ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
1 История зарождения социологии 3
1.1 Предыстория социологической мысли 3
1.2 Предпосылки возникновения социологии, как науки 5
2 Родоначальники социологии 6
2.1 Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии 6
2.2 Социология Герберта Спенсера 8
3 Актуализация исторических предпосылок социологии 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие социологии противоречиво. Особенность ее предпосылок состоит в том, что они имеют исторически конкретную и одновременно актуальную форму, связывая социальную науку с существующей культурой и с решением острых социальных проблем. В своей исторической тенденции социология развивается как теоретическая форма общественного самосознания и духовной культуры.
Актуальность данной работы в том, что без исторических предпосылок социология не могла бы возникнуть и развиваться, а, следовательно, не может эффективно функционировать в существующем обществе.
Целью работы является изучение этапов формирования, а также причин и условий возникновения социологии в историческом процессе.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
– рассмотреть предысторию и предпосылки возникновения социологии;
– проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта и Герберта Спенсера;
– актуализировать исторические предпосылки на сегодняшний день.
1 История зарождения социологии
1.1 Предыстория социологической мысли
Проблематика, близкая к будущей науке социологии, проявилась еще у великих древнегреческих философов Платона (428 – 348 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.), впервые рассматривавших закономерности общественного устройства и типы социальных объединений. В дальнейшем их задел на всех этапах истории человечества так или иначе помогал людям осмысливать себя как общество и выражать свое отношение к этому осмыслению.
В истории развития социологической мысли различают предысторию и историю социологии как науки. На первый взгляд, употребление понятия «социологическая мысль» относительно периода, когда социология еще не была признана наукой, не совсем правомерно. Точнее было бы говорить о социальной мысли. Однако понятие «социальная мысль» шире, чем понятие «социологическая мысль», так как включает в себя воззрения и концепции обо всех сторонах общественной жизни: экономической, политической, бытовой, духовно-идеологической [1, стр.8].
Чтобы выделить в предшествующей появлению социологии истории социальной мысли тот аспект, который определяется современным пониманием предмета социологии, целесообразно использовать понятие «предыстория».
Предыстория развития социологической мысли охватывает многовековой период. Условно в нем можно выделить следующие этапы:
– социальные воззрения в эпоху Древнего мира;
– социальные концепции мыслителей эпохи Античности;
– социальные взгляды в эпоху Средневековья;
– социальные идеи представителей эпохи Возрождения;
– социальные теории в эпоху Просвещения [1, стр.9].
Воззрения на устройство и функционирование общества в эпоху Древнего мира можно обнаружить в мифах и легендах того времени, в религиозных трактатах и нравоучениях, в текстах законодательных документов и литературных памятников. К источникам, в которых нашла отражение социальная мысль Древнего мира, можно, например, отнести Кодекс законов царя Вавилонии, Месопотамии и Ассирии Хаммурапи, египетский трактат «Поучение Птахотетепа», древнейшие индийские книги — «Веды» (конец II тыс. до н.э.), «Артхашастра» (IV в. до н.э.), «Законы Ману» (II в. до н.э.), священное писание «Ветхий Завет» (VII в. до н.э.), трактат китайского мыслителя Конфуция «Беседы и суждения» (V в. до н.э.) [1, стр.9].
Авторы этих сочинений, описывая существующий порядок общественной жизни, стремились определить пути достижения могущества страны и счастья народа, проповедовали идеи подчинения божественному предписанию и нравственно-правового равенства между людьми.
Социальная мысль в эпоху Античности была включена в учения, объясняющие устройство и проблемы функционирования общества. Отличительной чертой их социологического подхода являлось то, что они отождествляли общество и государство, а членами общества считали только свободно рожденных взрослых мужчин. Основу их социологических воззрений составили концепции социальной структуры и социальной справедливости.
Центральной социальной проблемой теологов эпохи Средневековья была проблема взаимоотношения Бога, личности и общества. Римский богослов, епископ Гиппонский Аврелий Августин (354 – 430) – за аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви был прозван Блаженным. Его идеи о «гармоническом неравенстве» и социальной структуре изложены в трактате «О граде Божием» (413 –
426) [1, стр.14].
В эпоху Возрождения особенность социальной мысли состояла в освобождении от пут теологии и утверждении идей гуманизма и прогресса. Эпоха Возрождения больше известна бурным развитием искусств и естествознания. Наиболее значительный вклад в историю социальной мысли эпохи Возрождения внесли арабский историк Ибн-Хальдун и итальянский политик Никколо Макиавелли.
Социальная мысль эпохи Просвещения унаследовала и развила лучшие рационалистические и гуманистические традиции прошлого. В истории социологической мысли различают социальные теории представителей английского, итальянского, французского, немецкого и американского Просвещения. Наиболее яркими представителями социальной мысли эпохи Просвещения были в Великобритании – Т. Гоббс и Дж. Локк, в Италии – Дж. Вико, во Франции – Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, в Германии – И. Кант и Г. Гегель, в Соединенных Штатах Америки – Т. Джефферсон [1, стр.20].
1.2 Предпосылки возникновения социологии, как науки
Рождение социологии в качестве самостоятельной науки об обществе – это 30 – 40 гг. ХIХ в. Девятнадцатый век – это век естествознания, идеалом которого является опытное, научное знание, век изменения мировоззренческих установок с религиозных на более прагматичные. Открытия в области химии, физики и биологии (теория клеточного строения, теория эволюции видов и т. д.) создали предпосылки создания науки об обществе, которая использует естественно-научные методы познания.
В качестве социальных предпосылок возникновения социологии можно
назвать процессы, которые были связаны с осуществляемой в странах Европы и Америки промышленной революцией – появлением в обществе новых классов и урбанизацией, а также порожденных этими процессами проблем (преступность, обнищание широких масс и т. п.). Все это происходило на фоне расширения политических прав для среднего класса [2, стр.18]. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.
2 Родоначальники социологии
2.1 Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
Родоначальник позитивизма в философии и социологии Огюст Конт
родился в Монпелье в 1798 г. в семье чиновника. Первая половина XIX в. – чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Росту богатства и власти буржуазии сопутствуют нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830 г., Июльская монархия, Революция 1848 г., Вторая республика, Вторая империя — основные политические вехи этого периода [3, стр.25].
Все эти события оказали влияние на мировоззрение Конта.
В 1817 – 1824 гг. Конт работал секретарем у Сен-Симона и, несомненно, воспринял многие его идеи. Однако разногласия между ними по коренным теоретическим и политическим вопросам привели к разрыву. Мысли Сен-Симона относительно борьбы классов эксплуататоров и производителей, высокая оценка им роли труда не были приняты Контом. Если Сен-Симон говорил об обществе свободных и равных производителей, то Конт пропагандировал централизованное государство с иерархической структурой. Если Сен-Симон на первый план выдвигал идею общественного прогресса, то Конт подчеркивал значение социальной статики.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта [3, стр.27].
Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:
1) реальное в противоположность химерическому;
2) полезное в противоположность бесполезному;
3) достоверное в противоположность сомнительному;
4) точное в противоположность смутному;
5) положительное в противоположность отрицательному.
Разрабатывая классификацию наук, Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая абстрактная наука о жизни, а медицина – конкретная наука, применяющая общие законы биологии.
Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов-«метафизиков», которые создавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они понимают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество – действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Их сущность – историчность [3, стр.29].
Во взглядах Конта можно усмотреть зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом к общественной жизни. Однако Конт не понимал действительной диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.
Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, – с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов.
Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая – законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика – это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть