачи контрольной деятельности, времени проведения налогового контроля и др. Другими словами, виды контроля определяются характеристикой того или иного элемента налогового контроля (например, субъект, объект, метод), а также местом и временем проведения (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация налогового контроля по видам
Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо совершенствовать проведение действующих процедур налоговых проверок. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
Совершенствование форм и методов налогового контроля невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Целесообразно ввести единую
систему оценки работы всех налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки, которая позволит оценивать их работу в количественном выражении. Например, в зависимости от категории
каждого проверенного предприятия, исходя из классификации на крупные, средние и малые, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.
Совершенствование налогового законодательства и ужесточение ответственности налогоплательщиков за совершение правонарушений в сфере налогообложения способствуют также снижению случаев сокрытия доходов и нарушения налогового законодательства как физическими, так и юридическими лицами. Таким образом, в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.
Налоговый контроль представляет собой сферу деятельности субъектов, обладающих специальной компетенцией, которые используют формы и методы, ориентированные на создание совершенной системы налогообложения, а также на достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором нарушения налогового законодательства исключены или сведены к минимуму. К основным чертам налогового контроля относятся: государственный властный характер, легитимность, объективность и независимость, информативность.
К формам налогового контроля относятся: налоговые
проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов и др.
Конкретные методы налогового контроля подразделяются на следующие группы: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.
Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо проведение следующих мероприятий:
проведения документальных проверок.
Данный перечень не является исчерпывающим. Указанные мероприятия будут эффективными только в том случае, если налоговый инспектор будет постоянно совершенствовать свои знания в сфере налогообложения.
3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
К расчетно-аналитическим методам контроля относятся:
-
вспомогательные методы: экономический анализ, технико- экономический анализ, группировка и обобщение, метод «контрольного сличения» (определение максимально возможного остатка за данный период); -
косвенные (нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа (расчет по аналогии), метод анализа собственного капитала и др.
Информативные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений согласно запросам налоговых
органов и т.п.
Существует множество критериев для подразделения налогового контроля по видам. Основными из них являются: субъекты контрольной деятельности, их полномочия, задачи контрольной деятельности, времени проведения налогового контроля и др. Другими словами, виды контроля определяются характеристикой того или иного элемента налогового контроля (например, субъект, объект, метод), а также местом и временем проведения (см. таблицу 1).
Таблица 1. Классификация налогового контроля по видам
Основание классификации | Вид контроля |
1.По субъектам контрольной деятельности | налоговые, таможенные органы, органы ВБФ, МВД |
2. По характеру контролируемых лиц | физические, юридические лица |
3. По объему контрольной деятельности | комплексный (касается всех видов налогов), тематический (отдельные виды налогов; отдельные вопросы финансово- хозяйственной деятельности) |
Основание классификации | Вид контроля |
4. По характеру контрольных мероприятий | плановый (по плану осуществляется большая часть проверок, при этом предприятия отбираются по определенным критериям), внеплановый или внезапный (при наличии определенных оснований) |
5. По стадиям (времени проведения) | предварительный (на стадии планирования проверки), текущий (в ходе проверок), последующий (проверки по окончании отчетного периода) |
6. По полноте охвата объекта контроля | сплошной (изучение всех первичных документов и учетных записей), выборочный (проверка всех документов за отдельные периоды или части документов за весь отчетный период) |
7. По источникам контрольных данных | документальный, фактический, автоматизированный |
8. По месту проведения | камеральный, выездной |
9. По степени обязательности | обязательный (законом устанавливаются случаи, когда проверка должна быть проведена в обязательном порядке, а также определенная периодичность проверок), инициативный (со стороны налоговых органов) |
10. По глубине проверки (степени завершенности представлений об | глубокий, поверхностный |
объекте контроля) | |
11. По периодичности проведения | регулярный, систематический, эпизодический |
Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо совершенствовать проведение действующих процедур налоговых проверок. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:
-
создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, которая позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей; -
применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков; -
использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Совершенствование форм и методов налогового контроля невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Целесообразно ввести единую
систему оценки работы всех налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки, которая позволит оценивать их работу в количественном выражении. Например, в зависимости от категории
каждого проверенного предприятия, исходя из классификации на крупные, средние и малые, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.
Совершенствование налогового законодательства и ужесточение ответственности налогоплательщиков за совершение правонарушений в сфере налогообложения способствуют также снижению случаев сокрытия доходов и нарушения налогового законодательства как физическими, так и юридическими лицами. Таким образом, в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.
Заключение
Налоговый контроль представляет собой сферу деятельности субъектов, обладающих специальной компетенцией, которые используют формы и методы, ориентированные на создание совершенной системы налогообложения, а также на достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором нарушения налогового законодательства исключены или сведены к минимуму. К основным чертам налогового контроля относятся: государственный властный характер, легитимность, объективность и независимость, информативность.
К формам налогового контроля относятся: налоговые
проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения доходов и др.
Конкретные методы налогового контроля подразделяются на следующие группы: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные.
Для повышения эффективности деятельности налоговых органов в сфере налогового контроля необходимо проведение следующих мероприятий:
-
совершенствование налогового законодательства и ужесточение ответственности налогоплательщиков за совершение правонарушений в сфере налогообложения; -
использование системы оценки работы налоговых инспекторов; -
увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции; -
повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах; -
создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для
проведения документальных проверок.
Данный перечень не является исчерпывающим. Указанные мероприятия будут эффективными только в том случае, если налоговый инспектор будет постоянно совершенствовать свои знания в сфере налогообложения.
Список литературы
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс» -
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // СПС «Консультант плюс»
3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
-
Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль. - М.: Амалфея, 2022. - 728 c. -
Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2018. – 239 с. -
Владимирова М.П. Налоги и налогообложение. - М.: КНОРУС, 2017. -232 с. -
Грачева Е.Ю. Финансовый контроль– М.: Камерон, 2018. - 272 с. -
Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования.- М: Норма, 2017. - 288 с. -
Караханян С.Г. налоговые споры: проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян, И.С Баталова. - М.: Бератор-Паблишинг, 2016. - 144 c -
Красницкий В.А., Семакина В.Д. Налоговые риски в системе налогового контроля // Вестник академии знаний. – 2019. - №6. - С.45- 48 -
С. С. Хасанова, Э. И. Алиева, З. М. Межидов. Налоговые проверки в системе налогового контроля // Экономика и право. – 2019. - № 4. - С.20- 21 -
Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения / А.С. Титов. - М.: ВК, 2016. - 410 c. -
Фархутдинов Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2020. - 177 с.